Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и сроки исполнения уголовного наказания в виде штрафа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вопросы практики назначения уголовного наказания в виде штрафа разъясняются в п. п. 2 — 7 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2015 N 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания».
ПРОЦЕДУРА ЗАМЕНЫ НАКАЗАНИЯ
Установив злостное уклонение от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, суд должен применить нормы ч. 5 ст. 46 УК…
При поступлении данных материалов суд проверяет соблюдение предусмотренных Законом требований исполнительного производства. В частности, суд должен проверить:
— вручил ли судебный пристав-исполнитель осужденному постановление о возбуждении исполнительного производства ;
— указал ли пристав в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения требования об уплате штрафа;
— разъяснены ли в постановлении последствия неуплаты штрафа в указанный срок .
При рассмотрении материалов о замене наказания суду нужно учитывать и процессуальную составляющую, которая определяет пределы действия института замены наказания. Это представление должно обладать признаками приемлемости, то есть соответствовать формальным и содержательным требованиям.
В соответствии со ст. 31 УИК судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты штрафа, указанного в ч. 1 и 3 ст. 31 УИК, должен направить в суд представление о замене штрафа другим наказанием.
Следует заметить, что суд не вправе одновременно рассматривать представление судебного пристава-исполнителя о замене штрафа и заявление осужденного о предоставлении рассрочки исполнения наказания в виде штрафа. Ходатайство о рассрочке уплаты штрафа должно быть подано осужденным и рассмотрено судом до обращения судебного пристава-исполнителя в суд с представлением о замене штрафа.
Судьи должны соблюдать положения ч. 4 ст. 390 УПК и п. 9.2.16 Инструкции по судебному делопроизводству , утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36. Согласно указанным нормам суд первой инстанции обращает приговор к исполнению в течение 3-х суток со дня его вступления в законную силу или со дня возвращения уголовного дела из суда апелляционной инстанции. В территориальный орган службы судебных приставов по месту жительства осужденного (пребывания, работы) суд направляет исполнительный лист о взыскании штрафа за преступление, копию приговора, на основании которого оформлен исполнительный лист, и распоряжение об исполнении приговора.
Согласно п. 9.1.4 Инструкции порядок контроля за обращением к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений суда устанавливает председатель суда или лицо, исполняющее его обязанности, и судьи, под председательством которых рассматривались дела.
Кроме того, согласно п. 9.2.32 Инструкции работники аппарата суда обязаны докладывать председателю суда или судье, рассмотревшему дело, о непоступлении сообщений о принятии приговора, определения, постановления к исполнению (либо их неисполнении).
В соответствии со ст. 83 УК условия освобождения от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора носят императивный характер. По смыслу закона истечение сроков давности обвинительного приговора не зависит ни от наличия исполнительного производства, ни от стадии исполнения приговора, если на момент истечения двухлетнего срока давности приговор в части взыскания штрафа в исполнение фактически не приведен. В связи с этим обращение судебного пристава-исполнителя с представлением о замене штрафа, обязательных работ, ограничения свободы за пределами срока давности обвинительного приговора является изначально бесперспективным. Хотя в практике такие обращения нередки.
Предположим, что процессуальное поведение судебного пристава-исполнителя имеет свое обоснование. Так, Т. И. Мандрикова, проведя сравнительный анализ УК, УИК и Закона, справедливо отметила разночтения. Автор указала, что давность исполнения штрафа по ст. 83УК составит два года, а по ст. 103 Закона — шесть лет.
Правом на обращение в суд с ходатайством об освобождении от отбывания наказания в связи с истечением срока давности обвинительного приговора обладает сам осужденный и законом не предусмотрена возможность обращения в суд иного лица. Об этом свидетельствует и судебная практика. Представляется, что если речь идет об улучшении положения осужденного, то суд, рассматривая представление о замене штрафа, поданное за пределами срока давности обвинительного приговора, вправе вынести решение об освобождении осужденного от наказания.
Направление в суд представлений о замене штрафа другим видом наказания по материалам, где истекли сроки давности обвинительного приговора, установленные в ст. 83 УК, вызвано процессуальными недоработками. Они, в частности, выражаются в том, что в пределах срока давности приставы-исполнители:
— не устанавливают место нахождения осужденного;
— не предпринимают меры к исполнению наказания;
— не рассматривают вопрос о применении к осужденному акта об амнистии.
