Спецодежда в бухгалтерском и налоговом учете в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Спецодежда в бухгалтерском и налоговом учете в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с положениями ст. 212 Трудового кодекса России, специальная одежда — это вещевой и обувной комплект, используемый мастерами различных предприятий/компаний для снижения воздействия вредных условий труда и защиты от загрязнений. Обязанность бренда приобретать такие наборы для своего коллектива установлена в текущем законе. Основным документом, рассказывающим о том, как правильно взаимодействовать с подобными объектами в плане бухгалтерии, был перечень Методических указаний, утв. Приказом Минфина № 135. В январе данное правительственное постановление было упразднено, а вместо него был введен стандарт, описанный в ФСБУ 06/2020.

Списание спецодежды из эксплуатации в бухгалтерском и налоговом учете

Таким образом, списание спецодежды в бухучете и налоговом учете — это, в какой-то мере, новая практика, разобраться с которой успели далеко не все профильные специалисты. Профессионал, еще не познакомившийся с предложенными государством унификатами, но желающий продолжить работу на прежнем уровне качества, может обратиться за помощью, например, к соответствующему ПО. Программное обеспечение, разработанное, отлаженное и выпущенное «Клеверенс», уже включает в себя все образцы, шаблоны, блоки и модули, касающиеся, скажем, инвентаризации специальной одежды в рамках учреждения.

Мягкий инвентарь и особенности его учета в организациях

Ключевым признаком отнесения актива к мягкому инвентарю является его бухгалтерская принадлежность, определяемая нормативными актами, а не собственно ощущением мягкости. Бухгалтеры не должны относить предметы к этой категории без опоры на Инструкцию, где четко поименованы все типы материальных запасов.

  • все, что относится к нательному белью (сорочки, пижамы, халаты и т.п.);
  • предметы постельного белья (наволочки, пододеяльники, простыни, наматрасники, покрывала);
  • постельные принадлежности (матрасы, одеяла, подушки, спальные мешки и т.п.);
  • одежда, спецодежда, форма, обмундирование (все виды и предметы одежды);
  • обувь, в том числе и специализированная (все типы обуви);
  • спортивная форма и обувь;
  • вещевое имущество.

Внутреннее перемещение спецодежды

Под внутренним перемещением мягкого инвентаря следует понимать его движение внутри одного учреждения в следующих случаях:

  • выдача с вещевого склада в подразделение;
  • возврат имущества на склад;
  • перевод спецодежды (мягкого инвентаря), бывшей в употреблении, в подменный фонд;
  • передача спецодежды в мастерские для ремонта или ее изготовление хозяйственным способом;
  • передача спецодежды в специализированные организации для ее стирки или химчистки.

Перемещение спецодежды от одного материально-ответственного лица к другому оформляется требованием-накладной ф. 0315006. Бухгалтерские записи, связанные с внутренним перемещением материальных запасов, производятся в случае, если в бюджетном учреждении списание материалов производится не в момент их выдачи со склада, а в момент получения от структурного подразделения учреждения документа об их использовании. Тогда такая передача отражается бухгалтерской записью:


Дебет

10505 340

"Увеличение стоимости мягкого инвентаря"

Кредит

10505 340

"Увеличение стоимости мягкого инвентаря"

Инвентаризация спецодежды

В ходе проведения инвентаризации специальной одежды проверяются и документально подтверждаются ее наличие, состояние и оценка.

Результаты инвентаризации в соответствии с законодательством подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий и отражению в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов специальной одежды должна быть произведена с учетом рыночных цен.

Выявленные по результатам проведенной инвентаризации спецодежды расхождения отражаются в бухгалтерском учете в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ.

Если в результате проведения инвентаризации выявлена недостача специальной одежды и установлены виновные лица, то сумма ущерба списывается за счет виновных лиц.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то в бухгалтерском учете суммы списываются на финансовые результаты организации (п. 3 ст. 12 Закона N 129-ФЗ).

Выявленные излишки должны быть оприходованы по учету.

Читайте также:  Самая маленькая пенсия в России в 2023 году: списки по регионам

Пример 6. По результатам проведения инвентаризации специальной одежды инвентаризационной комиссией было выявлено:

  • недостача на складе - 2 халата (виновное лицо не установлено, что документально подтверждено). Фактическая стоимость одного халата - 500 руб.;
  • излишек 1 пары защитных перчаток. Рыночная цена одной пары перчаток составляет 50 руб.

