Типы и виды социального контроля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Типы и виды социального контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. Только качество может привлечь потребителя. Одним из важнейших направлений административной реформы в Российской Федерации является разработка и внедрение стандартов услуг, предоставляемых населению.

Контроль качества социальных услуг

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам.

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация — нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т. е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам.

Понятие и виды социального контроля

Общество состоит из отдельных индивидов и их объединений, постоянно и активно взаимодействующих. Обеспечение стабильности и порядка – один из ключевых факторов прогрессивного развития социума. Человечество на протяжении своего существования разрабатывает нормы и ценности, действие которых необходимо поддерживать. Это объясняет наличие в социуме четко обозначенных санкций.

Социальный контроль может осуществляться как лично самим индивидом (самоконтроль), так и обществом (организациями, группами, государством). Его проявления могут быть формальными или неформальными.

В условиях становления рыночной экономики задача по реализации контроля возлагается на плечи потребителей товаров и услуг. Именно от их активности и заинтересованности зависит спрос на ту или иную продукцию, а значит, и предложение. Правило «невидимой руки» рынка остается актуальным. Производители выпускают на рынок ту продукцию, которая нужна потребителю. Так получается взаимная выгода. Производителю – прибыль, потребителю – продукт.

Механизмы контроля в экономике: экспертиза качества товара, закон «О защите прав потребителей», организации, призванные защищать потребителя (Роспотребнадзор).

В духовной среде механизмами социального контроля выступают сами религиозные учения, организации, их проповедующие, положения священных писаний. В различные периоды существования человечества церковь меняла уровень своего влияния.

Так, в первобытном обществе, жизнь общества была полностью подчинена языческим воззрениям, благодаря чему сложились первые обычаи, исполняемые всеми членами социума. В эпоху Средневековья, когда произошло становление крупнейших мировых религий, на жизнь европейского сообщества решающее влияние стала оказывать христианская церковь. Ее власть практически не имела границ: духовенство обогащалось за счет взимания налогов и продажи индульгенций, а короли постепенно теряли свой авторитет, проигрывая Папе Римскому.

Сегодня в России, как и во многих других государствах, закреплен светский характер взаимоотношений церкви и официальной власти. Ни одна из религий не может провозглашаться государственной, каждый имеет право на свободный выбор веры. Тем не менее, влияние церкви на жизнь общества по-прежнему велико, но сдерживание индивидов от девиаций здесь происходит лишь с позиции нравственности. Использовать меры принуждения, как это было в Средние века, духовные структуры не могут.

В зависимости от того, каким образом осуществляется направление поведения индивида, выделяют два основных типа контроля: внутренний и внешний. Каждый из них имеет свои специфические черты. Общество находится на высоком уровне развития, если у граждан в большей степени развит внутренний контроль. Цель любого современного государства – всеми средствами и способами добиться должного уровня самоконтроля граждан.

Субъект самостоятельно регулирует свое поведение среди других членов социума. Способность к самоконтролю формируется в процессе становления личности (социализации). Нарушая общепринятые нормы, человек испытывает угрызения совести. Совесть, воля и сознание личности – непосредственные элементы внутреннего контроля. Сдерживать собственные действия субъекту удается посредством проявления сознательных волевых усилий.

Цифровой дневник социального работника

По стандартам, социальный работник должен вести дневник, в котором отмечает оказанные услуги, дату посещения и ставит подпись. Дневник заполняется в бумажном виде и находится у получателя услуг. При этом соцработники также отчитываются перед руководителем о том, каких подопечных они посетили, и что конкретно сделали. Чтобы не вести двойную отчетность, социальные работники могут отправлять фотографии заполненного дневника с помощью ГдеМои.

Преимущество таких фотоотчетов заключается в том, что приложение автоматически фиксирует дату, время и место отправления, а значит, руководитель может быть уверен в достоверности получаемых сведений.

Второй способ отчетности — заполнение ее в электронном виде через мобильное приложение. Руководитель соцслужбы добавит в ГдеМои список обязательных и дополнительных услуг по надомному социальному обслуживанию. Соцработник во время посещения подопечного выберет оказанные услуги из списка в мобильном приложении и приложит при необходимости фотографии: чеков, результатов работы, купленных товаров.

Социальный контроль что такое

Социальный контроль – это незримое, незаметное для личности воздействие на нее со стороны окружающих людей. Наблюдение и давление со стороны социума становятся ощутимыми только в том случае, если человек целенаправленно или непреднамеренно нарушает установленные нормы морали, а его поведение не соответствует эталонам.