В таких случаях приставы-исполнители не утруждают себя вручать осужденному постановление о замене штрафа, объявлять ему срок для добровольного исполнения требования об уплате штрафа, разъяснять ему последствия неуплаты штрафа в указанный срок. Как следствие, в таких судебно-контрольных материалах отсутствуют сведения о том, что осужденные скрывались, по месту регистрации не проживали, место жительства не сообщали, объявлялись в розыск и т. д.
Согласно постановлению Пленума ВС РФ от 20.12.2011 № 21 уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство не содержит каких-либо изъятий или ограничений и не допускает понижения уровня гарантий этого права для осужденных при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговора. Несмотря на то что реализация осужденным права на защиту при исполнении приговора имеет определенные особенности, право осужденного на защиту не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах.
Суды отказывают в удовлетворении представлений о замене наказания в виде штрафа иным наказанием в следующих случаях:
— истечения срока давности обвинительного приговора, предусмотренного ст. 83 УК РФ;
— исполнения назначенного судом наказания;
— неявки осужденного в судебное заседание;
— необходимости приведения приговора с учетом требований ст. 10 УК в соответствие с действующим законодательством;
— присоединения наказания, от исполнения которого уклонялся осужденный, к наказанию, назначенному по другому приговору, постановленному в отношении него;
— отсутствия законодательной возможности заменить наказание в виде штрафа, обязательных работ, ограничения свободы на иной вид наказания.
При рассмотрении представлений судебного пристава-исполнителя, если осужденный уплатил штраф, суды руководствуются п. 5.7 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 21. В этом случае суд принимает решение о прекращении производства по делу, а не об отказе в удовлетворении представления по основаниям исполнения наказания.
Судьям следует также обратить внимание на другие рекомендации, указанные в п. 5.7 вышеназванного постановления ПВС РФ, о необходимости прекращения производства по представлению в иных случаях.
Уменьшение размера штрафа
Все меры к назначению судом как можно меньшего размера штрафа нужно предпринимать уже на стадии судебного рассмотрения уголовного дела с целью смягчения предполагаемого наказания.
Для этого необходимо предоставлять в судебных заседаниях сведения, свидетельствующие о том, что подсудимый достоин назначения такого штрафа, имеет возможность его заплатить, не имеет намерений уклоняться от выплаты. Эти сведения должны отражать в нужном свете обстоятельства, которые суд должен учитывать, определяя вид и размер наказания.
Если приговор судом уже вынесен, единственная возможность для снижения назначенной суммы этого денежного взыскания – его обжалование в установленном порядке.
Различия штрафа и судебного штрафа
Схожесть в названии этих понятий порождает некоторое их смешение. Однако это совершенно разные инструменты воздействия на лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, различной правовой природы, со своими правилами назначения, особенностями и последствиями.
Нижеприведенная таблица поможет разобраться в основных отличиях.
Судебный штраф | Штраф | |
Представляет собой | иную меру уголовно-правового характера | наказание за совершенное преступление |
Предусмотрен | ст. 104.4 УК РФ | ст. 46 УК РФ |
Последствия | прекращение дела, освобождение от ответственности, выплата конкретной денежной суммы | признание виновным, осуждение, выплата назначенного штрафа, судимость (погашается через год с момента выплаты) |
Судом выносится | постановление | приговор |
Определяется в виде | конкретной денежной суммы | конкретной денежной суммы, дохода за некоторый период или суммы, кратной стоимости предмета, размеру подкупа/взятки |
Размер | определяется судом, но не может быть более 1/2 максимального размера штрафа по вменяемой статье УК РФ, если штраф статьей не предусмотрен – не больше 250 тыс. руб. | от 5 тыс. до 5 млн руб. или в размере заработка виновного за период от 2 недель до 5 лет |
Назначается | по правилам, установленным главой 15.2 УК и 51.1 УПК | в каждом конкретном случае – по санкции вменяемой статьи |
Последствия неуплаты | привлечение к уголовной ответственности, рассмотрение дела в обычном порядке, вынесение приговора, назначение наказания, его отбывание, судимость | возможна замена на другое наказание |
Срок уплаты | устанавливается судом | 60 дней после того, как приговор обретет законную силу. Возможна отсрочка или рассрочка до 5 лет |
О замене наказания в виде штрафа на исправительные работы
В соответствии с ч.1 ст. 32 УИК РФ, злостно уклоняющимся от уплаты штрафа, признается осужденный, не уплативший штраф в течение 30 дней со дня вступления Приговора суда в законную силу и не ходатайствующий о его рассрочке.