Бухгалтерские проводки:

- списана стоимость халатов - 1000 руб. (500 х 2)


Дебет

40101 272

"Расходование материальных запасов"

Кредит

10505 440

"Уменьшение стоимости мягкого инвентаря"

ФСБУ 5/2019 спецодежда

Как уже говорилось ранее, в 2021 году на смену Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина № 135, пришел стандарт, описанный в ФСБУ 06/2020. Документ под центральным названием «Запасы» вступит в полную в юридическую силу 01.01.2022. Изменений в соответствующем разделе законодательства по-настоящему много, однако главные из них касаются исключительно правил отражения комплектов спецоснастки со сроком использования менее 12 месяцев в бухучете. Теперь, например:

  • в момент вычисления базовой стоимости вещей не берутся в расчет скидки и индивидуальное премирование;
  • при формировании первоначальной цены каждого объекта учитываются будущие траты на ликвидацию товаров (а также финансовые потери на восстановление состояния окружающей среды, если такая строка расходов актуальна);
  • если запасы оплачиваются в согласии с договором о рассрочке (ее срок должен превышать показатель в 365 рабочих дней), их расходование реализуется по тарифу, который бренд закрыл бы сразу;
  • на конец каждого отчетного периода абсолютно все профильные организации обязан проводить систематическую оценку активов соответствующего класса, с дальнейшим созданием резерва.

Изменения в учете спецодежды с 2021 года касаются самых разных аспектов, казалось бы, простых и хорошо знакомых операций. Теперь большая часть процедур выполняется по современным регламентам, каждый из которых подробно описан в ФСБУ 06/2020. Разобраться со всеми нововведениями эксперты должны до января 2022: именно с этого месяца стандарт получает свою окончательную юридическую и правоприменительную силу. Несмотря на объем, все модернизации носят простой, понятный и логичный характер.

Бюджетный учет спецодежды в бюджетных учреждениях

Выбытие спецодежды в связи с преждевременным физическим износом оформлено актом на списание. Балансовая стоимость рабочего костюма 4000 руб., рыночная (с учетом физического износа) — 5000 руб. Организация взыскивает с виновного работника сумму ущерба по его заявлению. Средний месячный заработок работника составляет 9000 руб.
Работникам некоторых профессий полагается носить спецодежду. Например, врач — это человек в белом халате. Пожарного мы всегда представляем в каске, путейца — в желтой куртке и т.д. Однако для работников, которые носят спецодежду, она не только обязательный атрибут профессии, но и средство индивидуальной защиты. В состав спецодежды входят: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления.

Образец акта на списание спец одежды в бюджетном учреждении год

Рассмотрим этот вариант на примере. Пример 1. ГБОУ «Техникум машиностроения» за счет средств субсидии на выполнение госзадания приобрел у ООО «Сила» 10 комплектов спецодежды для преподавателей технических дисциплин.

  • Издать постоянно действующей комиссией. Если работы предстоит много, создаются рабочие инвентаризационные комиссии, в состав которых не включаются лица, материально ответственные за учет проверяемых ценностей;
  • Определить качество товарно-материальных ценностей в процессе инвентаризации, установить, могут ли вещи быть использованы, каковы причины непригодности одежды и кто в этом виновен (если виновные имеются). Их рекомендуется привлечь к ответственности.
  • По итогам составить письменный акт, направить руководителю.

Учет в бюджетных учреждениях в 2022 году

Бухгалтерская отчетность в бюджете ведется строго на основании Плана счетов, о котором говорилось выше – все требования к отчетности прописаны в соответствующей инструкции. Действует общепринятый принцип двойной записи для всех совершенных операций предприятия: каждое изменение состояния средств, находящихся на балансе учреждения, должно быть отражено, минимум, в двух разных счетах. Все операции отражаются только по факту их совершения (метод начисления), ценности и находящиеся на балансе активы учитываются отдельно.

В своей работе бухгалтер должен опираться на общие принципы и задачи бухгалтерского учета и учитывать особенности бюджетной сферы. К ним относятся необходимость вести контроль за точным исполнением утвержденного бюджета, проведение мероприятий по поиску дополнительных доходов, а также необходимость учитывать отраслевые особенности. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет более сложную систему методов и более высокий уровень контроля точности.

