Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушения ДОПОГ: размеры штрафов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Опасными грузами по общепринятой классификации считаются те, которые способны с легкостью воспламеняться, а также ядовитые, легко вступающие в контакт с окружающей средой, те, что относятся к источникам радиоактивных веществ. Вот примерный список веществ, причисленный к опасным категориям.
Каким образом ДПС может доказать вашу вину?
Грузовому транспорту непросто уйти от ответственности, поскольку для его проезда должны соблюдаться особые условия. Для передвижения водителям грузовиков приходится выбирать дороги, которые выбраны надзирающими органами в качестве допустимых. На большинстве этих дорог установлены камеры, которые зафиксируют все нарушения ПДД.
При оформлении документации неверно с каждой бумаги снимаются копии, которые служат достаточным доказательством нарушения правил перевозки грузов в виде опасных веществ. Видео- и фотоматериалы выступают в качестве дополняющих. Коме того, при необходимости предоставляются и показания свидетелей.
К таким грузам относятся все вещества, которые способны нанести вред окружающей среде, животным и людям при утечке. Также они могут спровоцировать опасные для жизни ситуации.
Транспортировка этих грузов регламентируется «Соглашением о международной перевозке опасных грузов», или ДОПОГ — дорожная перевозка опасных грузов. Документ подписан в ООН. Основная цель соглашения — обеспечение безопасности при транспортировке подобных материалов.
Классификация опасных веществ насчитывает более 3 тыс. наименований. Они имеют специальный идентификационный номер и делятся на различные классы. В России в соответствии с ДОПОГ разработан ГОСТ 19433-88.
В таблице приведены классы опасных грузов, их описание, количество подклассов и примеры.
Класс | Название | Описание | Количество подклассов | Пример |
---|---|---|---|---|
1 | Взрывоопасные материалы | Все вещества и изделия, которые обладают пиротехническим эффектом. Они также способны становится причиной пожаров со взрывчатым действием. | 6 | тротил аммонал фейерверки пиротехнические составы шнур огнепроводный |
2 | Газы в сжатом или сжиженном состоянии | Сжатые газы, сжиженные охлаждением или растворенные под давлением, которые:
|
6 | водород бутан углекислый газ иприт хлор |
3 | Легковоспламеняющиеся жидкости | Жидкости, их смеси, а также растворы и суспензии, которые выделяют пары, воспламеняющиеся при температуре 61 °C | 3 | керосин масляные краски сольвенты лаки для ногтей туалетная вода герметики настойки |
4 | Легковоспламеняющиеся вещества и материалы | Вещества и материалы, которые способны возгораться под действием внешних факторов — трения, нагревания и т. д. | 3 | магний бенгальские огни активированный уголь хлопок натрий |
5 | Окисляющие вещества и соединения | Вещества, которые легко выделяют кислород и поддерживают горение. А также могут взорваться при определенных условиях | 2 | перекись водорода отбеливатели компоненты белой краски |
6 | Ядовитые и инфекционные вещества | Вещества, которые вызывают болезнь, отравление или смерть при их попадании внутрь, контакте с кожей, слизистыми оболочками. | 2 | синильная кислота ртуть мышьяк паразиты грибки |
7 | Радиоактивные вещества | Материал с удельной активностью более 70 кБк/кг (нКи/г) | — | изотопы для диагностики и лечения |
8 | Коррозионные вещества | Едкие вещества, которые вызывают повреждение металлов, транспортных средств, кожи, слизистых оболочек человека и дыхательных путей | 3 | кислоты щелочи ртуть йод |
9 | Вещества, которые не отнесены ни к одному из классов | Вещества и изделия с низкой опасностью, которые, однако, требуют соблюдения определенных условий при транспортировании. | асбест снегоходы намагниченный материал сухой лед |
Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Проверки проводились раз в 3 года.
Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).
Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.
Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.
Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.
Что важно знать:
- Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
- Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
- Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
- Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
- Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
- Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.
Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:
- Постановление Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре»
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Опасными называются вещества, утечка которых при транспортировке и хранении связана с опасностью для человека или экологии. Классификацию таких материалов устанавливает (исходя из характера воздействия) европейское соглашение – ДОПОГ.