С учетом изложенного, суд считает необходимым заменить Рожкову *.*., назначенное по Приговору Фокинского районного суда г. Брянска от (дата) наказание в виде штрафа, на исправительные работы.
Ходатайство судебного пристава-исполнителя Фокинского РО судебных приставов г. Брянска УФССП России по Брянской области удовлетворить. Заменить Рожкову *.*. наказание в виде штрафа, назначенное Приговором Фокинского районного суда г. После погашения судимости можно ли получить лицензию на оружие? Брянска от (дата), на исправительные работы сроком на 1 год с удержанием из заработка осужденного 5% в доход государства. рассмотрев в открытом судебном заседании представление судебного пристава-исполнителя Фокинского РО судебных приставов г. Брянска УФССП России по Брянской области о замене Рожкову *.*. наказания в виде штрафа другим видом наказания,
Разновидности труда – в чём отличие?
Обязательные работы – бесплатные общественно-полезные работы, которые осужденный выполняет в свободное от основной работы или учёбы время. Назначаются как за административной правонарушение, согласно статье 3.13 КоАП, так и за уголовно наказуемые деяния – статья 49 УК РФ.
Обязательные работы не должны превышать четырёх часов в день в выходной, либо двух в рабочие дни. Тем не менее, по статье 32.13 КоАП пристав-исполнитель может увеличить количество часов до восьми в нерабочие дни. Человек, приговорённый к таким работам, должен отрабатывать за неделю не менее двенадцати часов. Суммарно обязательные работы занимают от шестидесяти до четырёхсот восьмидесяти часов, в зависимости от тяжести вины.
Какими будут работы и где их отбывать, определяют органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными органами.
Обязательные работы не назначаются:
- Инвалидам первой группы.
- Беременным женщинам и женщинам, имеющим детей младше трёх лет.
- Военнослужащим, проходящим службу по призыву и контракту, не отслужившим положенного срока.
Исправ работы отличаются от прочих видов тем, что производятся прямо по месту трудоустройства человека. Если осужденный безработный – ему предоставят работу, соответствующую месту жительства. В статье 50 УК РФ прописаны сроки таких работ – от двух месяцев до двух лет. При этом в государственный бюджет удерживается 5-20%, в зависимости от судебного приговора.
Исправительные работы не назначаются:
- Инвалидам первой группы.
- Беременным женщинам и женщинам, имеющим детей младше трёх лет.
- Военнослужащим, проходящим службу по призыву и контрактникам, не отслужившим положенного призывом срока.
Принудительные работы, согласно статье 53.1 УК РФ, являются альтернативой лишению свободы, если осужденный совершил преступление средней тяжести, или же особо тяжкое в первый раз. Гражданина приговаривают к труду на срок от двух месяцев до пяти лет в местах, определяемых уголовно-процессуальными исполнителями. При этом из заработной платы человека удерживают 5-20% в пользу государственного бюджета.
Суд определяет – есть ли возможность у гражданина исправиться, не пребывая в местах лишения свободы. Однако такая замена на принудительные работы возможна только если наказание не предполагает ограничение свободы более пяти лет.
Принудительные работы не назначаются:
- Инвалидам первой и второй групп.
- Несовершеннолетним.
- Женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста.
- Мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста.
- Военнослужащим всех категорий.
- Беременным женщинам и женщинам, имеющим детей младше трёх лет.
Назначение принудительных работ
Принудительные работы являются альтернативой лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести или первое тяжкое преступление, как напомнил Пленум ВС РФ. В частности, принудительные работы можно назначить лишь в том случае, если особенная статья УК предусматривает такой наказания наряду с лишением свободы. В этом случае дополнительное наказание к лишению свободы не назначается.
Принудительные работы пор решению суда могут быть также применены к человеку, который совершил два или более преступления. В этом случае судья должен определить срок принудительных работ за совершение каждого преступления, а не при определении окончательного наказания по совокупности преступлений. Сложению в такой ситуации подлежат только сроки принудительных работ, а проценты удержаний из зарплаты не складываются.
Как заменить срок на исправительные работы
Если гражданин отбывает этот вид наказания в организации, он ограничен в своих действиях на весь период принудительных работ, в частности, запрещено увольнение с работы без разрешения сотрудника уголовно-исправительной инспекции.
