Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 27 Земельного кодекса. Ограничения оборотоспособности земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Никто из владельцев земельных участков, расположенных поблизости от лесной зоны, либо граничащих с ней, не застрахован от того, чтобы получить иск. Игнорировать такую повестку не получится, так как даже в том случае, если собственник не явится в зал суда, решение будет принято без его участия.
Комментарии к статье 49 ЗК РФ, судебная практика применения
В п. 2 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016 года приведена следующая правовая позиция (извлечение):
Договор о развитии застроенной территории — не основание для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
«Решение об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно-полезных целей, реализация которых невозможна без вмешательства органов государственной власти или местного самоуправления в частные интересы.
Заключение договора о развитии застроенной территории не является достаточным основанием для изъятия земельных участков для государственных (муниципальных) нужд.
Постановлением администрации муниципального образования принято решение об изъятии в том числе принадлежащих заявителям земельных участков путем их выкупа в установленном законом порядке за счет средств компании, с которой администрацией заключен договор о развитии застроенной территории в целях реализации муниципальной адресной программы.
Ссылаясь на то, что данное постановление администрации противоречит нормам действующего законодательства, заявители, являющиеся собственниками земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, обратились в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды отказали в удовлетворении требований.
..Судебная коллегия Верховного Суда РФ отменила судебные акты судов нижестоящих инстанций и отправила дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В силу подп. 3 п. 3 ст. 235, п. 1. ст. 279 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления — 2013 год) допускается принудительное изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа.
При этом под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
В данном споре в качестве обстоятельства, указывающего на наличие публичных нужд, требующих изъятие земельных участков у заявителей, суды признали сам факт принятия администрацией постановления о развитии застроенной территории и заключения с компанией договора о развитии застроенной территории.
Между тем, из норм ГрК РФ с учетом положений ст. 35 Конституции РФ, ст. 235, 279 ГК РФ и ст. 49 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) не вытекает, что эти обстоятельства влекут безусловное принудительное изъятие имущества, находящегося в частной собственности, для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу ч. 3 ст. 46.1 ГрК РФ, само по себе заключение договора о развитии застроенной территории не является основанием для изъятия земельных участков, поскольку такой договор только регламентирует порядок реализации решения о развитии территории, принятого администрацией, в то время как возможность изъятия земельного участка у собственника обусловлена наличием государственных или муниципальных нужд.
Судами не установлено, что генеральным планом развития города предусмотрено строительство объектов муниципального значения на территории изымаемых земельных участков.
Суды не проверили и не опровергли довод заявителя о том, что на земельном участке, находящемся в собственности индивидуального предпринимателя, на котором имеется принадлежащий ему объект недвижимости, предполагается размещение другого административного здания, которое по окончании строительства должно перейти в собственность компании, являющейся застройщиком данной территории, то есть также станет частной собственностью.
Таким образом, суды, не установив наличие правовых оснований для изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, имеющийся при этом публичный интерес, а также соразмерность вмешательства муниципальных органов в частные интересы для достижения публичных целей, не обеспечили тем самым необходимый баланс интересов и нарушили имущественные права, гарантированные ст. 35 Конституции РФ, что привело к неправильному разрешению дела».
В «Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015 года содержатся следующие разъяснения:
Возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд по ходатайству организаций
К государственным или муниципальным нуждам статья 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (пункт 3 статьи 49 ЗК РФ).
Статьей 56.4 ЗК РФ предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в пункте 1 указанной нормы. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 г. N 442.
Кроме того, с ходатайством об изъятии в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 56.4 ЗК РФ, вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.
Возмещение убытков за изъятие арендованного земельного участка для государственных и муниципальных нужд
В случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, соответствующее возмещение согласно статье 281 ГК РФ предоставляется не только собственнику такого земельного участка, но и лицу, которое владеет земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, на законном основании:
— право постоянного (бессрочного) пользования,
— право пожизненного наследуемого владения,
— право, основанное на договорах аренды,
— право, основанное на безвозмездном пользования.