Перечисленные материалы делят на классы (с подклассами), указанные в таблице.
Класс или подкласс | К каким веществам относят |
1 | Взрывоопасным |
2 | Газам в сжиженном или сжатом состоянии с транспортировкой в кислородных и других газовых баллонах, специальных емкостях (газовозами и прочим транспортом) |
3 | Жидкостям с опасностью воспламенения (бензовозами, автоцистернами) |
4.1 | Легковоспламеняющимся твердым компонентам, самореактивным и твердым десенсибилизирующим взрывоопасным материалам |
4.2 | Склонным к самовозгоранию |
4.3 | Выделяющим пожароопасные газы при взаимодействии с водой |
5.1 | С окисляющими свойствами |
5.2 | Пероксидам органического происхождения |
6.1 | Токсичным компонентам |
6.2 | Инфекционной опасности |
7 | С радиоактивным излучением |
8 | Коррозионным материалам |
9 | Прочим компонентам, не отнесенным ни к одному из перечисленных классов |
Когда возможна ДОПОГ без разрешения
Провоз опасных грузов без оформления разрешительной документации разрешен представителям военных ведомств и структур, от которых зависит государственная безопасность. Выполнение таких операций связано с соблюдением строгого режима секретности, что невозможно при согласовании маршрута, выполнении прочих мер, предусматривающих выдачу разрешения на перевозку.
Это относится к перемещениям военной техники, прочих грузов специального назначения. Отмена согласования и разрешения по ДОПОГ для данной категории исполнителей установлена изменениями, внесенными в марте 2020 года в ст. 3 Федерального закона РФ № 257 ФЗ, посвященного автомобильным дорогам и дорожной деятельности.
Указанную статью дополнили ч. 23 с вводом понятия «специального груза», освобождаемого от выдачи разрешения на перевозку.
Пример 1: отсутствие нужных огнетушителей
В мае 2021 года в Первом кассационном суде общей юрисдикции рассматривали жалобу нижегородского ООО «ТракАльянс». Компанию признали виновной в нарушении ч.1 ст.12.21.2 КоАП и наложили штраф в 400 000 рублей. «ТракАльянс» с решением был не согласен и дважды его обжаловал, но долгой судебной волокитой добился только снижения штрафа до 200 000 рублей.
За что же, собственно, оштрафовали предприятие? Летом 2019 года машина «ТракАльянса» перевозила перекись водорода, то есть опасный груз. И всё было в порядке, за исключением одного: при такой перевозке необходимо было иметь в машине пломбированные огнетушители минимальной емкостью 12 килограммов, а по факту имелся огнетушитель массой всего 6 килограммов и без пломбы. Только за это предприятию выписали огромный штраф.
Кассационный суд, тщательно рассмотрев дело, окончательно признал «ТракАльянс» виновным в нарушении правил перевозки опасных грузов. Несмотря на то, что компания судилась почти 2 года, штраф придется выплатить. (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 г. по делу N 16-377/2021.)
Пример 5: в транспортном документе не было одной строчки
Летом прошлого года Московский областной суд наложил штраф в 150 000 рублей на компанию «РН-Москва» за нарушение ч. 2 ст.12.21.2 КоАП РФ. А именно — за отсутствие в товарно-транспортном документе записи «Специальное положение 640».
Перевозили опасный груз, около 5 тонн дизельного топлива. А в этом случае правила ДОПОГ обязывают сделать в документах запись «Специальное положение 640», причем буква, добавляемая к числу 640, должна указывать на температуру вспышки.
Жалоба на решение суда со стороны компании «РН-Москва» ничего не принесла: суд второй инстанции не нашел оснований для отмены постановления городского суда. Штраф признан справедливым (Решение Московского областного суда № 21-1870/2020 от 25 августа 2020 г. по делу № 21-1870/2020).
Перевозка опасных грузов по территории РФ автотранспортом регламентируется ДОПОГ и имеет некоторые особенности в маркировке и транспортировке:
- особенности маркировки. Согласно ДОПОГ каждый груз имеет номер, состоящий из 4 цифр, который соответствует списку ООН. По этому номеру можно определить не только класс и группу перевозимого опасного вещества, но и тип упаковки, которая разрешена для перевозки данного ОГ. Код классификации определяет вид опасности, физические и химические свойства груза. Он может состоять из комбинации цифр и букв;
- особо опасные грузы. В списке ООН более 3000 материалов, отличающихся по уровню опасности. В сравнении с радиоактивными веществами нефтепродукты кажутся абсолютно безобидными. Соответственно, грузы, представляющие наибольшую угрозу, классифицируются, как особо опасные. К оформлению, упаковке и транспортировки таких веществ предъявляют повышенные требования;
- когда опасные грузы считаются безопасными
Какое наказание предусмотрено за транспортировку без разрешения?
Если при перевозке груза, относящегося к категории опасных, водитель не имеет при себе документов, разрешающих это сделать, первый же наряд ГИБДД станет окончанием пути транспортного средства. Водителю в таких случаях назначается как минимум штраф.
В законодательстве предусмотрена ответственность и для водителя, и для компании, организовавшей транспортировку, а также представителей организаций, которые являются ответственными за отправку данного рейса. Такое положение будет действительно и для междугороднего сообщения, и для транспортировки из одной страны в другую.
Судом может быть вынесен приговор и об уплате в пользу государства солидной денежной суммы, и о лишении свободы, поэтому водителям, перевозящим опасные грузы, следует со всей ответственностью отнестись к подготовке документов на груз.
Если при остановке машины, чей груз отмечен маркировкой «опасно!», представителям ГИБДД не будет предъявлено разрешение на провоз данного груза, в качестве наказания могут быть применены меры:
- Если шофер, перевозящий опасный груз, является частным лицом, его ожидает ответственность, предусмотренная ст.12.21.2 КоАП. За транспортировку груза, признанного опасным, необходимо заплатить штраф 2000-2500 рублей. В случаях, когда груз перевозится с наличием разрешающих документов, но правила транспортировки не соблюдены или соблюдаются не в полной мере, также вменяется штраф.
- При проезде на транспорте с грузом, отнесенным к категории опасных, не имея на то разрешения, водитель, являющийся должностным лицом, ответственность имеет иную. Согласно установленным ст.12.21.2 КоАП правилам, необходимо уплатить в штрафную копилку 15-20 тысяч рублей.
- Если опасные грузы перевозятся при отсутствии документов или с нарушениями правил перевозки груза, водитель – юридическое лицо оплачивает штраф 400-500 тысяч рублей.
Штрафы по статье КоАП распространены также на следующие типы нарушений:
- нет документов, в которых подтверждено, что человек, управляющий транспортом с опасным грузом, обладает должным опытом и навыками для обеспечения его безопасности;
- неправильно оформлены бумаги, в которых должно быть подтверждено, что данное ТС оборудовано в полном соответствии правилам – на его кузове должны быть размещены предупреждающие знаки, различные информационные материалы, подсказывающие действия в случае опасности, утечки содержимого, возможного взрыва.
При нарушении правил транспортировки опасных грузов отличия в следующем:
- при осуществлении транспортировки неверно, с недостаточным соблюдением правил, если ответственным является частное лицо, штраф составит 1000-1500 рублей;
- при совершении нарушений должностным лицом придется уплатить 5000-10000 рублей;
- если виновником является юридическое лицо, оно будет оштрафовано на сумму от 150-250 тысяч рублей.
С 2021 г. законодательной базой транспортировки грузов, представляющих опасность, стало Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR). Россия выполняла его требования с 1994 г. на международных линиях.
С 2021 г. на территории нашей страны действуют международные нормы ДОПОГ.
Этот международный документ закрепляет особый номер ООН (UN-идентификатор) за каждым видом опасных элементов в особом Перечне. Для них разработаны следующие правила:
- нанесение маркировки на корпус и детали машины, тары или упаковки;
- предупреждение об опасности на автомобилях и контейнерах;
- указание класса вещества;
- алгоритм погрузочно-разгрузочных работ;
- указание степени опасности;
- обозначение транспортной единицы и др.
Как наказывают нарушителей?
Величина штрафа за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов зависит от характера проступка. Ст. 12 Административного Кодекса устанавливает 4 формы нарушений правил перевозки грузов с соответствующими санкциями:
При первых двух правонарушениях также производятся изъятие прав у водителя и задержание транспорта.
Нарушение правил перевозки автомобильным транспортом грузов, которые можно классифицировать как опасные, наказывается ещё более строго. Согласно КоАП, 12 статье, штраф за нарушение правил перевозки грузов такого рода для юрлиц способен достигать полумиллиона рублей.
Ответственные за нарушения лица одними штрафами могут не обойтись – когда нарушение ПДД и правил перевозки грузов приводит к человеческим жертвам, ответственным грозят уголовная ответственность и вполне реальный срок. Судят «по факту»: если вследствие халатности погибли 2 или более человек, это сулит нарушителю целых 9 лет лишения свободы.
Однако наибольшая ответственность лежит не на водителях, а на юридических лицах — компаниях, оказывающих услуги перевозки. Это видно и по размерам штрафов – материальное наказание подобной суровости точно повлияет на деятельность фирмы, какой бы крупной она ни была. Именно руководитель предприятия больше остальных заинтересован в соблюдении всех требований законодательства.
Мечта водителя — хит 2021!
- Видеорегистратор с радар-детектором и GPS информатором.
- Оповещение о сокращении дистанции и смене полосы движения. Функция антисон.
- Безопасность на дороге — это Roadgid X7 Gibrid GT. Смотрите видео!
С 2021 г. законодательной базой транспортировки грузов, представляющих опасность, стало Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR). Россия выполняла его требования с 1994 г. на международных линиях.
С 2021 г. на территории нашей страны действуют международные нормы ДОПОГ.
Этот международный документ закрепляет особый номер ООН (UN-идентификатор) за каждым видом опасных элементов в особом Перечне. Для них разработаны следующие правила:
- нанесение маркировки на корпус и детали машины, тары или упаковки;
- предупреждение об опасности на автомобилях и контейнерах;
- указание класса вещества;
- алгоритм погрузочно-разгрузочных работ;
- указание степени опасности;
- обозначение транспортной единицы и др.
ДОПОГ определяет 13 главных опасных веществ:
- бензиновое, дизельное, керосиновое топливо;
- взрывающиеся вещества – порох, петарды, патроны и др.;
- газ;
- яды;
- взрывоопасные и воспламеняющиеся элементы;
- способные вызвать окисление и коррозийное разрушение;
- радиоактивные элементы;
- вредные отходы и др.
Если произошла авария…
Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.
В таких случаях суд может виновника лишить свободы на 2-9 лет, если в аварии погибнут или будут тяжело покалечены люди.
Если за рулем машины с опасным грузом оказался человек в нетрезвом состоянии, с него взыщут до 200 тыс. руб. или на 2 года лишат свободы.
Руководители и собственники транспортных копаний- организаторов маршрута также наказываются за случившиеся аварии и чрезвычайные происшествия в дороге. Юридическим лицам суд может назначить помимо штрафных взысканий компенсации за гибель и увечья людей и нанесение вреда экологии.
Уровень ответственности
На данный момент отмечается несколько методов, как могут наказывать за нарушение основных правил перевозки опасных грузов. Водителям и компаниям, в зависимости от ситуации, могут быть назначены такие виды штрафных санкций, как:
- Наложение установленного денежного штрафа за сам факт нарушения.
- Конфискация имущества – речь идет об автомобиле, осуществляемом доставку опасного груза.
- Может быть назначено полное или временное лишение прав и допусков на профессиональное управление авто.
- Денежные штрафные санкции, размер которых зависит от вида регистрации предпринимательской деятельности. Штрафы могут быть разными для должностных, юридических и физических лиц.
Наказание за перевозку особого опасного груза без разрешения также зависит от вида используемого в процессе перевозки транспорта. Как известно, это может быть не только автомобиль, но также железнодорожный транспорт или морские суда.
Возможная уголовная ответственность
За нарушение правил перевозки опасных грузов может быть назначен не только денежный штраф, но также уголовная ответственность. Наказаниям подвергаются такие нарушения, которые причиняют серьезный вред окружающей среде и человеку. Это могут быть нарушения, как нелегальный экспорт или ввоз материалов и веществ, которые изготавливаются в процессе изготовления оружия, провоз опасных веществ с одновременным загрязнением окружающей среды – природы или водной массы.
Уголовная ответственность возлагается на водителя, если он провозил груз в состоянии алкогольного опьянения. Ситуации, которые повлекли за собой смерть двух и более человек, влекут за собой наказание на 7 лет лишения свободы. Если пострадал один человек, срок может составлять 4 года. Уже по размеру одних штрафов можно судить об уровне ответственности, которая может быть возложена за нарушение. По этой причине современные транспортные компании делают все, чтобы максимально обезопасить транспортировку опасного груза.
Что относится к опасным веществам
Список веществ, который отнесен к международной классификации опасных грузов, содержится в специальном международном соглашении, и состоит из следующих:
- Дизельное топливо;
- Бензин и керосин;
- Взрывоопасные вещества, такие как порох, патроны, фейерверк;
- Аргон, пропилен, аммиак, этан, эфир;
- Гелий, водород;
- Огнетушители;
- Бензол;
- Масла камфорное, сивушное и хвойное;
- Краски;
- Парфюмерия;
- Алкалоиды и ртуть;
- Щелочь, хлорка и другие коррозионные вещества.
Перевозка веществ опасных для жизни прописывается определёнными законодательными актами, что приняты на федеральном уровне.
Нужно следовать данным актам, чтобы не попасть под административное либо уголовное наказание.
Исходя из этих норм, к продукции опасной для жизни можно отнести все те, что при транспортировках могут быть вредным для внешней природы и ставят под угрозу жизнь человека:
- вредные вещества;
- газы;
- жидкости;
- материалы;
- готовые изделия;
- ядохимикаты;
- отходы разных видов производства.
При доставке грузов, что описываются как опасные, нужно придерживаться индивидуальных норм для контроля безопасности владельца авто и других физических лиц, а именно:
- должны быть прикреплены таблицы с информацией о вредных веществах;
- должны быть прикреплены знаки — табло, что рассказывают о вредности во время остановки транспорта;
- в транспортном средстве должны находиться орудия для тушения пожаров;
- должны быть прикреплены проблесковые маяки желтого либо оранжевого цвета, что говорят о вредности для здоровья;
- в транспорте должен находиться противооткатный упор;
- в машине должны находиться нужные устройства для обеспечения безопасности груза при его перевозке.
Сам опасный груз помещается в индивидуальные герметические баки, что переправляют груз до конечного места прибытия без открытия в период перевозки.
Эти посудины должны быть помечены в соответствии с правилами транспортировки вредных грузов автотранспортом.
Список документов, которые удостоверяют одобрение на перевозку вредных грузов такой:
- удостоверение водителя с отметкой о том, что он подготовлен определённым образом и может производить такие перевозки. Без него водитель не может перевозить опасные грузы;
- наличие допуска для транспорта, что будет задействован в процессе доставки;
- наличие согласованного и утвержденного маршрутного листа;
- наличие аварийной карточки;
- присутствие товарно-транспортной накладной.
Также для транспортирования опасных грузов нужно особое разрешение по международной дорожной перевозке опасных грузов.
Без него выполнять перевозку нельзя, потому что такой документ разрешает:
Управлять транспортом | На котором транспортируется этот груз |
Транспортной организации | Что выполняет такие перевозки, вести хозяйственную деятельность |
Его присутствие доказывает, что водитель при передвижении вредного груза на значительные расстояния придерживается всех запросов техники безопасности, а оборудование транспорта носит специализированный характер.