когда лицо, отбывающее наказание находится в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.
Саратов Категория: Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.
Наказание исправительные работы 6 месяцев с удержанием 5%. Когда назначаются исправительные работы, обвиняемый не лишается свободы, но бывают случаи, когда мера пресечения может быть заменена. Ежегодно лицу, отбывающему данный вид наказания, гарантируется оплачиваемый отпуск в количестве 18 дней. Периоды, которые не засчитываются в срок отбытия наказания.
Неотбытый срок лишения свободы теперь можно заменить принудительными работами
- Приказ МВД России от 15.04.2021 N 24 «О внесении изменений в приказ Следственного департамента МВД России от 8 ноября 2011 г. N 58»
- Приказ МВД России от 08.11.2011 N 58 (ред. от 15.04.2021) «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов»
- Постановление Правительства РФ от 14.04.2021 N 595 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 — 2026 годы)»
- Постановление Правительства РФ от 06.04.2018 N 420 (ред. от 14.04.2021) «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 — 2026 годы)»
- Постановление Конституционного Суда РФ от 13.04.2021 N 13-П «По делу о проверке конституционности статьи 22, пункта 2 части первой статьи 24, части второй статьи 27, части третьей статьи 246, части третьей статьи 249, пункта 2 статьи 254, статьи 256 и части четвертой статьи 321 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.И. Тихомоловой»
- Распоряжение Президента РФ от 12.04.2021 N 88-рп «О внесении изменений в состав межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 30 июля 2018 г. N 205-рп»
- Распоряжение Президента РФ от 30.07.2018 N 205-рп (ред. от 12.04.2021) «О некоторых вопросах межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям»
- Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 N 569 «Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
- Постановление Конституционного Суда РФ от 08.04.2021 N 11-П «По делу о проверке конституционности статьи 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л.Ф. Саковой»
- Постановление Правительства РФ от 07.04.2021 N 553 «О случае и порядке направления в 2021 году на использование изъятых или конфискованных этилового спирта и спиртосодержащей продукции»
Уголовный закон в качестве санкции предусматривает 3 вида работ:
О них говорится в ст. 49 УК РФ. Этот вид наказания не применяется к лицам, совершившим серьезные преступления. Это бесплатные общественно-полезные работы, которые гражданин выполняет в свободное от основной занятости время, не более 4 часов в день.
Им посвящена ст. 50 УК РФ. Наказание можно отбывать и по основному месту работы. Для осужденного ничего не поменяется, кроме того, что часть заработка ему придется отдавать в казну страны.
О принудительных работах говорится в ст. 53.1 УК РФ. Это самый серьезный вид наказания из перечисленных. Они заменяют реальный тюремный срок. Их назначают за преступления небольшой или средней тяжести, а также за впервые совершенное тяжкое преступление.
Рассмотрим их главные отличия:
Работы исправительного характера возможны по месту основной занятости. Если человек нигде не оформлен, он будет трудиться по месту проживания. Если назначены принудительные работы, человека могут направить в любой регион независимо от того, где он проживает. Решение принимают органы уголовно-исполнительной системы.
Наибольший срок исправительных работ — 24 месяца, а принудительных — 5 лет.
К исправительным работам могут приговорить лиц пенсионного возраста, к принудительным — нет.
Если осужденный к исправительным работам уклоняется от выполнения трудовой повинности, наказание могут заменить на принудительные работы или тюремный срок. Если же гражданин уклоняется от принудительных — на реальное лишение свободы.
Работы исправительно-трудового характера менее суровые, чем принудительные.
У них есть и схожие черты. К примеру, минимальный срок наказания в обоих случаях равен 2 месяцам. Кроме того, в доход государства взыскивают определенный процент от заработка. В этом их отличие от обязательных работ, которые осужденный должен выполнять безвозмездно.
Суды обычно назначают такой вид наказания тем преступникам, которые могут исправиться, не садясь в тюрьму.
Такую санкцию не применяют к злоумышленникам, совершим жестокие преступления, связанные с нанесением травм, убийством, изнасилованием и т.д.
Иногда исправительными работами заменяют штраф, если осужденный в силу материального положения не способен его выплатить.
К некоторым категориям граждан не могут применить этот вид санкции:
- инвалиды I группы;
- матери малолетних детей (до 3 лет);
- беременные женщины;
- лица, служащие в армии;
- контрактники в должности «рядового» или «сержанта», если они к моменту вынесения приговора еще не отслужили 12 месяцев службы по призыву.