Нормативно-правовую проверку соблюдения норм и правил поведения в обществе осуществляют государственные уполномоченные органы. В этом состоит главное отличие нормативно-правового наблюдения за поведением от общественного контролирования.

В психологии под социальным контролем понимаются конкретные действия людей, оказывающие влияние на процесс становления у человека правильной формы поведения. Если человек отказывается соответствовать правилам, он ведет себя вызывающе, имеет склонность к правонарушениям, то общество стремится исправить его. Оно начинает давить на него, используя принуждение и подавление.

Нормы и моральные принципы человек усваивает еще в детстве в процессе социализации. Воспитательные беседы, положительный пример родителей, разъяснение смысла нравственных и безнравственных поступков – все это ребенок впитывает на протяжении процесса взросления. Если он управляет своими поведенческими реакциями, не имеет проблем с законом, он может и не ощущать социального управления.

Внимание! Нельзя рассматривать социальный контроль в качестве внешней силы по отношению к полноправному социализированному члену общества, потому что каждый взрослый способен выполнять эту функцию.

Иными словами, причину таких социальных проблем, как насилие, измена, наркотическая или алкогольная зависимость и т.д. среди женатых мужчин и замужних женщин нужно искать в эмоциональной нищете. Именно поэтому многие современные мыслители ищут пути укрепления любви между супругами.

На государственном же уровне с целью предотвращения разводов создают и расширяют систему подготовки молодёжи к браку, а также социально-психологическую службу помощи семье и одиноким людям.

Еще в начале 70-х годов социолого-демографические исследования и опросы населения выявили смещение ценностей личности в сторону «материального фетишизма». В то время уже вопросы о семье и детях вызывали бесконечные жалобы на жилищные и материальные трудности. Но дети не рождаются исключительно по экономическим соображениям. Интенсивное использование ссылок на материальные препятствия к рождению детей, названное в социологической демографии и социологии семьи «концепцией помех», свидетельствует о всеобщности отчуждения в этой сфере.

Страницы: 12 3

Другие материалы:

Социальный контроль — это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная общность (группа) обеспечивает соответствующее принятым нормам (моральным, правовым, эстетическим и др.) поведение своих членов, а также предотвращает девиантные поступки, наказывает девиантов или исправляет их.

Основные средства социального контроля заключаются в следующем:

1. Социализация, обеспечивающая восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм.

2. Воспитание — процесс систематического воздействия на социальное развитие личности в целях формирования у нее потребности и привычки соблюдать господствующие в обществе нормы.

3. Групповое давление, свойственное любой социальной группе и выражающееся в том, что каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от группы требований и предписаний, соответствующих принятым в ней нормам.

4. Принуждение — применение определенных санкций (угроза, наказание и т.п.), понуждающих индивидов и их группы выполнять предписываемые обществом (общностью) нормы и правила поведения.

Среди методов социального контроля наиболее употребимыми, как установил Т. Парсонс, являются:

1. Изоляция, т.е. отлучение девианта от других людей (например, заключение в тюрьму).

2. Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества (например, подписка о невыезде, домашний арест, помещение в психиатрическую больницу).

3. Реабилитация, т.е. подготовка девиантов к нормальной жизни (например, в группах анонимных алкоголиков).

Социальный контроль над девиацией подразделяется на два основных вида. Неформальный социальный контроль включает в себя социальное поощрение, наказание, убеждение или переоценку существующих норм, замену их новыми нормами, более соответствующими изменившимся социальным установлениям. Формальный контроль осуществляется специально созданными обществом социальными институтами и организациями. Среди них основную роль играют милиция, прокуратура, суд, тюрьма.

Социальный контроль, при всем разнообразии средств, методов и видов, призван руководствоваться в демократическом обществе несколькими основополагающими принципами.

Во-первых, реализация функционирующих в обществе правовых и иных норм должна стимулировать социально полезное поведение и предотвращать общественно вредные, а тем более социально опасные поступки.

Во-вторых, санкции должны соответствовать тяжести и социальной опасности содеянного, не закрывая ни в коем случае пути к социальной реабилитации индивида.

В-третьих, какая бы санкция ни применялась по отношению к девианту, она ни в коем случае не должна унижать достоинство личности, следует соединять принуждение с убеждением, воспитывать у индивидов, допустивших отклоняющееся поведение, позитивное отношение к закону, к нравственным нормам общества.

Читайте также:  Наследство в вопросах и ответах

Таким образом, социальный контроль — это специфическая деятельность, направленная на поддержание поведения индивида, группы или общества в соответствии с принятыми нормами посредством социального воздействия.