Бюджетный учет спецодежды в бюджетных учреждениях

В то же время начиная с 2022 г. в соответствии с бюджетной классификацией (Приказ Минфина России от 21 декабря 2022 г. N 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации») мягкий инвентарь учитывался в составе материальных запасов и его стоимость относилась на подстатью ЭКР 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». А в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, специальная одежда и специальная обувь независимо от их стоимости и срока носки не относится к основным фондам.

Таким образом, на сегодняшний день специфика учета данных объектов для бюджетной сферы детально не прописана нигде. Хотя потребность в этом есть. Особенно она очевидна при отражении в учете операций, связанных с движением спецодежды внутри бюджетного учреждения.

Учет Спецодежды В Бюджетных Учреждениях В 2022 Г

Обоснование вывода:
Когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность данного товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить об этом поставщика (п. 1 ст. 514 ГК РФ).
Отметим, что ни Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н (далее — Инструкция N 157н), ни Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2022 N 174н, порядок отражения данной ситуации и порядок ее документального оформления прямо не предусмотрены.
По общему правилу, согласно п. 332 Инструкции N 157н ценности, находящиеся у организации государственного сектора, но не закрепленные за ней на праве оперативного управления, учитываются на забалансовых счетах, в том числе:
— ценности, поступившие на хранение;
— обязательства, ожидающие исполнения;
— дополнительные аналитические данные о проведенных операциях, необходимые для раскрытия сведений об исполнении бюджета в бюджетной отчетности и др.
Например, в соответствии с п. 335 Инструкции N 157н на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» осуществляется учет материальных ценностей, в частности:
— принятых на хранение (письмо Минфина России от 26.11.2022 N 02-06-10/60361);
— полученных (принятых к учету) учреждением до момента обращения имущества в собственность государства и передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении указанного имущества полномочия собственника (полученных в качестве дара, бесхозяйное имущество и т.п.).
Однако перечень имущества, подлежащего учету на забалансовом счете 02, приведенный в п. 335 Инструкции N 157н, не является исчерпывающим. Так, например, в соответствии с учетной политикой бюджетного учреждения на данном забалансовом счете представляется возможным учитывать материальные ценности, полученные учреждением, но не принятые к учету в связи со сложившимися обстоятельствами. На наш взгляд, такое отражение рассматриваемой ситуации не будет противоречить нормам действующего законодательства и только усилит контроль за полученными материальными ценностями в рамках заключенного договора (контракта) пока ведется судебное разбирательство.
Вместе с этим в п. 332 Инструкции N 157н содержится указание на то, что учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета.
Учет на забалансовых счетах ведется по простой схеме без применения двойной записи. Забалансовый счет либо дебетуется при постановке на учет активов и обязательств, либо кредитуется при их списании с учета.
Таким образом, в учете бюджетного учреждения данную хозяйственную ситуацию можно отразить следующей бухгалтерской записью:
Увеличение забалансового счета 02 — учтена спецодежда на забалансовом счете в целях контроля за сохранностью имущества.

Читайте также:  Заявление о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы

Отдельные вопросы учета спецодежды в казенных учреждениях

Спецодежда, как и все другие материальные запасы, принимается к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. Фактической стоимостью спецодежды, приобретенной за плату, признаются все затраты учреждения, связанные с таким приобретением: суммы, уплачиваемые по договору поставки, а также организациям за информационные, консультационные и посреднические услуги, связанные с приобретением спецодежды, таможенные пошлины; суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки (вместе – расходы по доставке); иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов. При этом расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования спецодежды в их общей стоимости.

Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2022 № 290н (далее – Правила № 290н). Указанные правила распространяются на работодателей – юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Сроки Службы Спецодежды В Бюджетных Учреждениях 2022 Год

  • осмотр спецодежды, подлежащей списанию, и установление ее непригодности к дальнейшему использованию, либо возможности (невозможности) и целесообразности ее восстановления;
  • определение причины выхода из строя (износ, нарушение нормальных условий эксплуатации, авария, пожар, стихийное бедствие и т.д.);
  • выявление лиц, по вине которых СО преждевременно вышла из строя, и обращение к руководству организации с рекомендацией о привлечении их к ответственности;
  • определение возможности использования отдельных частей, деталей и материалов;
  • составление акта на списание и направление его на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу;
  • осуществление контроля за утилизацией.

145 НК РФ; — спецодежда будет полностью использоваться в приносящей доход деятельности бюджетного учреждения или частично в бюджетной деятельности. Для того чтобы определить, подлежит ли платная деятельность бюджетного учреждения налогообложению, необходимо обратиться к ст. 149 НК РФ, в которой дан полный перечень видов деятельности, не облагаемой НДС.

Читайте также:  Срок эксплуатации страховочной привязи – периодичность проверки (осмотра)

Штрафы за нарушение норм выдачи СИЗ

Предусмотрено, что работодатель обязан выдать за собственный счет своим сотрудникам СИЗ и обеспечить ее надлежащее состояние (ремонт, химчистка, замена). Правила выдачи и пользования работникам СИЗ распространяются на работодателей: юридических и физических лиц всех форм собственности. Невыдача работникам СИЗ предусмативает штраф, его размеры представлены в таблице ниже.

№ п/п

Субъект штрафа Размер штрафа

1

Должностные лица

От 20000 до 30000 рублей

2 Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юрлица

От 20000 до 30000 рублей

3

Юрлица

От 130000 до 150000 рублей

В случае, если организация нарушает сроки использования СИЗ ответственность оценивается в сумму от 30000 до 50000 рублей. Руководитель и ответственные лица получают штраф в размере от 1000 до 5000 рублей, а если возникнет повторное нарушение, то остраняются от занимаемой должности сроком от 1 года до 3 лет.

(с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2020) 3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В целях списания стоимости имущества, указанного в настоящем подпункте, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей;

Путеводитель по бюджетному учету и налогам. Практическое пособие по бюджетному учету для казенных учреждений и органов власти На забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» учитывается форменное обмундирование, специальная одежда и иное имущество, выданное учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей. Данное имущество учитывается на забалансовом счете 27 в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением (п. 385 Инструкции N 157н).

Для чего нужен забалансовый счет бюджетной организации

Не знаете, что такое забалансовый счет в бухгалтерии? В рабочих планах счетов, применяемых при ведении бухучета как в бюджетных, так и в коммерческих и некоммерческих организациях, выделяют основные (балансовые) и забалансовые счета. На основных счетах бухгалтерам надлежит вести операции, связанные с движением денежных и иных материальных средств, поступлений и выбытий, прибыли и взаиморасчетов с контрагентами, учитывается информация о различных товарах и работах, а также реклама и иные услуги. Забалансовые счета используются для учета товарно-материальных ценностей, которые временно находятся в распоряжении организации и не принадлежат ей на правах собственности. Еще забалансовые счета нужны для отражения операций по тем обязательствам, которые ожидают исполнения, и движения ценностей, не предназначенных для учета на основных бухгалтерских счетах.

Использование забаланса в бухучете бюджетного учреждения регламентируется Инструкцией 157н (раздел 7). В этом разделе приведен список ценностей, которые не должны учитываться в составе балансовых счетов. По действующему законодательству, учреждения имеют право корректировать данный перечень и при необходимости включать в него иные товарно-материальные ценности.

Учет на забалансовых счетах учреждения

У арендодателя переданные по договору объекты остаются на балансе и дополнительно появляются на забалансовых счетах. Делается это для того, чтобы оперативно получать информацию о том, какое имущество, числящееся на счетах 0 101 хх 000 или 0 103 хх 000 передано в аренду, и отразить эти данные в бухгалтерской отчетности.

  1. Имущество, не являющееся балансовым объектом учета. Это могут быть ТМЦ, оплаченные по централизованному снабжению, принятые на хранение или переработку, основные средства, не соответствующие критериям признания активом и т.д.
  2. Имущество, учет которого на забалансовых счетах бухгалтерского учета бюджетных учреждений прямо предусмотрен Инструкцией 157н и другими нормативными актами. Это ОС стоимостью до 10000 руб., исключая недвижимость и библиотечные фонды, бланки строгой отчетности, призы, кубки и пр.
  3. Обязательства, ожидающие исполнения, например, сомнительная или невостребованная кредиторами задолженность.
  4. Дополнительные аналитические данные об объектах учета или выполненных с ними операциях. К этой категории можно отнести сведения о поступлении и выбытии денежных средств, о переданном в аренду имуществе.


Похожие записи:

Добавить комментарий