Исправительные работы не назначают при наличии отягчающих обстоятельств.
Время, в течение которого осужденный по разным причинам не осуществлял трудовые обязанности, не засчитывается в срок исправительных работ. Сюда относятся отпуска, выходные, отгулы, прогулы и т.п.
Занятые на исправительных работах имеют право на отпуск. Ежегодный оплачиваемый период отдыха составляет 18 рабочих дней. Его предоставляет организация, где трудится гражданин по согласованию с УИИ. Иные виды отпусков осужденным предоставляют на общих основаниях.
Основания замены штрафа на лишение свободы
Эти основания описаны в 5-ой части статьи №46 УК РФ. Для замены штрафа иным видом наказания важен факт злостного уклонении от его уплаты. При этом не определено, что считать злостной уплатой. То есть квалификация действий неплательщика остаётся на усмотрении суда. К тому же, нет конкретного предписания, менять в таком случае штраф лишением свободы. Возможны и другие варианты из статей, по которым преступнику был дан штраф.
Но поскольку принудительные работы почти никогда не применяются, то остаётся именно лишение свободы. И по статье 204.1 ещё возможно замена ограничением свободы.
Согласно постановлению ПВС от 22 декабря 2015 года, суд должен рассматривать доводы обвиняемого о том, что он не смог уплатить штраф по уважительным причинам. Важно, что абстрактное отсутствие денег к таковым не относится. Зато относится потеря заработка по независящим от ответчика причинам. Также уважительными причинами неуплаты в срок являются болезнь с нахождением в лечебном стационаре и утрата дееспособности.
В настоящее время для всех граждан, совершивших административные правонарушения (преступления и проступки), независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств, установлена единая законодательная база, которая предусматривает неотвратимость применения санкций, исходя из норм части 1 ст. 19 Конституции РФ, т. е. из принципа равенства всех граждан перед законом и судом. Основу такой базы составляют положения, установленные частью 1 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в соответствии с которыми совершившее административное правонарушение лицо подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения. При этом в части 2 указанной статьи определено, что закон, смягчающий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, привлекаемого к ответственности, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Обратная сила закона, смягчающего или отменяющего ответственность за административные правонарушения, соответствует норме части 2 ст. 54 Конституции РФ, согласно которой «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». В указанной конституционной норме подразумевается вступление в силу нового акта, устраняющего или смягчающего ответственность, принятого только в форме федерального закона, что соответствует положению части 2 ст. 54 и части 3 ст. 55 Конституции РФ.
Необходимо о означает распространить его действие на отношения, возникшие до вступления этого акта в силу. Установить административную и любую другую юридическую ответственность возможно только в федеральном законе, следовательно, и отмена норм об ответственности или их смягчение допускается в акте, принятом в форме указанного закона. При этом следует иметь в виду, что обратная сила закона применяется преимущественно к правоотношениям, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (административное или уголовное законодательство). К отношениям, в которых обеими сторонами являются лица как физические, так и юридические (например, трудовые отношения, где юридические лица выступают в качестве работодателя), обратная сила не применяется, поскольку в противном случае интересы одной стороны могли бы быть принесены в жертву интересам другой стороны, не нарушившей закон.
В связи с изложенным обращаем внимание на то, что Конституционный суд РФ в постановлении № 4-П особую роль возлагает на законодателя. Было указано, что законодатель, принимая закон, который устраняет или смягчает уголовную ответственность, не может не предусмотреть механизм придания ему обратной силы. Другими словами, в указанном постановлении подчеркнуто, что это категорическое правило, которое соответственно может быть связано с возможными дефектами правоприменения, вместе с тем не должно рассматриваться как позволяющее правоприменительным органам в отсутствие таких указаний законодателя уклоняться от выполнения требований части 2 ст. 54 Конституции РФ — они могут быть реализованы в любой стадии административного судопроизводства и обязывают принять решение об изменении статуса ранее привлеченных к административной ответственности лиц также в рамках имеющихся процедур, в том числе с использованием процессуальной аналогии. Тем не менее такая обязанность правоприменителя не исключает ни свободы законодателя в дальнейшем совершенствовании процессуальных механизмов реализации обратной силы смягчающего ответственность закона, ни обеспечивающих его единообразное применение разъяснений высших судов как по конкретным делам, так и адресованных судебной практике в целом.