Такая деятельность носит надстроечный характер, но объективно неизбежна для организации жизнедеятельности общества, в частности производства (она непосредственно не создает продукт, но без нее в конечном итоге этот продукт был бы невозможен).

Конкретными функциями социального контроля в сфере труда являются:

Стабилизация и развитие производства (поведение работника контролируется с точки зрения результатов труда, взаимодействия с другими, производительности и т.д.);

Экономическая рациональность и ответственность (контроль за использованием ресурсов, сбережением имущества и оптимизацией затрат труда);

Морально-правовое регулирование (организационно-трудовая дисциплина — соблюдение морали и права во взаимоотношениях субъектов трудовой деятельности);

Физическая защита человека (соблюдение техники безопасности, нормативов рабочего времени и т.д.);

Моральная и психологическая защита работника и др.

Таким образом, в сфере труда социальный контроль преследует как собственно производственно-экономические, так и социально-гуманитарные цели.

Социальный контроль обладает сложной структурой, которую составляют три взаимосвязанных процесса: наблюдение поведения, оценка поведения с точки зрения социальных норм, реакция на поведение в форме санкций.

Эти процессы свидетельствуют о наличии социально-контрольных функций в трудовых организациях. В зависимости от характера используемых санкций или поощрений социальный контроль бывает двух видов: экономический (льготы, поощрения, взыскания) и моральный (демонстрация уважения, презрения, симпатий). В зависимости от контролируемого субъекта могут быть выделены различные виды социального контроля — внешний, взаимный и самоконтроль.

При внешнем контроле его субъект находится вне контролируемой системы отношений и деятельности: это контроль, осуществляемый администрацией в трудовой организации.

Административный контроль обладает рядом преимуществ. Прежде всего он представляет собой специальную и самостоятельную деятельность. Это, с одной стороны, освобождает от контрольных функций персонал, непосредственно занятый основными производственными задачами, с другой — способствует осуществлению контрольных функций на профессиональном уровне.

Административный контроль имеет свою специфическую мотивацию, отражающую особенности отношения именно администрации к вопросам дисциплины в сфере труда. Он основывается как на материальном, так и на моральном интересе, свойственном управляющим.

Во-первых, организационно-трудовой порядок рассматривается как обязательное условие социально-экономического существования и благополучия организации. В случае распада или банкротства трудовой организации рядовой наемный работник лишается всего лишь рабочего места, управленческий же слой, собственники теряют при этом свой капитал, авторитет, престижное занятие и социальное положение.

Во-вторых, каждый руководитель как представитель института администрации морально ответствен за персонал, требует от подчиненных соблюдения установленных норм в их же собственных интересах, проявляя при этом своеобразное патерналистское отношение к людям.

В-третьих, моральный интерес со стороны администрации к организационно-трудовой дисциплине заключается в том, что само конструирование порядка является творческой стороной управленческого труда, усиливающей его привлекательность.

Если методы социализации не срабатывают — приходится применять такие виды и методы социального контроля, как принуждение. Если отдельный человек не желает добровольно подчиняться, общество его принуждает это сделать насильственным образом. К принуждению относятся основные виды социального контроля, которые описаны в нормах каждого государства, исходя из его норм и законов. Принуждение может быть локальным, предупредительным, например на месте работы, с использованием основных законов государства. Также оно может осуществляться сразу же без предупреждения, с применением жестких форм влияния на человека. Таким принудительным видом социального контроля является психологическое воздействие на индивида через психиатрические клиники с применением медикаментозного лечения.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт,

где конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, создающие истинную причину конфликта; инцидент – это стечение обстоятельств (искры), которые являются поводом для конфликта; конфликт — это открытое противостояние, являющееся следствием взаимоисключающих интересов и позиций.

Социально-трудовой конфликт представляет собой противоречие организационно-трудовых отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников. Социально-трудовой конфликт возникает в случае, если:

1) противоречия отражают взаимоисключающие позиции субъектов;

2) степень противоречий достаточно высока;

3) противоречия доступны для понимания, то есть индивиды и группы осознают эти противоречия, или, напротив, они непонятны;

4) противоречия возникают мгновенно, неожиданно или довольно длительное время накапливаются перед тем, как перейти в социальный конфликт.

Реализация социально-трудового конфликта зависит от множества определенных субъективных факторов. Индивиды и группы должны, с одной стороны, испытывать довольно сильную потребность в преодолении взаимных сложностей для того, чтобы решиться на конфронтацию. С другой стороны индивиды и их группы должны обладать достаточной способностью для вступления в такую конфронтацию.