Соглашение об изъятии земельного участка с застройщиком
Соглашение, представляет из себя документ, который подтверждает факт отчуждения земельного участка, собственником которого является юридическое либо физическое лицо, в пользу государственных или муниципальных структур, и заключается между муниципальными либо федеральными органами власти и собственником (правообладателем) изымаемого земельного участка и возведенных на ней строений.
Соглашение составляется письменно и содержит в себе следующую информацию:
- наименование лиц, являющихся сторонами сделки;
- кадастровый либо условный номера земельного участка;
- цель изъятия участка;
- реквизиты принятого решения, а именно: дата принятия решения, наименование органа, принявшего решение, регистрационный номер решения, место и дата публикации принятого решения;
- перечень прав, которые возникают либо прекращаются в связи с изъятием;
- срок передачи изымаемого имущества, который не может быть более шести месяцев со дня прекращения правомочий прежнего правообладателя;
- размер и порядок выплаты выкупной стоимости;
- перечень размещенных на участке строений и сооружений;
- перечень сервитутов, если таковые имеют место быть и необходимы.
Соглашение подлежит обязательной регистрации в соответствии с нормами гражданского права, применяемых к регистрации сделок.
В случае если собственник более 90 календарных дней со дня получения соглашения не подписывает предлагаемый документ, орган, принявший такое решение, может обратиться в суд для принудительного изъятия земельного участка.
Иск об изъятии земельного участка составляется в письменном виде и содержит в себе:
- информацию о заявителе;
- данные об участке;
- цель изъятия.
Основания, условия и причины принудительного изъятия
Что касается вопроса об изъятии для государственных нужд, то основные правила проведения процедуры и основания, её проведения установлены в статьях 31,32 ЗК РФ. Следует ориентироваться и на новые Правила, установленные для проведения процедуры с апреля 2015 года. Они установили единый механизм изъятия для правообладателей различных форм собственности, с определением границ имущественных притязаний для арендаторов и собственников. Итак, когда наступает принудительное изъятие земельного участка и в каких случаях?
Под нуждами федерального и регионального значения, допускающими изъятие, понимаются юридически обоснованные причины из числа следующих:
- строительство объектов федерального и регионального назначения, на территории расположения используемых гражданами участков.
- Проведение дорог, трасс или строительство аэропортов на территории, используемой гражданами.
- Проведение нефтепроводов, газопроводов и других линейных объектов по заселённым землям.
- Геологические разработки в местах проживания или нахождения промышленных предприятий.
Перечень могут продолжить любые прецеденты, требующие использования заселённой территории по распоряжению государственной власти. Такие действия производятся резолютивно. К их числу относятся так же те, которые не зависят от непосредственно выполняемых государством задач, но отражают его политику в области природоохранных ресурсов.
Каков порядок изъятия и сроки
Сроки, размер возмещения и другие условия изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением о реквизировании земельного объекта и расположенных на нем объектов недвижимости. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Если правообладатель изымаемого объекта не заключал соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением о проведении процедуры, допускается принудительная конфискация в муниципальных целях.
Принудительное изъятие проводится по решению суда. Иск о принудительном реквизировании предъявляется в суд в течение срока действия решения об изъятии участка. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения 90 дней со дня получения правообладателем земли проекта соглашения об изъятии.
Соглашение об изъятии земельного участка с застройщиком
Соглашение, представляет из себя документ, который подтверждает факт отчуждения земельного участка, собственником которого является юридическое либо физическое лицо, в пользу государственных или муниципальных структур, и заключается между муниципальными либо федеральными органами власти и собственником (правообладателем) изымаемого земельного участка и возведенных на ней строений.
Соглашение составляется письменно и содержит в себе следующую информацию:
- наименование лиц, являющихся сторонами сделки;
- кадастровый либо условный номера земельного участка;
- цель изъятия участка;
- реквизиты принятого решения, а именно: дата принятия решения, наименование органа, принявшего решение, регистрационный номер решения, место и дата публикации принятого решения;
- перечень прав, которые возникают либо прекращаются в связи с изъятием;
- срок передачи изымаемого имущества, который не может быть более шести месяцев со дня прекращения правомочий прежнего правообладателя;
- размер и порядок выплаты выкупной стоимости;
- перечень размещенных на участке строений и сооружений;
- перечень сервитутов, если таковые имеют место быть и необходимы.
