Статья 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (далее — освобождение), если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

Кто имеет право на освобождение по статье 145 НК РФ?

На практике спорным является вопрос, что включать в выручку для расчета двухмиллионного лимита. Дело в том, что организации могут вести несколько видов деятельности и при этом осуществлять как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции.

Минфин в своих разъяснениях указывает, что в расчет должна включаться вся выручка от реализации товаров (работ, услуг) вне зависимости от того, облагается она НДС или нет. Например, в Письмах от 15.10.2012 N 03-07-07/107, от 20.09.2012 N 03-07-07/94 говорится, что выручка от реализации земельного участка, не являющаяся согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС, подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения ст. 145 НК РФ.

В другом Письме (от 29.01.2013 N 03-07-11/1592) было отмечено, что нормами названной статьи не предусмотрено исключений в отношении выручки, полученной от реализации услуг, местом реализации которых для целей НДС территория РФ не признается в соответствии со ст. 148 НК РФ. Таким образом, данная выручка подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг), указанной в п. 1 ст. 145 НК РФ.

Однако судьи с таким подходом не соглашаются. Как отметил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 27.11.2012 N 10252/12, по смыслу нормы институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только для операций по реализации, облагаемых НДС. (Изложенный подход — применение показателя выручки только в отношении операций, облагаемых НДС, поскольку только в отношении их и испрашивается соответствующее освобождение, — корреспондирует с правовой позицией Президиума ВАС РФ, отраженной в Постановлении от 18.03.2003 N 9579/02: при расчете указанной выручки не учитываются не облагаемые НДС обороты по реализации товаров, совершенные в рамках деятельности, переведенной на систему налогообложения в виде ЕНВД).

Комментарий к Статье 145 НК РФ

Статья 145 НК РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС РФ в Решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.

Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в п. 1 ст. 145 НК РФ. Согласно этому пункту организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2 000 000 руб. Эта сумма берется без учета НДС.

Однако выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в ст. 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров. И наконец, при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не учитываются операции:

— по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

— по передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;

— по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;

— по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

— не признаваемые реализацией в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ;

— по передаче на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

— по передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

— по выполнению работ (оказанию услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

— по передаче на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

— по реализации земельных участков (долей в них);

— по передаче имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

— осуществляемые налоговыми агентами.

Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей получения освобождения является продажная стоимость ценных бумаг.

В соответствии с п. 2 ст. 145 НК РФ освобождением не вправе пользоваться налогоплательщики, реализующие подакцизные товары. Однако здесь следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О. Судьи заявили, что норма п. 2 ст. 145 НК РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

В свою очередь, согласно п. 3 ст. 145 НК РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров. Следовательно, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.

В соответствии с п. 6 ст. 145 НК РФ организация или предприниматель, претендующие на освобождение, должны представить в налоговые органы по месту своего учета следующие документы:

— соответствующее письменное уведомление;

— выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);

— выписку из книги продаж;

— выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

— копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Документы представляются не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик хочет воспользоваться освобождением. Форма утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342.

Пункт 7 ст. 145 НК РФ позволяет направить перечисленные документы в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма. При этом при проведении камеральной проверки налоговый орган в соответствии со ст. 31 НК РФ вправе истребовать другие необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) НДС, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.

Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговую инспекцию об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС или не представил подтверждающие документы, то, по мнению налоговиков, данная организация или предприниматель не имеют оснований для использования права на освобождение.

Освобождением от обязанностей плательщика НДС организация или предприниматель должны пользоваться в течение 12 календарных месяцев. По истечении этого срока налогоплательщик может вновь представить в налоговый орган уведомление и перечисленные выше документы, чтобы продлить освобождение еще на 12 месяцев.

Если в течение периода, в котором налогоплательщик пользовался освобождением, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 000 000 руб., то начиная с 1 числа месяца, в котором имело место такое превышение, организация (предприниматель) утрачивают право на освобождение. Также право на освобождение утрачивается при реализации подакцизных товаров.

Обратите внимание, что при проверке соответствия суммы выручки установленному лимиту налоговые органы могут взять в расчет любые трехмесячные промежутки. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 августа 2003 г. N 2500/03.