Важно учитывать типы социально-трудовых конфликтов выделяемых в зависимости от степени их проявления, это закрытые и открытые социально-трудовые конфликты. Основными параметрами, определяющими данное деление, являются: уровень осознания конфликтной ситуации, ее субъектов, причин и перспектив; наличие или отсутствие реального конфликтного поведения и активности по урегулированию; известность конфликтной ситуации для окружающих и их влияние на нее. Известно, что закрытый конфликт является более неблагоприятным, так как он характеризуется большим социальным дискомфортом, деструктивным влиянием на организацию и организационно-трудовые отношения, возможность его разрешения очень мала.

Субъектами социально-трудового конфликта являются индивиды и группы, прямо или косвенно относящиеся к конфликту: первичные агенты; присоединившиеся участники и среда конфликта. Субъекты социально-трудового конфликта – это часто не равнодействующие факторы. Поэтому все социально-трудовые конфликты различны и неповторимы и зависят зависимости от того, какие социально-экономические группы, роли статусы являются их субъектами.

Контроль работы сотрудников важен как для владельца компании, так и для персонала. Какие плюсы получит руководство? Лояльное отношение работников, повышенную результативность труда, эффективную команду. В свою очередь сотрудники также заметят улучшения: фирма станет расти, заработная плата будет стабильной, специалист поймет, что от него требует начальство, по каким правилам нужно работать, станет более мотивированным.

Необходимо, чтобы все понимали, что контроль работы сотрудников выгоден обеим сторонам. Премиальные выплаты за то, что план продаж превышен, установка специальных шпионских программ на ПК работников – все это необходимо для процветания компании и эффективной работы сотрудников.

Работники должны быть уведомлены о том, что вы отслеживаете их передвижение с помощью GPS либо видеокамер. Кроме того, они обязаны осознавать, что данная мера принята не для наказания, унижения или лишения денежных выплат, но для улучшения работы фирмы. В противном случае, если сотрудники не будут выполнять договоренности, компания не сможет эффективно функционировать.

Чтобы стало понятнее, рассмотрим, какую конкретно выгоду получит руководство и работники фирмы, если внедрить контроль работы сотрудников.

Понятие и организация контроля в государственном управлении

Специфика управления и контроля в сфере государственной службы определяется целями, методикой анализа результативности, контрольной деятельностью, распределением ответственности и созданием условий, способствующих выполнению поставленных задач.

Контроль – это аналитическая функция управления, которая представляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений, а также проверки фактического состояния государственной организации. Посредством контроля в сфере государственного управления достигается надежная обратная связь, которая позволяет выявлять результаты воздействия управляющего объекта на управляемый, допущенные отклонения от управленческих решений, а также принципов организации и регулирования. Выявляя отклонения и их причины, контроль позволяет определить пути достижения целей и исправления допущенных просчетов или нарушений в работе контролируемой организации.

Развитие науки и практики управления способствовало формированию в государственном управлении гибкой и надежной системы контроля, которая пронизывает все уровни власти.

Место контроля в системе государственного управления

Специфика управления в сфере государственной службы заключается в целях, методике анализа результативности, контроле, распределению ответственности и созданию условий, способствующих выполнению поставленных задач. Функции управления в государственной службе основаны на их внутренней специфике и их реализация отличается от традиционных промышленных и коммерческих организаций.

  1. Планирование и прогноз. В рамках государственного и муниципального управления данные функции основаны на имеющихся целях, которые определены вышестоящими государственными органами. Фактические цели определяются населением страны, которое, совершая демократический выбор, через своих представителей определяет развитие всех сфер, касающихся граждан государства, начиная от социально-экономических направлений, заканчивая международными отношениями.
  2. Организация управления. Следует учитывать, что государственная служба, как базовый инструмент управления развитием государства, отличается более строгой и глубокой иерархией, каждому уровню из которой присущи конкретные управленческие процедуры. В связи с этим государственной службе присуща распределенная структура обязанностей, а организация управления не имеет мажоритарной исполнительной ветви. В результате, вне зависимости от степени либеральности или консервативности проводимой политики государственная служба имеет особый административно-бюрократический стиль управления, который аналогичен управлению в крупных промышленных компаниях.
  3. Мотивация. Факторы мотивации сотрудников преимущественно сосредоточены в сфере нематериального стимулирования, в меньшей степени включая инструменты денежного вознаграждения за работу.
  4. Контроль. Контролирующая функция и оценка результативности в государственной службе основываются на осуществлении вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и на основе данных из средств массовой информации, а также с помощью общественных организаций. В результате, функция контроля в государственной службе имеет более объемлющую природу, нежели в традиционных промышленных и коммерческих организациях.
Читайте также:  Кто платит за капитальный ремонт, а кто нет

Оценка результативности и контроль в государственном управлении имеют более объемлющую природу, нежели в традиционных промышленных и коммерческих организациях.

Следует отметить, что специфические черты контроля исполнения управленческих решений в государственном управлении, сосредоточены в рамках устанавливаемых требований и принципов, которые относятся непосредственно к реализации контроля в органах государственного и муниципального управления. В связи с этим можно говорить о преобладании в данной сфере четких инструкций, основанных на фундаментальных принципах, чем использовании дифференцированных подходов к отдельным аспектам, по отношению к которым реализуется контрольная функция.

В целом контроль в государственном управлении основывается на общих и частных принципах реализации контрольной функции исполнения распоряжений государственных и муниципальных органов, из которых следует конкретное, объективное и четкое требование, которым следует руководствоваться при осуществлении контроля в рамках государственной службы.

К общим принципам контроля в органах государственного и муниципального управления относится:

  • массовость контроля;
  • всесторонность контроля;
  • реальность контроля;
  • объективность контроля;
  • результативность контроля;
  • гласность контроля.

Рассматривая данные принципы, можно судить о том, что общие принципы контроля отражают социально-политические аспекты его непосредственного осуществления.

К частным методам контроля в органах государственного и муниципального управления относятся:

  • анализ документов, характеризующих объект контроля: планы работы, отчеты об исполнении этих планов, принятые решения т.п.;
  • непосредственное изучение объекта контроля на месте, посредством бесед с должностными лицами и служащими;
  • заслушивание отчетов должностных лиц на заседаниях коллегии органа управления;
  • периодическая аттестация служащих на соответствие занимаемым должностям.

Характеристика контроля деятельности социального учреждения

Если методы социализации не срабатывают — приходится применять такие виды и методы социального контроля, как принуждение. Если отдельный человек не желает добровольно подчиняться, общество его принуждает это сделать насильственным образом. К принуждению относятся основные виды социального контроля, которые описаны в нормах каждого государства, исходя из его норм и законов. Принуждение может быть локальным, предупредительным, например на месте работы, с использованием основных законов государства. Также оно может осуществляться сразу же без предупреждения, с применением жестких форм влияния на человека. Таким принудительным видом социального контроля является психологическое воздействие на индивида через психиатрические клиники с применением медикаментозного лечения.

В экономике контроль идет от потребителя товаров и услуг. Механизмами проверки в экономике является экспертиза качества продукции.

Для развитых стран механизмы общественного контроля в экономической деятельности разработаны на государственном уровне и носят формальный характер. Им свойственны высокая социальная активность населения, стремление людей вносить личный вклад в развитие страны в целом и ее экономику в частности.

В развивающихся странах механизмы общественного контроля экономики находятся в стадии становления. Их разработка и реализация обусловлены низкой активностью граждан и их отказом от участия в политической жизни.

Виды памяти у человека в психологии, классификация основных типов

Признаки существования контроля в социуме можно найти в любом обществе. Это явление было свойственно даже первобытно-общинным племенам. Первоначально это был запрет нарушения установленных в общине обычаев и традиций. Кроме того, люди старались ограничивать себя и близких, чтобы не разгневать богов. В качестве санкций за нарушение правил и норм поведения выступали стихийные бедствия, плохой урожай и т.д. – люди верили, что так боги показывают им, что совершенный проступок был неблаговидным.

Административный вид проверки присущ повседневной деятельности руководителей разного уровня. Выполняя проверяющую функцию, они руководствуются совокупностью нормативно-правовых документов. Административное управление обеспечивает эффективность производства, слаженность работы подразделений. Однако, если руководитель один осуществляет управление всеми стадиями производства, то велика вероятность, что он не сможет уделить внимание всем цехам. Выполнение проверки работы у него займет много времени, а результат будет необъективным.

Различные общественные организации тоже могут иметь отношение к контролирующей и надзорной деятельности. Общественные организации являются внешними структурными подразделениями, круг полномочий которых определяется Уставом и нормативно-правовой документацией учреждения. Как правило, общественные организации специализируются на той или иной сфере деятельности, поэтому выполнение функций проверки здесь осуществляется на высоком уровне.