Соглашение подлежит обязательной регистрации в соответствии с нормами гражданского права, применяемых к регистрации сделок.
В случае если собственник более 90 календарных дней со дня получения соглашения не подписывает предлагаемый документ, орган, принявший такое решение, может обратиться в суд для принудительного изъятия земельного участка.
Иск об изъятии земельного участка составляется в письменном виде и содержит в себе:
- информацию о заявителе;
- данные об участке;
- цель изъятия.
Данный вид документа служит основанием для принятия судом дальнейшего решения по изъятию заявленного земельного участка. Совместно с иском заявителем должна быть представлена техническая документация на землю.
Как на практике происходит изъятие земли
Просто так никто забрать у собственника его участок не может. Именно поэтому законодательно было прописано, что земельные участки, подлежащие изъятию для государственных и муниципальных нужд, изымаются только по решению следующих компетентных и уполномоченных органов:
- исполнительной власти, которых представляют уполномоченные федеральные служащие (если участок изымается именно для нужд федерации);
- исполнительной власти конкретных субъектов федерации, если участок подлежит изъятию для региональных нужд;
- местного самоуправления (самый распространенный случай в практике), когда участок подлежит изъятию для реализации нужд местного значения.
Примечательно, что статья 279 Гражданского кодекса РФ, которая, по мнению многих юристов и правозащитников, допускает и такой факт, как принудительное изъятие земельного участка в том случае, если собственник этого земельного участка категорически не согласен с составленным соглашением и вынесенным решением органов местного самоуправления.
Условия изъятия земельных участков
Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:
1) строительство или реконструкция объектов федерального, регионального или местного значения предусмотрены документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет с даты утверждения таких документов;
2) земельные участки изымаются для создания или расширения ООПТ (особо охраняемой природной территории);
3) земельные участки изымаются для выполнения международного договора;
4) земельные участки изымаются для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;
5) земельные участки изымаются после признания многоквартирного дома аварийным.
При этом единственной категорией земель, которая не может быть изъята для госнужд, являются земли ООПТ, предоставленные федеральным госбюджетным учреждениям, осуществляющим управление такими природными территориями. И то с оговоркой «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».
Резервирование земель государственными (муниципальными) службами
Понятие резервирования земель для государственных и муниципальных нужд в российском законодательстве относительно новое. Основные положения данной процедуры, в том числе сам порядок резервирования, изложены в Земельном кодексе (статьи 56.1 и 70.1), а также в Постановлении Правительства №561 от 22.07.2008г [3].
Резервирование земельного участка чаще всего осуществляется с целью его дальнейшего изъятия. В таком случае две эти процедуры представляют собою логичные стадии одного процесса, связанного с изменением целевого назначения земли и переходом прав на нее. Но в то же время законодательством не предусмотрено, что изъятию подлежит только тот земельный участок, который ранее был зарезервирован. То есть изъять земельный участок можно и без его предварительного резервирования.
Земельные участки могут считаться зарезервированными в случае выполнения всех перечисленных ниже условий:
1) принятия уполномоченным органом решения о резервировании земель;
2) наличия утвержденной схемы резервируемых земель с указанием кадастровых номеров земельных участков;
3) проведения обязательной госрегистрации ограничений прав на земельные участки в ЕГРП;
4) внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании.
Таким образом, резервирование земельного участка государственными (муниципальными) службами является ограничением права и подлежит обязательной государственной регистрации. Если данный порядок будет нарушен, в том числе если в ЕГРП не будут внесены сведения об ограничениях прав на земельный участок, он не будет считаться зарезервированным, даже если на это есть соответствующее решение уполномоченного органа госвласти. Отказ в приобретении права собственности на данный земельный участок будет незаконным и может быть обжалован в суде.
Максимальные сроки резервирования земель
1) в общем случае земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года;
2) при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предназначенных для создания особой экономической зоны, на срок не более чем два года;
3) резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта, транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.