Читайте также:  Всё, что нужно знать о получении наследства

Сумма НДС за месяц, в котором были нарушены условия освобождения, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также, если налогоплательщик не представил необходимые документы, либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

В соответствии с п. 8 ст. 145 НК РФ организация, получившая освобождение от обязанностей плательщика НДС, обязана восстановить налог по имуществу, которое не было использовано до освобождения. НДС необходимо восстанавливать в конце месяца, предшествующего освобождению. Налог восстанавливается путем уменьшения налоговых вычетов.

Что делать, если уведомление подано не вовремя

Для получения освобождения от уплаты НДС лицам, которые соответствуют установленным критериям, необходимо направить в налоговый орган соответствующее уведомление. В нем указывается размер выручки, допускающий такую налоговую льготу. Уведомить налоговую инспекцию требуется до 20-го числа того месяца, с которого вы рассчитываете получить освобождение от НДС.

Следует отметить, что ранее, а именно до середины 2014 года, налоговики предъявляли жесткие требования к своевременному представлению уведомления и в случае нарушения установленного срока отказывали в применении положений ст. 145. Однако в 2015 году было вынесено беспрецедентное постановление Пленума ВАС РФ № 33, в котором было указано, что нарушение срока представления уведомления не может являться основанием для отказа в освобождении от НДС, поскольку важен сам факт того, что налоговики были проинформированы. Поскольку подобные разъяснения указанных инстанций обязательны к применению налоговыми органами вне зависимости от иного мнения Министерства финансов РФ и ФНС, это стало хорошим подспорьем в деятельности претендующих на освобождение организаций. В особенности благоприятно данный факт отразился на субъектах предпринимательства, которые:

  • не уплачивали НДС ранее, полагая, что их деятельность является льготной по ст. 149 НК РФ;
  • осуществляли операции без начисления НДС после утраты права на использование спецрежимов, например ЕНВД или УСН.

Эти организации и лица, в случае соответствия требованиям ст. 145, могут заявить свое право на освобождение от НДС и таким образом избежать последствий, связанных с неуплатой НДС (штрафов, пеней). Кроме этого, не нужно будет представлять налоговую декларацию.

Отметим также, что правом на освобождение от НДС по ст. 145 хозяйствующий субъект может воспользоваться даже в период проведения в отношении него контрольных мероприятий.

Начав использовать освобождение от НДС по статье 145 НК РФ, вы не сможете отказаться от него в течение 12 календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ).

Когда этот период истечет, вы должны подать в инспекцию:

  • документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения ваша выручка за каждые три последовательных календарных месяца не превышала 2 млн. руб.;
  • уведомление о продлении освобождения от НДС на последующие 12 календарных месяцев или об отказе от него.

В то же время в некоторых обстоятельствах право на освобождение от НДС можно утратить (п. 5 ст. 145 НК РФ):

  • если выручка за какие-либо три месяца превысит 2 млн. руб.;
  • если вы продадите подакцизный товар.

Право не платить НДС утрачивается с 1-го числа того месяца, в котором произошло превышение выручки или началась реализация подакцизных товаров (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Утрата права на патент или УСН

Индивидуальный предприниматель пропустил очередной срок оплаты за патент и в связи с этим лишился права на применение патентной системы налогообложения. При этом считается, что с начала того налогового периода, на который был выдан патент, налогообложение ведется по основной системе. Следовательно, предпринимателю за указанный период необходимо исчислить и уплатить НДС, а также отчитаться по нему.

Может ли он в этой ситуации воспользоваться налоговым освобождением, при условии, что попадает под требования статьи 145 НК РФ? Да, может – такова позиция арбитражных судов. Правда, уведомить об этом ФНС все-таки придется, пусть и с опозданием. Налоговики обязаны документы принять, рассмотреть и установить, имеет ли налогоплательщик право воспользоваться освобождением от НДС (то есть определить, не превышает ли его выручка лимиты, установленные упомянутой нормой Налогового кодекса).

Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса. (В редакции Федерального закона от 27.11.2010 № 306-ФЗ)

Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. (В редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

Лица, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учета. (Абзац введен — Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение. (В редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются: (В редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 20.04.2014 № 81-ФЗ)

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. (Абзац введен — Федеральный закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ)

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). (Абзац введен — Федеральный закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ)

Применение освобождения от НДС

Применение освобождения от НДС носит уведомительный характер, поэтому дожидаться одобрения со стороны инспекции не придется.

Кроме этого вы не обязаны:

  • исчислять и уплачивать НДС, кроме случаев, когда он выставляет счет-фактуру с выделенным налогом;
  • сдавать НДС-декларацию;
  • вести книгу покупок.

Налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС:

  • Не освобождается от выставления счета-фактуры покупателю. В счетах-фактурах НДС не выделяет, а делает надпись: «Без НДС» (п. 5 ст. 168 НК РФ).
  • Должен вести книгу продаж (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, п. 1 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
  • Не имеет права на вычет НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171, подп. 3 п. 1 ст. 170 НК РФ).
  • Включает НДС, предъявленный поставщиками, в стоимость товаров, работ, услуг (подп. 3 п. 1 ст. 170 НК РФ).
  • Обязан восстановить принятый к вычету НДС со стоимости товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов, которые будут использоваться в период освобождения. Восстановление нужно произвести в последнем налоговом периоде перед началом использования освобождения, если освобождение от уплаты налога начинается с первого месяца квартала или, если освобождение применяется со второго или третьего месяца квартала, то в том же квартале, когда началось применение освобождения (п. 8 ст. 145 НК РФ).

В то же время в некоторых обстоятельствах право на освобождение от НДС можно утратить, а именно в случаях, когда (п. 5 ст. 145 НК РФ):

  • выручка за какие-либо 3 месяца превысит 2 млн руб.;
  • начнется реализация подакцизных товаров.

Учтите, что начав использовать данное освобождение от НДС, вы не сможете отказаться от него в течение 12 календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ), по истечении которых вы должны подать в ИФНС:

  • документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения ваша выручка за каждые 3 последовательных календарных месяца не превышала 2 млн руб.;
  • уведомление о продлении освобождения от НДС на последующие 12 календарных месяцев или об отказе от него.

Кто может освободиться от уплаты НДС по статье 145 НК РФ

Получить освобождение от НДС могут как организации, так и индивидуальные предприниматели (ИП). Главное, чтобы выполнялось следующее условие: сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг (без НДС) за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превышать 2 млн. руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Заметим, что эти три месяца – не обязательно квартал. Это могут быть любые три идущих подряд месяца – например, февраль–март–апрель, август–сентябрь–ноябрь и т.д.

Не вправе получить освобождение от НДС (п. 2 ст. 145 НК РФ):

  • лица, реализующие подакцизные товары;
  • организации, имеющие освобождение от НДС как участники проекта «Сколково».

Не могут претендовать на освобождение также вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП в течение первых трех месяцев работы. У них еще нет нужной трехмесячной выручки.

С 01.01.2021 фирмы и ИП на ЕСХН платят НДС в бюджет. Они также получают и право на освобождение от уплаты налога по статье 145 НК РФ. Однако и условия освобождения, и форма уведомления об освобождении для таких плательщиков свои. О них чиновники упомянули вскользь, и мы тоже на них останавливаться не будем.

Комментарий к статье 145 НК РФ

Статья 145 Налогового кодекса РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС России в решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.

Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в пункте 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Согласно этому пункту организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2 000 000 руб. Эта сумма берется без учета НДС.

Однако выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в статье 162 Налогового кодекса РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров. И наконец, при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не учитываются операции:
— по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
— по передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;
— по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
— по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
— не признаваемые реализацией в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Налогового кодекса РФ;
— по передаче на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального на значения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов — специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
— по передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
— по выполнению работ (оказанию услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
— по передаче на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
— по реализации земельных участков (долей в них);
— по передаче имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
— осуществляемые налоговыми агентами.

Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей получения освобождения является продажная стоимость ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ освобождением не вправе пользоваться налогоплательщики, реализующие подакцизные товары. Однако здесь следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О. Судьи заявили, что норма пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

В свою очередь согласно пункту 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров. Следовательно, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.

В соответствии с пунктом 6 статьи 145 Налогового кодекса РФ организация или предприниматель, претендующие на освобождение, должны представить в налоговые органы по месту своего учета следующие документы:
— соответствующее письменное уведомление;
— выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
— выписку из книги продаж;
— выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
— копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Документы представляются не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик хочет воспользоваться освобождением. Форма утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342.

Пункт 7 статьи 145 Налогового кодекса РФ позволяет направить перечисленные документы в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма. При этом при проведении камеральной проверки налоговый орган в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ вправе истребовать другие необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) НДС, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.

Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговую инспекцию об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС или не представил подтверждающие документы, то, по мнению налоговиков, данная организация или предприниматель не имеют оснований для использования права на освобождение.

Освобождением от обязанностей плательщика НДС организация или предприниматель должны пользоваться в течение 12 календарных месяцев. По истечении этого срока налогоплательщик может вновь представить в налоговый орган уведомление и перечисленные выше документы, чтобы продлить освобождение еще на 12 месяцев.

Если в течение периода, в котором налогоплательщик пользовался освобождением, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 000 000 руб., то, начиная с 1 числа месяца, в котором имело место такое превышение, организация (предприниматель) утрачивают право на освобождение. Также право на освобождение утрачивается при реализации подакцизных товаров.

Обратите внимание, что при проверке соответствия суммы выручки установленному лимиту налоговые органы могут взять в расчет любые трехмесячные промежутки. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 августа 2003 г. N 2500/03.

Сумма НДС за месяц, в котором были нарушены условия освобождения, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также, если налогоплательщик не представил необходимые документы либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

В соответствии с пунктом 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ организация, получившая освобождение от обязанностей плательщика НДС, обязана восстановить налог по имуществу, которое не было использовано до освобождения. НДС необходимо восстанавливать в конце месяца, предшествующего освобождению. Налог восстанавливается путем уменьшения налоговых вычетов.

Какие документы необходимо предоставить

Для того, чтобы получить освобождение, налогоплательщики должны представить: уведомление об использовании права на освобождение; выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписку из книги продаж; выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели). Организации и ИП, применявшие УСН, представляют книгу доходов и расходов по УСН, а ИП, применявшие ЕСХН, книгу доходов и расходов индивидуальных предпринимателей.

В Налоговом кодексе не конкретизировано, что же из себя представляет выписка из бухгалтерского баланса. Некоторые налоговые инспекторы требуют Отчет о финансовых результатах, однако этот отчет не дает представления о выручке за последние три месяца. Поэтому рекомендуется представлять выписку в свободной форме, где просто указывать размер выручки по данным бухгалтерского учета с такой-то по такой-то период. Подобную же выписку можно делать из книг доходов и расходов поскольку эти книги предусматривают ведение учета кассовым методом и в графах «доходы» указываются в том числе и полученные авансовые платежи.

Чтобы получить право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, документы и уведомление надо представить не позднее 20 числа месяца, начиная с которого будет применяться освобождение. Несмотря на установленный кодексом срок подачи документов, много лет велись споры о том, имеет ли право получить освобождение налогоплательщик, пропустивший срок подачи документов. Точку в спорах поставил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». В этом Постановлении судьи указали, что «…лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов». С этим пришлось согласиться и Минфину. Таким образом, организации и ИП получили возможность подавать уведомление и документы «задним» числом.

Первой преградой является ограничение по выручке. Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС могут только те организации и индивидуальные предприниматели, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за минусом налога за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила в совокупности 2 млн руб. При этом, как указали столичные налоговики, отсутствие у организации выручки за три предшествующих последовательных календарных месяца не лишает ее права на применение такого освобождения (Письмо от 04.09.2006 N 19-11/077487). Ведь в данном случае выполнено установленное Налоговым кодексом ограничение по сумме выручки (Письмо УМНС по г. Москве от 26.12.2001 N 02-14/59579).

Читайте также:  Получение гражданства РФ в упрощенном порядке в 2023 году

Второй камень преткновения — п. 2 ст. 145 НК РФ, в котором предусмотрено, что льготой не могут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары опять же в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. Чтобы прокомментировать данное положение, обратимся к Определению КС РФ от 10.11.2002 N 313-О. В нем судьи отметили, что при одном и том же объекте налогообложения, каковым является реализация товаров (работ, услуг), возможность освобождения лица от исполнения обязанностей плательщика НДС исключается, если оно осуществляет операции по реализации подакцизных товаров, и допускается, если оно осуществляет операции по реализации других товаров (работ, услуг). Иными словами, запрет на освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость распространяется законодателем только на операции с подакцизными товарами, но не касается операций с иными товарами (работами, услугами), осуществляемыми тем же лицом . При этом должно быть соблюдено не только условие по ограничению выручки, но и другие требования законодательства, включая ведение раздельного учета реализации подакцизных и неподакцизных товаров (Постановление ФАС ЦО от 28.02.2007 N А68-АП-18/10-05).

Такого же мнения придерживаются и судьи на местах (см., например, Постановления ФАС УО от 28.06.2006 N Ф09-5519/06-С2, ФАС ЦО от 02.09.2004 N А08-520/03-7, от 18.02.2004 N А08-3608/03-23-20), и налоговые органы (Письмо от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@).Обратите внимание: применение льготы по НДС не освобождает от установленной пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ обязанности уплачивать этот налог при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ). А вот право на вычет уплаченной суммы налога у «льготников» не возникает в силу того, что они не признаются плательщиками НДС (Письма ФНС России от 04.07.2005 N 03-4-03/1142/28@, от 31.05.2005 N ММ-6-03/450, УФНС по Московской обл. от 11.03.2005 N 21-25/14).

Пример 1. ОАО «Троя» хочет использовать право на освобождение от уплаты НДС с 01.07.2006. Есть ли у общества такая возможность, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за II квартал 2007 г. вместе с налогом составила 2 301 000 руб., в том числе:

  • за апрель — 590 000 руб., в том числе НДС — 90 000 руб.;
  • за май — 944 000 руб., в том числе НДС — 144 000 руб.;
  • за июнь — 767 000 руб., в том числе НДС — 117 000 руб.?

В совокупности сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за II квартал 2007 г. без учета налога равна 1 950 000 руб. (590 000 — 90 000 + 944 000 — 144 000 + 767 000 — 117 000). Поскольку предел в 2 млн руб. не преодолен, ОАО «Троя» может воспользоваться льготой по НДС.

Чтобы на законном основании не исполнять обязанность плательщика НДС и не потерять эту возможность, организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо выполнить ряд требований налогового законодательства. В первую очередь — подтвердить данное право.

Стоит ли вспоминать о налоговой декларации?

Естественно, для организаций и предпринимателей, использующих льготу по НДС, важно знать, надо ли им составлять налоговую декларацию по НДС?

К сведению: согласно п. 5 ст. 168 НК РФ эти лица должны составлять расчетные и первичные учетные документы, а также выставлять счета-фактуры. При этом на этих документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Для получения ответа на наш вопрос обратимся к Порядку заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденному Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н. Пунктом 3 этого Порядка предусмотрены два случая, когда организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, должны представить в налоговый орган декларацию по НДС.

Первый случай — это выставление покупателю счета-фактуры с выделенной в нем суммой НДС. В налоговую инспекцию представляются титульный лист и разд. 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика» декларации. Это требование основано на положениях п. 5 ст. 173 НК РФ, в котором обязанность по уплате в бюджет суммы НДС закреплена за лицами, выставившими покупателю счет-фактуру с выделенной в нем суммой налога. Декларацию необходимо представить в налоговую инспекцию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Представляет интерес Определение КС РФ от 05.02.2004 N 43-О, в котором отмечено, что налогоплательщик, использующий льготу, не вправе включать сумму НДС в цену товара. Поэтому нарушение этого правила — выставление НДС покупателю — влечет предусмотренную Налоговым кодексом ответственность налогоплательщика — уплату в бюджет суммы незаконно полученного дохода. Более того, в этом случае суммы «входного» НДС не принимаются к вычету (Постановление ФАС СКО от 23.03.2005 N Ф08-873/2005-352А).

Вторая возможная ситуация, когда нужно составить налоговую декларацию по НДС, — это осуществление операций, предусмотренных ст. 161 НК РФ. Эта статья посвящена особенностям определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами. Налоговая декларация формируется из титульного листа и разд. 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента».

Делаем окончательный вывод. Организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС и в период этого освобождения не выставлявшие покупателям счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС, а также не исполняющие обязанности налогового агента по данному налогу, в налоговый орган по месту своего учета декларацию по НДС не представляют (Письма Минфина России от 30.08.2006 N 03-04-14/20, УФНС по г. Москве от 21.02.2006 N 19-11/14572). В судебной практике аналогичная позиция сформировалась уже давно (Решение ВАС РФ от 13.02.2003 N 10462/02, Постановление ФАС СЗО от 08.07.2003 N А26-7038/02-28).

О.В.Давыдова

Редактор журнала

«Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Начав использовать освобождение от НДС по статье 145 НК РФ, вы не сможете отказаться от него в течение 12 календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ).

Когда этот период истечет, вы должны подать в инспекцию:

  • документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения ваша выручка за каждые три последовательных календарных месяца не превышала 2 млн. руб.;
  • уведомление о продлении освобождения от НДС на последующие 12 календарных месяцев или об отказе от него.

В то же время в некоторых обстоятельствах право на освобождение от НДС можно утратить (п. 5 ст. 145 НК РФ):

  • если выручка за какие-либо три месяца превысит 2 млн. руб.;
  • если вы продадите подакцизный товар.

Право не платить НДС утрачивается с 1-го числа того месяца, в котором произошло превышение выручки или началась реализация подакцизных товаров (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Сроки предоставления документов на освобождение

Следует все-таки учитывать, что есть общая норма: о применении освобождения от НДС нужно проинформировать свою ИФНС в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого вы начали использовать освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ). Если нарушен этот срок, инспекция будет стараться отказать вам в применении освобождения.

Но последствия нарушения этого срока закон не определят. Поэтому просрочка не может служить причиной для отказа в освобождении от НДС и доначисления налога. Ничего не поделаешь: такова позиция, изложенная в пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.

Более того, поскольку освобождение от НДС носит не разрешительный, а уведомительный характер, то и никакого решения от инспекции на этот счет не требуется (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 22.09.2008 № А65-1347/08).

Итак, чтобы на законных основаниях не платить НДС, нужно соблюсти определенные условия и совершить необходимые действия. Тем не менее, прежде чем переходить на освобождение, определите, будет ли оно выгодно именно вам.

Работа без НДС кажется на первый взгляд более выгодной для фирмы, чем с НДС. Ведь НДС платить не надо, вести налоговые регистры и составлять отчетность – тоже. НДС также требует повышенной ответственности к документам, увеличивает нагрузку на бухгалтера, которому нужно вести дополнительные налоговые и бухгалтерские регистры по учету НДС.

Однако работа с НДС увеличивает привлекательность вашей компании для крупных покупателей, большинство из которых работает на общей системе. А применение налоговых вычетов может сделать стоимость вашего товара ниже, чем у ваших мелких конкурентов.

Освобождение от НДС по статье 145 НК РФ

Освобождение от НДС, получаемое согласно статье 145 НК РФ, применяется в отношении всей деятельности налогоплательщика, а не в отношении отдельных видов бизнеса или операций. В то же время оно не освобождает от уплаты ввозного и агентского НДС (п. 3 ст. 145, ст. 161 НК РФ).

Освободиться от НДС могут как организации, так и ИП. Главное, чтобы сумма выручки от реализации ТРУ (без НДС) за 3 предшествующих последовательных календарных месяца не превышала 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Учтите, в расчет нужно будет включить выручку только от облагаемых НДС операций.

Освобождение от НДС в любом случае не смогут получить:

  • лица, реализующие подакцизные товары;
  • организации, имеющие освобождение от НДС, как участники проекта «Сколково»;
  • вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП в первые 3 месяца работы.


Похожие записи:

Добавить комментарий