Особенностью группового контроля является то, что он рождается во внутренних взаимоотношениях участников коллектива при выполнении ими того или иного вида совместных работ. Он включает совместное планирование деятельности, распределение полномочий и ответственности. Во внутригрупповой работе это имеет большое значение для достижения конечного результата. Выполняя круг своих обязанностей, сотрудники оказывают воздействие на напарников, при необходимости поторапливают их или корректируют свою работу.

Выделяют формальный и неформальный групповой контроль. Формальная разновидность группового контроля реализуется посредством организации производственных совещаний, планерок, коллективных собраний. Неформальный групповой контроль выражается через общественное мнение и эмоциональный настрой участников группы.

В современной науке известно 2 способа осуществления общественного наблюдения: горизонтальный и вертикальный.

Вертикальные формы реализуются системой правоохранительных органов. Нарушители общественного порядка привлекаются к ответственности. Регуляция поведения в социуме средствами правоохранительных органов осуществляется сверху вниз. Краткий список этих надзорных уполномоченных органов, которые следят за порядком и определяют, какова будет мера ответственности за тот или иной проступок, выглядит так: полиция, суд, прокуратура. Основными их обязанностями являются оценка степени тяжести проступка или преступления и определение наказания за это деяние.

Осуществление функции «Контроль» в менеджменте предназначено для предупреждения возможных отклонений от намеченных планов. Контроль выступает в качестве многозначного термина, поэтому, необходимо отметить, что применяя его в теории менеджмента, имеют в виду организационный или, как ещё называют, управленческий контроль. Специфика контроля как управленческой функции заключается в том, что он представляет собой систему обратной связи, позволяющую корректировать действия организации, которая по тем или иным причинам отклонилась от первоначального курса.

Особое значение в условиях перехода к рыночным отношениям имеет успешное функционирование социальной сферы. Одним из важных компонентов успешного управления социальной сферой является контроль. Понятие контроля широко представлено в социологической и юридической литературе, научных трудах по теории и практике управления.

В социологическом плане общепризнанно, что социальный контроль является одним из регуляторов общественных отношений, обеспечивающим устойчивость социальной системы и управление входящими в неё субъектами. Ответственность означает соблюдение прав и исполнение своих обязанностей вышеназванными субъектами. Социальный контроль -необходимый элемент структуры организации социальной системы.

В условиях многоукладной экономики, многообразия форм собственности, образования фондового рынка и рынка капиталов в России возникла потребность в налаживании жесткой системы государственно-общественного контроля как неотъемлемой части управления общественными процессами.

Как считает автор, государственно-общественный контроль — это совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций по проверке экономических субъектов с применением определенных форм и методов. Функциональное назначение государственного контроля в социальной сфере заключается, прежде всего, в успешной реализации социально-экономической политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования ресурсов в этой сфере, максимально возможно высокого уровня и качества жизни и, в конечном счете, в создании условий для стабильного развития государства и общества в целом. Основной целью государственно-общественного контроля является объективное изучение фактического положения дел на проверяемом объекте, выявление или предупреждение моментов, негативно влияющих на исполнение управленческих решений. Автор выделяет особое место государственного контроля в общей системе, что обусловлено, во — первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самого государства, во — вторых, ролью государственного регулирования в рыночной экономике. Поскольку государственное регулирование касается практически всех субъектов общественной деятельности, он является универсальным орудием контроля. Это тем более касается социальной сферы, т.к. именно она использует в наибольшем объеме государственные финансово-экономические и прочие ресурсы. К тому же большинство учреждений и организаций социальной сферы находятся в прямом государственном или муниципальном управлении. В рыночной экономике государственный контроль представляет собой особую сферу деятельности, когда на практике происходит естествешое органическое взаимодействие социальных, экономических, материальных и финансовых отношений в рамках единого социально-экономического комплекса государства [204, С.76 ]. Государственный контроль имеет определенную специфику применения и целевую направленность деятельности. Объектом государственного контроля являются, прежде всего, распределительные процессы формирования и использования ресурсов всех уровней управления. Основным назначением государственного контроля, как полагает автор, является целевое и эффективное использование ресурсов государства. Для анализа сущности государственного контроля значимыми являются следующие положения [212, С.27 ]: 1. Государственный контроль является одной из разновидностей деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. 2. Осуществление государственного контроля есть форма государственного регулирования определенных социально-экономических отношений. 3. Государственный контроль эффективен, когда он взаимосвязан со всеми функциями государства и системой управления. 4. Государственный контроль — способ соблюдения нормативно-правовых норм всеми субъектами социально-экономической деятельности. По мнению автора, понимание сущности и значения государственного контроля важно в силу многих причин. Учреждения социальной сферы (здравоохранения, социального обеспечения, социальной защиты, образования, культуры и т. п.) успешно функционируют только в том случае, когда они хорошо организованы и управтяемы, нацелены на достижение конкретных задач повышения качества и уровня жизни населения в целом. В отличие от коммерческих фирм, учреждения социальной сферы должны быть транспарентны для контроля (как государственного, так и общественного), поскольку они используют государственные ресурсы, в т.ч. бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов. В этой связи, по мнению автора, следует рассматривать финансовый контроль как разновидность государственного контроля, т. е. регулируемую правовыми нормами РФ деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием государственных финансовых ресурсов, а также законностью и рациональностью использования государственной и муниципальной собственности.