Реквизиция земельного участка
Земельный надел может быть реквизирован у правообладателя в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, крупномасштабных аварий, эпидемий. Порядок проведения реквизиции описан в ст. 242 ГК РФ и ст.51 ЗК РФ. В данном случае изъятие земельного участка является временной процедурой и после устранения последствий от возникновения чрезвычайной ситуации земля возвращается правообладателю.
В случае невозможности возврата земельного участка после его реквизиции, правообладатель может рассчитывать на финансовую компенсацию ущерба либо предоставление ему равноценного земельного участка безвозмездно.
Комментарий к статье 71 ЛК РФ
1. Комментируемая статья определяет особенности порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также подлежащие применению к указанным правоотношениям нормы права.
Предоставление гражданам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по следующим правовым основаниям:
— аренда;
— безвозмездное срочное пользование.
Предоставление юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется по следующим сделкам:
— постоянное (бессрочное) пользование;
— аренда;
— безвозмездное срочное пользование.
Согласно ч.1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 83 ЛК РФ регламентирована передача осуществления отдельных полномочий РФ в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ. К таким полномочиям, в частности, относится предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов (п.2 ч.1 ст. 83 ЛК РФ).
В порядке ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст. 4.3 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» право собственности РФ на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до 1 января 2007 года, признаются соответственно правом собственности РФ на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
В соответствии с п.10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, относящимися к государственной и муниципальной собственности, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
2. Частью 2 и 3 комментируемой статьи определены нормы права, подлежащие применению к правоотношениям, связанным с предоставлением гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Приоритет в регламентации данных правоотношений имеют нормы ЛК РФ. Вместе с тем, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ с изъятиями, установленными ЛК РФ.
На праве аренды земельные участки могут предоставляться как гражданам, так и юридическим лицам.
Лесной кодекс РФ определяет цели предоставления земельных участков по договору аренды:
— заготовка древесины, живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений (ст. 29, 31, 32, 34);
— ведение охотничьего хозяйства, сельского хозяйства (ст. 36, 38);
— выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ст. 39);
— осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями, кроме государственных и муниципальных учреждений (ст. 40);
— осуществление рекреационной деятельности государственными и муниципальными учреждениями (ст. 41);
— создание лесных плантаций и их эксплуатация (ст. 42);
— выполнение работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 43);
— переработка древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46).
В соответствии с ч.1 ст. 72 ЛК РФ предоставление по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ. Перечень целей предоставления лесных участков не является исчерпывающим, допускаются иные виды, определенные в соответствии с ч.2 ст. 6 ЛК РФ.
Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в РФ в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Таким образом, определяющим принципом предоставления лесных участков по договору аренды является использование лесов в соответствии с целевым назначением земель (ст. 6 ЛК РФ).
О требованиях к договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, см. комментарии к ст. 72, 73 ЛК РФ.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с соблюдением процедур, предусмотренных ст. 74 ЛК РФ.
3. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по иным (кроме аренды) правовым основаниям осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, с изъятиями, регламентированными ЛК РФ.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками может принадлежать исключительно юридическим лицам.
Положениями ЛК РФ определены организационно-правовые формы юридических лиц, которым могут предоставляться лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, а также цели такого предоставления:
— государственным учреждениям, муниципальным учреждениям — для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ч.8.1 ст. 29);
— федеральным государственным учреждениям — в случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины данными учреждениями, для указанной цели (ч.2 ст. 40);
— государственным учреждениям, муниципальным учреждениям — для осуществления рекреационной деятельности (ч.4. ст. 41);
— федеральным государственным учреждениям — в случае, если федеральными законами допускается переработка древесины и иных лесных ресурсов данными учреждениями, для указанной цели (ч.2.1 ст. 46).
О государственных, муниципальных учреждениях см. ст. 120 ГК РФ, ФЗ «Об автономных учреждениях», ФЗ «О некоммерческих организациях».
В соответствии со ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Применяя положения данной статьи, необходимо учитывать субъектный состав лиц, которым может предоставляться лесной участок, предусмотренный нормами ЛК РФ.
Согласно п.3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ (30 октября 2001 года), сохраняется.
Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав
В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.
А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.
Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.