Обязательные работы — это наказание, предусмотренное уголовным и административным законодательством. Оно назначается судом и заключается в выполнении в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ст. 49 УК РФ, ст. 3.13 КоАП РФ). Обязательные работы в качестве административного и уголовного наказаний отличаются по срокам, способам исполнения, категориям граждан, которым не может назначаться такое наказание, и некоторым другим критериям.
К административным обязательным работам граждане привлекаются на в порядке ст. 32.13 КоАП РФ и ст.109.2 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Работы отбываются на основании исполнительного листа, выданного судом. Судебный пристав направляет должника в организацию из утвержденного перечня по месту его жительства и контролирует выполнение работ путем ее посещения и ознакомления с документами. В постановлении о возбуждении исполнительного производства пристав указывает:
- инвалидам первой группы;
- беременным женщинам и женщинам с детьми возрасте до трех лет;
- военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и по контракту (ст. ст. 49, 50 УК РФ);
- помимо указанных лиц административное наказание не применяется к гражданам, призванным на военные сборы и лицам, имеющим специальные звания СК РФ, ОВД, Росгвардии, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы и таможенных органов (ст. 3.13 КоАП РФ).
|
Уголовный штраф как вид наказания
Под стражей он мог находиться по той причине, что, к примеру, пытался скрыться от правосудия и позднее был задержан по постановлению о розыске с заключением под стражу. Такие ситуации не редкость.
Как можно откупиться от наказания, да так чтобы откуп происходил не в форме взятки или иных незаконных махинаций, а был осуществлен в рамках действующих правовых норм?
Как подтверждать уплату штрафа? Реквизиты, на которые должна поступить сумма штрафа, указываются в приговоре или постановлении о прекращении уголовного дела, если штраф являлся основанием такого прекращения.
- Единственное жилье;
- Бытовые приборы;
- Одежда и белье;
- Транспортные средства инвалидов.
Конкретный выбор наказания зависит от обстоятельств дела и предусмотренных вариантов ответственности по рассматриваемой статье.
Ответственность за уклонение от исправительных работ
Статья 50, в ч. 3 УК РФ устанавливает ответственность, связанную со злонамеренным уклонением лица от отбывания наказания в виде принудительных работ. Злонамеренное уклонение – это рецидивирующее нарушение порядка отбывания наказания. Если осужденный нарушает правила, он оповещается об этом в письменной форме и предупреждается об этом. Также злостно уклоняющимся считается гражданин, который скрылся с места жительства и его местонахождение неизвестно.
Основания, которые рассматриваются в качестве уклонения от наказания, определены в ст. 46, п. 1 УК РФ:
- отсутствие на месте трудовой деятельности в течение пятнадцати дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции либо уклонение от учета на Бирже Труда;
- неявка в уголовно-исправительную инспекцию;
- нарушение обязанностей УК РФ;
- работа в состоянии алкогольного опьянения, неявка на работу в течение 4 часов.
Осужденные, которые злонамеренным образом уклоняются от отбывания наказания в виде принудительных работ, привлекаются к лишению, ограничению свободы, аресту. Закон определяет, что один день рассматриваемых работ замещается аналогичным сроком ограничения свободы; пару дней исправительные работы замещаются одним днем ареста. Если исправительные работы замещаются лишением свободы, то один день этого наказания заменяется 3 днями исправительных работ.
Задержание осужденного уклоняющегося от исполнения приговора отбывания наказания
Задержание и заключение под стражу осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания наказания, существенно отличаются от задержания и заключения под стражу подозреваемого, обвиняемого ( ст. ст. 91 — 92, 108 — 109 УПК РФ ). Несмотря на одинаковое их название, условия, основания, а также порядок применения этих мер разные.
Деятельность суда в стадии исполнения приговора приобретает в последние годы все более важное значение. Во многом это связано с интенсивным обновлением законодательства уголовно-правового комплекса, резким возрастанием количества дел, разрешаемых судами в порядке исполнения приговора ( гл. 47 УПК РФ ). Поэтому закономерно, что Пленум Верховного Суда РФ 20 декабря 2011 г. принял Постановление N 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора» .
В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. N 21 разъяснено, что объявление розыска условно осужденного, скрывшегося от контроля, не относится к числу вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора.
Представляется, что данное разъяснение касается и осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания (исполнения) наказания в виде исправительных, принудительных, обязательных работ, ограничения свободы и штрафа. Постановлением судьи Краснодарского края гражданину без его участия в судебном заседании была произведена замена штрафа в сумме руб. на один год лишения свободы. После розыска и задержания осужденный был направлен в колонию и полностью отбыл наказание. В последующем данное судебное постановление было отменено в связи с тем, что штраф был уплачен еще до замены наказания, что не было установлено в судебном заседании в связи с отсутствием осужденного. При практической реализации норм УИК РФ о задержании осужденных возникают следующие вопросы: какой процессуальный документ должен составляться при задержании ОВД разыскиваемого осужденного, где и на каком основании надлежит содержать под стражей задержанного осужденного — в ИВС или СИЗО , обязан ли ОВД сообщить прокурору и в какой срок о произведенном задержании осужденного.
Исправительные работы — комментарии Федерального Судьи
Исполнение наказания в виде исправительных работ не может быть заменено на штраф в качестве более мягкой меры наказания. Таким образом, законодатель не дает возможности заменить исправительные работы на штраф. Возможно, это обусловлено следующими обстоятельствами:
Прошение об увольнении должно быть подано в письменном виде. Отказ со стороны уполномоченных органов должен быть разъяснен гражданину. Отказ осужденные могут обжаловать. Осужденный, который не имеет места постоянной трудовой деятельности, должен встать на учет на Биржу труда. Гражданин не имеет права отказываться от предложенной ее сотрудниками вакансии или переквалификации.
Отказ повлечет за собой назначение более жесткого наказания, например, лишения свободы. Поэтому отказа быть не должно.
Удержания с дохода работающего гражданина составляют от 5 до 20%. Удержания производятся от всей суммы заработной платы, без исключения из этой суммы иных платежей. Может ли суд заменить исправительные работы на штраф? Это происходит вне зависимости от наличия финансовых претензий гражданину по документам исполнительного назначения.
Запрещено производить удержания из пособий, пенсий гражданина, а также иных выплат социального характера, которые не предусмотрены системой заработной платы. Если в отношении осужденного произошла отмена приговора, все взысканные ранее суммы возвращаются в полном объеме. Суть исправительных работ заключается в том, что они назначаются в конкретных обстоятельствах по санкциям правовых норм особенной части УК РФ. Исправительные работы назначаются по ст.
64, 80 УК РФ. По мнению законодателя, исправительные работы: Срок отбывания исправительных работ составляет от 2 месяцев до 2 лет. Срок исчисляется временными интервалами: месяц, год.
Срок принудительных работ – это период времени, в течение которого отбывал наказание осужденный, из его дохода были произведены удержания. Исчисление срока имеет правовые последствия при замене наказания, которое не было отбыто, либо при назначении наказания по совокупности приговоров. Осужденный должен отработать полный срок. Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции строго контролируют поведение осужденных, которым было определено наказание, не связанное с лишением свободы, в том числе и исправительные работы.
Должностные обязанности инспекторов довольно подробно описаны в уголовно-исполнительном законодательства: Ответ: Закон гласит, что гражданин не вправе выбирать или отказываться от предложенного вида работ без веских оснований. Отметим, что организация, куда был направлен осужденный, не вправе безосновательно отказать в приеме на работу, за это ее руководитель может быть привлечен к ответственности. На какие статьи ссылаться при апелляционной жалобе на постановление о замене исправительных работ лишением свободы?Могут ли заменить исправ работы на лишение свободы если я являюсь единственны кормилеч в семье.
Порядок и условия исполнения
Обязательные работы выполняются осужденным по правилам, которые устанавливаются судом и в последующем конкретизируются уголовной исполнительной инспекцией.
Как уже отмечалось выше, гражданин может выполнять это наказание только по четыре часа в сутки. На больший срок привлечь для выполнения работ его не могут. Однако, если у правонарушителя имеется достаточно свободного времени, он может попросить увеличить ему срок осуществления трудовой деятельности до восьми часов.
Трудовой внутренний распорядок устанавливается органом местного самоуправления. Осужденные к обязательным работам обязаны четко следовать его правилам. Они должны посещать работу в установленное время. Они обязаны бережно относиться к орудиям труда, к имуществу органа местного самоуправления и др.
В случае нарушения внутреннего трудового распорядка, ОМС имеет право пожаловаться в исполнительную инспекцию. В случае постоянного нарушения, которое происходят систематически, суд имеет право избрать другую меру наказания за административный проступок.