Цель такой деятельности — не только обнаружение, но и предупреждение нарушений в работе подконтролшых объектов. Как полагает автор, возрастание роли финансового контроля в рыночной экономике связано с увеличением финансовых потоков. Сами финансы все более обретают самостоятельное значение как инструмент активного контроля над созданием и движением товарно-денежных потоков. При этом на практике происходит сращивание материальных и финансовых отношений. Роль контроля проявляется в практическом использовании контрольной функции финансов, реализация которой способствует повышению эффективности расходования финансовых ресурсов. Охюда следует, что назначение финансового контроля — содействовать успешной реализации финансовой политики как субъекта РФ, так и всего государства в целом. Задачи государственного финансового контроля[127, С.9 ]: правильность формирования и исполнения бюдяета и внебюджетных фондов; проверка состояния целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности; правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность отчетности; контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности. Естественно, что этот перечень не исчерпывает всех задач финансового контроля, тем более что эти задачи уточняются и изменяются вместе с изменениями финансового законодательства.

Читайте также:  Совмещение статуса ИП с основной работой: тонкости законодательства

Контроль работы сотрудников важен как для владельца компании, так и для персонала. Какие плюсы получит руководство? Лояльное отношение работников, повышенную результативность труда, эффективную команду. В свою очередь сотрудники также заметят улучшения: фирма станет расти, заработная плата будет стабильной, специалист поймет, что от него требует начальство, по каким правилам нужно работать, станет более мотивированным.

Необходимо, чтобы все понимали, что контроль работы сотрудников выгоден обеим сторонам. Премиальные выплаты за то, что план продаж превышен, установка специальных шпионских программ на ПК работников – все это необходимо для процветания компании и эффективной работы сотрудников.

Работники должны быть уведомлены о том, что вы отслеживаете их передвижение с помощью GPS либо видеокамер. Кроме того, они обязаны осознавать, что данная мера принята не для наказания, унижения или лишения денежных выплат, но для улучшения работы фирмы. В противном случае, если сотрудники не будут выполнять договоренности, компания не сможет эффективно функционировать.

Чтобы стало понятнее, рассмотрим, какую конкретно выгоду получит руководство и работники фирмы, если внедрить контроль работы сотрудников.

Отслеживать работу сотрудников можно по множеству векторов. Начальство самостоятельно определяет методы контроля, а также то, как они будут реализованы. Это могут быть проверки, изучение мнения покупателей о качестве работы, записи телефонных звонков.

Реализовать все вышеперечисленное получится, когда применяется CRM. Она анализирует множество позиций: человеко-часы, если оплата сдельная, заработную плату для специалистов, работающих удаленно, информацию о рабочем дне персонала офиса. За счет того, что данная система контроля работы сотрудников полностью автоматизированная, начальнику не потребуется тратить свое время.

Есть множество программ, с помощью которых получится отрегулировать рабочий день подчиненных, исключить опоздания и правильно делегировать ответственность.

Задачами управленческого контроля являются:

  1. корреспонденция деятельности организации целевым установкам, ориентирам и стратегии;
  2. финансовая устойчивость организации с экономической, рыночной и правовой позиции;
  3. нормативное использование и сохранность ресурсов и потенциала организации;
  4. соответствующий уровень и точность (правдивость) первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;
  5. показатели безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации — наличие, полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности;
  6. рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;
  7. соблюдение работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур — положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;
  8. соблюдение требований законов и подзаконных актов, изданных органами власти и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

Какой бы интересной и высокооплачиваемой ни была работа, она остается обязанностью и требует серьезных усилий. Недостаток дисциплины расслабляет команду и позволяет «закрывать глаза» на собственные недочеты. Отсутствие контроля приводит к слабым результатам не только отдельных сотрудников, но и их руководителей.

С точки зрения психологии, экономия сил — базовый принцип человеческой природы. Сотрудники идут по пути наименьшего сопротивления: стремятся сделать работу быстро, затрачивая минимум своих ресурсов. Это может привести к прокрастинации и некачественному выполнению обязанностей, ведь не каждый сотрудник обладает мотивацией и высоким уровнем ответственности.

Как бы успешно сотрудник ни показал себя на собеседовании или на первых этапах работы, его способности могут быть ограничены. Например, ему может недоставать квалификации, умений для выполнения более сложного проекта. Сотрудники могут столкнуться с личными проблемами, которые сказываются на результатах работы. Без системного контроля некачественная работа приведет к срыву сроков или проекта.

Социальный контроль — виды и основные функции

Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

Индивидуальные и групповые отклонения.

Индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

Групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре

Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе:

Сверхинтеллектуальность.

Сверхмотивация.

Большие достижения — это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

Функция первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения. Эта функция также выполняется в первую очередь женщинами. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении норм взаимоотношений между членами семьи. При удачном воспроизводстве социальной структуры общества в малой социальной группе, соответствующей общим требованиям, обеспечивается предоставление социального статуса каждому члену семьи, и создаются условия для удовлетворения индивидуальных потребностей в социальном продвижении.

Досуговая функция — ее главная цель — общение, поддержание гармонии в семье между ее членами.

Эта функция предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле, взаимное обогащение. Проведение праздников, вечеров отдыха, туристских походов, чтение художественной и научной литературы, просмотр телепередач, прослушивание радио, посещение кино, театров, музеев и др.

Досуг — это смена деятельности, исключающая праздное времяпрепровождение. К сожалению, этой функции мало уделяют внимания родители, особенно отцы. В большей степени это осознает женщина, представляя, что организация досуга это социальная функция, моральный долг перед обществом, поскольку способствует нравственному укреплению семьи. Особенно важно поддержать стремление детей к общению в клубах, походах и др. Пробудить любовь к природе, чуткое отношение к ней, уметь видеть красоту — чрезвычайно важный момент в воспитательной деятельности семьи.

Сексуальная функция — соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи (супругов) при воспитании у индивида реальных представлений об интимных отношениях. С этой функцией, с точки зрения соответствующего воспитания, плохо справляются родители. Широкое распространение получила в стране проституция, торговля и эксплуатация женщин. Воспитанию в семье противостоят средства массовой информации, фактически поддерживающие это тревожное социальное явление.

Многофункциональная роль женщины в современной семье не может быть оправдана ни теоретически, ни практически.

Необходимо разработать национальный механизм управления социальными процессами, определяющими положение женщины в малой социальной группе, и создания условий для практического применения в жизни теории равенства семейных прав и обязанностей.

Пути укрепления семьи.

Одним из проявлений кризиса семьи является – развод. По статистике дело о разводе возбуждается в основном по просьбе женщины, т.к. женщина в наше время стала независимой, она работает, сама может содержать семью и не желает мириться с недостатками мужа. При социологических опросах больше половины мужчин и женщин хотели бы вступить в повторный брак. Лишь незначительная часть предпочли одиночество. В разводах, кроме супругов есть ещё заинтересованные лица — дети. Чем больше разводов — тем меньше детей. В этом социальный вред разводов. Развод сокращает воспитательские возможности семьи по отношению к детям. Детям наносится большая психологическая травма, о которой часто не думают родители. Многие знают, что они причиняют своим детям страдания, но не многие понимают, к чему они могут привести, как это отразится на ребёнке в его дальнейшей жизни.

Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов.

По мнению некоторых психологов, причина большинства семейных проблем и разводов заключается в отсутствии любви между супругами и душевного спокойствия.

Осуществление внутреннего контроля

Внутреннее управление поведением подразумевает понятие и виды социального контроля, которые регламентируют меры, направленные на эффективное выполнение гражданами структурных подразделений поставленных перед ними задач. Таким образом, формируется ревизионно-контролирующий орган, осуществляющий проверку финансовой части, хозяйственной и должностных инструкций, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и тому подобное.

С другой стороны, под внутренним контролем понимают ответственность человека. Воспитанный и ответственный человек не позволит себе совершать правонарушения или какие-либо действия, противоречащие основным нормам общества. Самоконтроль воспитывается еще в детском возрасте. Но также с помощью определенных методов человека можно побудить к ответственности и регулированию своего поведения, эмоций, слов и действий.


Похожие записи:

Добавить комментарий