- Земельное право / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2002; Попов М. Комментарий главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации // Хозяйство и право. 2001. N 7; Рухтин С.А. Принудительное изъятие земли и другой недвижимости в России, США и Великобритании: Монография / Под науч. ред. д-ра юрид. наук, проф. В.П. Камышанского. М.: Арктика 4Д, 2007.
- См.: Бутаева Э.С. Прекращение права собственности помимо воли собственника: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. С. 123.
- См.: Рухтин С.А. Принудительное изъятие земли и другой недвижимости в России, США и Великобритании: Монография / Под науч. ред. д-ра юрид. наук, проф. В.П. Камышанского. М.: Арктика 4Д, 2007. С. 25.
- См.: Гражданский кодекс Украины (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 сентября 2003 года). Х.: Одиссей, 2003. С. 127.
Порядок принудительного изъятия земельного участка
Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом:
- Инициализация процесса изъятия. Запустить его могут власти любого уровня. Собственнику отправляется уведомительное письмо о дате проверки целевого назначения земли. Также могут проводиться и внеплановые проверки.
- Поиск собственника.
- Принятие решения о конфискации. На основании инициативы уполномоченные органы принимают решение об изъятии земли. В постановлении указывается причина конфискации, собственник, у которого участок изымается, а также реквизиты этого надела: площадь, кадастровый номер и иные, дающие возможность инициировать конкретную территорию.
- Письменное уведомление собственника о том, что участок будет экспроприирован по основаниям. Параллельно с этим исполнительными органами в СМИ публикуется информация с данными по изымаемому имуществу.
- Разрабатывается соглашение. Только, достигнув всех договоренностей, составляется документ, где указываются все особенности проведения процедуры с указанием сроков. Здесь же прописывается условие замены утраченного имущества.
- Земельный участок отчуждается и производится переход прав на него. Если конфискация происходит не в результате судебного решения, по которому произойдет возмещение средств пострадавшему лицу, то хозяин земли вправе затребовать компенсацию. Расчет ее происходит по рыночной оценке, действующей на конкретной территории. Вместо денежной компенсации правообладателю, утратившему имущество, может быть предложена замена, равная по площади или цене.
У владельца имущества после уведомления имеется 3 месяца на принятие решения. За это время он может согласиться с условиями изъятия, размером компенсации или заменой на аналогичный участок. В противном случае — обратиться в судебные органы с иском о нарушенных правах. Как показывает практика, государственные органы власти имеют все законные основания для конфискации земельного участка и суд принимает решение в пользу государства.
Если земля не была зарегистрирована, владельцу дается всего 2 месяца на доказательство своих прав относительно надела. Он обязан передать в администрацию правоустанавливающие документы и заявление. Иначе земля будет признана бесхозной и передана муниципалитету.
Что касается компенсации за утраченное имущество, то она складывается из нескольких составляющих:
- рыночной оценки самого участка;
- недвижимых объектов, расположенных в границах надела. Тут следует отметить, что компенсация за них возможна только в том случае, если разрешенное использование земли предполагает размещение на них таких объектов;
- упущенной выгоды, которая могла быть получена собственником в связи с использованием земли, опять же в соответствии с разрешением;
- иных сумм убытков.
Что происходит после принятия решения об изъятии земельного участка?
В состав комиссии могут включаться представители других заинтересованных организаций (по решению местного исполнительного комитета).
Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», принято постановление от 04.07.2014 N 2195-п/1 «О введении в действие материалов таксации лесов, расположенных в границах городского округа Тольятти», которым введены в действие материалы таксации лесов, включая таксационные описания, лесоустроительные планшеты, планы лесонасаждений.
По результатам выявления правообладателей изымаемой недвижимости территориальным органом Роснедр принимается решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных лиц, которое оформляется приказом.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии достаточных доказательств распоряжения администрацией землями лесного фонда, принадлежащими Российской Федерации.
По результатам выявления правообладателей изымаемой недвижимости территориальным органом Роснедр принимается решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных лиц, которое оформляется приказом.
До заключения договора уполномоченный орган осуществляет подготовительные действия (ст. 56.7 ЗК РФ). Чаще всего это проведение кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, и оценка участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества.