Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные санкции за нарушение миграционного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нарушения трудового или миграционного законодательства всегда становятся причиной неприятностей. Работать с иностранцами легко, если соблюдены все правила, однако при малейшем отступлении от них может быть использована административная ответственность. Если опыта найма на работу мигрантов нет, лучше проконсультироваться с юристом заранее — это позволит избежать штрафа в будущем. Подделка документов, даже если действия выполнил сам иностранец, — неверный путь к спокойствию, поскольку в любом случае работодатель также несёт за неё ответственность. Единственная возможность работать без неприятных сюрпризов — зорко следить за соблюдением всех требований и контролировать документы работника-иностранца.
Проверку осуществляет МВД, по её результатам всегда составляется акт. В этом документе инспекция обязана зафиксировать все подробности и нюансы, а сам документ носит название «Акт проверки». Он разделён на две основные части:
- в первой обычно указывают технические моменты и данные о работодателе — реквизиты, юридический адрес, дату и время проверки;
- во второй находится вся подробная информация по поводу предмета проверки, найденных нарушений, также описаны факты, доказательства — всё, что выявила инспекция в ходе проверки.
Важно: в акте прописываются все санкции, которые были наложены на нарушителя или нарушителей.
Акт — документ, который сразу же пишется в двух экземплярах. Один из них получает на руки нарушитель (работодатель), а второй остаётся в МВД и подшивается к делу. Как правило, представитель компании обязан расписаться в получении акта.
Этот документ станет основным, если нарушитель захочет оспорить наложенные на него штрафные санкции в суде.
Нарушение правил въезда и режима пребывания
Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в стране выражается:
- в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию РФ;
- в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или, в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных законом;
- в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Такие ситуации влекут за собой наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового. Данная санкция применяется к иностранному гражданину лично как к физическому лицу.
На практике подобные нарушения выявляются, когда в ходе проверки представители уполномоченных правоохранительных органов не обнаруживают у иностранца документов, подтверждающих законное пребывание или проживание на территории РФ (например, вследствие утраты или незаконного въезда), либо выясняется, что период их действия истек. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ иностранные граждане считаются законно находящимися в России при наличии у них действительного вида на жительство, либо разрешения на временное проживание, либо визы и (или) миграционной карты, если иное не предусмотрено международными договорами или федеральными законами. Согласно ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ въезжать в страну и выезжать из нее можно при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено федеральным законом, международными договорами РФ или указами Президента Российской Федерации. Пунктом 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ установлено, что временно проживающий или пребывающий на территории РФ иностранный гражданин подлежит постановке на миграционный учет по месту пребывания (проживания) по истечении 3 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 20 указанного Закона постоянно проживающий на территории РФ иностранный гражданин подлежит миграционному учету по истечении 7 рабочих дней, за исключением обстоятельств, предусмотренных ст. 20. В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ принимающая сторона, оформив уведомление о прибытии для иностранного гражданина, обязана передать ему отрывную часть бланка данного документа.
Итак, находясь в России, иностранец должен иметь следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность, который признается таковым на территории РФ;
- разрешение на временное проживание или вид на жительство, если он имеет статус временно проживающего или постоянно проживающего на территории РФ;
- визу, если иностранный гражданин въехал на территорию РФ в порядке, требующем ее получения;
- миграционную карту, если иное не установлено международным договором или федеральным законом;
- уведомление о прибытии в место пребывания, если иностранец находится на территории РФ более 3 рабочих дней, а если он имеет статус постоянно проживающего лица — более 7 рабочих дней.
В случае утраты или порчи какого-либо из документов иностранный гражданин обязан в срочном порядке обратиться в соответствующий орган с заявлением об утере и с ходатайством о выдаче дубликата. В этом случае он получит справку с отметкой государственного органа о принятии такого заявления с предполагаемой датой выдачи дубликата. Таким образом он сможет подтвердить соблюдение правил пребывания на территории РФ, что исключает риск привлечения к административной ответственности. Порядок восстановления (получения дубликатов) каждого вида документа регулируется отдельным постановлением Правительства РФ.
Неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету
Согласно ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, если принимающая сторона не выполняет обязанности, связанные с осуществлением миграционного учета, такое нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб., на должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 400 тыс. до 500 тыс. руб.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ принимающая сторона обязана поставить на миграционный учет (оформить уведомление о прибытии) иностранного гражданина, въехавшего на территорию РФ, не позднее 3 рабочих дней с даты прибытия, а если он имеет статус постоянно проживающего на территории РФ — не позднее 7 дней. Кроме того, согласно ст. 23 данного Закона принимающая сторона обязана снять иностранца с миграционного учета в случаях, предусмотренных законом (выезд гражданина за пределы РФ и т.д.), в срок не позднее 2 рабочих дней, направив в орган миграционного учета отрывную часть уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
Штрафы ИП за иностранного работника в 2020
Штраф за иностранного работника для ИП можно получить, если при проверке государственными органами были выявлены миграционные ошибки в кадровом, налоговом или миграционном ведении иностранного работника.
Штраф за мигрантов ИП может получить, если:
- проверка обнаружила отсутствие документов, просроченные или аннулированные документы иностранного сотрудника
- устройство на работу иностранца осуществлялось ИП, не получившим разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы
- за неуведомление или нарушение сроков подачи и формы уведомления о заключении или расторжении трудового договора ИП с иностранным работником.
Штраф за иностранного работника для ИП в 2020 составляет от 400 000 до 1 000 000 рублей и приостановление деятельности ИП на срок до 90 суток.
Как проверить наличие штрафов у работодателей
Освидетельствование нарушений происходит после проверки миграционной службы и дальнейшего составления акта, в котором фиксируются все правонарушения и несоблюдения нормативов, прописанных в ТК РФ.
«Акт проверки» разделен на две части. Во вводном разделе указана вся информация о проверяющемся объекте: реквизиты работодателя (компании), адрес объекта, дата и время проверки. Во втором разделе (основном) описаны все выявленные нарушения с доказательствами, подтверждающими факт их основания. Один экземпляр акта отдают работодателю, второй – прикрепляется к делу УФМС, который в последующем передается законному представителю организации. В данных материалах дела указаны все выявленные правонарушения и наложение штрафных санкций на компанию.
Как накажут за работу без регистрации
К ответственности за незарегистрированную деятельность бизнесмена будет привлекать ФНС — через суд. Дело будет рассматриваться по месту жительства обвиняемого или месту осуществления деятельности в течение двух месяцев с даты составления протокола о нарушении.
Ответственность, предусмотренная за ведение бизнеса без регистрации в качестве ИП, бывает налоговая, административная и уголовная, это зависит от суммы дохода и вида нарушения.
Наказать могут не только за ведение бизнеса без регистрации. Если сумма доходов от незарегистрированного бизнеса не дотягивает до уголовной ответственности, то незарегистрированного ИП оштрафует сама налоговая — на 10% от полученных доходов, но не менее 40 тыс. руб. А если для бизнеса нужна была лицензия, то придется заплатить штраф ФНС в размере 2000-2500 руб. с конфискацией оборудования и выпущенной продукции.
Административная ответственность:
- Бизнес без регистрации — штраф от 500 руб. до 2000 руб.
- Бизнес без обязательной лицензии — штраф от 2000 руб. до 2500 руб. с конфискацией оборудования и выпущенной продукции.
Обзор практики: распространенные нарушения
В большинстве случаев причинами привлечения предпринимателей к ответственности служат невнимательность или откровенное незнание законов. Коммерсанты допускают следующие ошибки:
- Отсутствие уведомления об увольнении иностранца. Работодатели обязаны извещать МВД РФ не только о заключении, но и о расторжении трудовых договоров.
- Работа по просроченным разрешениям и патентам. Истечение срока документа является основанием отстранения сотрудника от должности. Расторгать соглашение с ним предприниматель не должен. На оформление новых бумаг мигрантам отводится месяц. Уволить иностранца можно лишь по завершении этого периода при отсутствии действующего разрешения. Заработную плату за время отстранения начислять не нужно (статья 76 ТК РФ).
- Превышение лимитов. Постановление Правительства России № 1365 от 14.11.18 вводит ограничение по количеству иностранцев в штате. Нормативы действуют в сельском хозяйстве, розничной торговле, спорте, грузоперевозках.
- Направление мигрантов в командировки. Разъездной характер работы неприемлем для некоторых категорий иностранцев. Если сотрудник имеет право работать только в одном регионе, отправлять его в служебные поездки нельзя. Исключения перечислены в приказе Минздравсоцразвития России № 564н от 28.10.2010. Максимальная продолжительность командировок для лиц, указанных в акте, зависит от статуса. Лицам, предъявившим при трудоустройстве разрешение или патент, можно работать вне региона 10 дней. В совокупности за время действия документа служебные поездки не должны превысить 60 суток. Высококвалифицированные специалисты могут находиться в командировке только 30 дней. Однако ограничений по количеству таких отлучек закон не предусматривает. Мигранты, проживающие в России временно, имеют право выезжать по служебным делам на 40 суток за 1 год. При разъездном характере труда норматив увеличивают до 90 дней. О других иностранцах в приказе не упоминается, а потому отправлять их в командировки рискованно.
- Наличные выплаты. Рассчитываться с зарубежными работниками можно только через банк. Письмо № ЗН-4-17/15799 опубликовали на сайте ФНС РФ. Аналогичную позицию высказал Верховный Суд России в постановлении № 307-АД15-691. Ограничение распространяется на иностранцев-нерезидентов – лиц, постоянно пребывающих в России менее 183 дней в году. Нарушением также является выплата вознаграждений в иностранной валюте. Расчеты производят только в рублях.
Перечень проступков сложно назвать полным. Привлечь предпринимателя к ответственности могут за опоздание при отправке документов, ошибки в формах и даже невнимательность. Не стоит забывать и о соблюдении трудового законодательства.
Штраф за неоформленного работника-иностранца
В случае нарушений трудового законодательства в виде отсутствия документального оформления работников согласно ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ нет разницы между россиянином и иностранцем. Поэтому сумма штрафа для ИП за неоформленного иностранного работника составит 5-10 тысяч рублей, а при повторном нарушении — 30-40 тысяч рублей (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ).
Но на этом санкции не заканчиваются, ведь за каждого своего работника ИП должен платить страховые взносы и НДФЛ (как агент – удержать с ФЛ и оплатить в бюджет). А значит, будут недоимки, пени и штрафы. Пени для ИП составляют 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Штраф по неумышленной недоплате — 20% от суммы недоимки, при умышленной – 40%.
В случае недоимок на серьезную сумму (недоплата в бюджет более 2,7 миллиона рублей за 3 года подряд) ИП будет наказан согласно ст. 198, 199.1 УК РФ:
Штраф | 100-300 тысяч рублей |
Изъятие дохода | за 1-2 года |
Исправительные работы | до 1 года |
Арест | до 6 месяцев |
Заключение | до 1 года |
Не забудьте внести корректировки в локальные документы
Ввиду изменений компаниям нужно подкорректировать локальные нормативные акты, в частности — правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР).
Нужно внести правки в пункты о предоставляемых работникам-иностранцам гарантиях, в раздел о приёме на работу, отстранении и увольнении. Правила о том, что работники-иностранцы обязаны приобрести ДМС или об обеспечении их платной медицинской помощью за счёт работодателя следует исключить. Если в трудовом договоре есть условие о праве работодателя оплачивать работникам-иностранцам медуслуги, такое условие можно оставить и в ПВТР.
Подготовьте приказ о внесении изменений в ПВТР. Учтите мнение профсоюза (при его наличии). Ознакомьте всех сотрудников под подпись с новой редакцией ПВТР.
Штрафуют работодателей и за несоблюдение установленных ТК РФ сроков. Чаще всего речь об отпуске и отпускных. Работодатель должен предупредить работника об отпуске за две недели (ст. 123 ТК РФ) и за три дня выплатить отпускные (ст. 136 ТК РФ).
Зачастую компании нарушают эти сроки не по своей вине, а потому, что пошли навстречу сотруднику, который подал заявление на отпуск меньше чем за три дня до него. Но судьи убеждены, что это не освобождает работодателя от ответственности (решения Московского городского суда от 18.04.2019 по делу № 7-4171/2019 и Пермского краевого суда от 16.09.2019 по делу № 7-1930/2019/21-1120/2019).
Так что, подписывая подобное заявление работника на отпуск, нужно учитывать, что оно грозит штрафами компании и лично руководителю.
Как узнать о наличии санкций
Миграционные нарушения бывают таких видов:
- Штраф за принятие на работу без патента или без разрешения. Иностранец в обязательном порядке должен получить в миграционной службе патент на работу, или разрешение. Если будет выявлен факт нарушения, на работодателя наложат штраф.
- Штраф руководству за принятие иностранного работника, у которого прошли сроки действия документов. Очень важно следить за сроками действия документов, так как миграционная служба тщательно проверяет на наличие таких ошибок. Или если же по иностранному работнику не вовремя были отчисления НДФЛ, то такой патент аннулируют. Об этом обе стороны не уведомляют. И при проверке соответствующими органами, будет выявлено данное нарушение, так же будет выписан штраф, а так же за привлечение нелегала.
- Штраф за работу не по профессии. При выдаче патента указывают сферу деятельности работника, и если нарушено было данное разрешение, тогда на работодателя также налаживают штраф.
- Штраф за привлечение иностранного гражданина на работу. Также рассчитывать на штраф может тот работодатель, который, не имея разрешения на привлечение работников – иностранцев, оформил эмигранта.
- Штраф за не уведомление соответствующие органы. Миграционная служба имеет право назначить штрафы работодателю за мигрантов 2021, если работодатель заключил трудовые отношения с эмигрантом, или наоборот разорвал трудовые отношения, и не уведомил про это ФМС.
Последствия незаконных трудовых отношений для обеих сторон
Трудовые отношения без патента приведут к неприятным последствиям в виде административной и уголовной ответственности как безвизового мигранта, так и безалаберного работодателя.
Иностранному гражданину, который устроился на работу при отсутствии патента, грозит штраф и выдворение за пределы Российской Федерации. Отметим, что аннулированный или просроченный документ приравнивается к отсутствию официальных оснований для трудоустройства, не говоря уже о поддельном патенте. В особо тяжёлых ситуациях иностранцу могут запретить въезд на территорию России.
Принимая на работу иностранного гражданина без патента, работодатель также рискует получить штраф, причём в более существенном размере. Каждый случай нелегального трудоустройства мигрантов рассматривается отдельно. Санкции применяются по каждому незаконному мигранту. Также государство может приостановить хозяйственную деятельность предприятия, что ещё больше осложняет ситуацию.
Отметим, что государство не возлагает на работодателя функций контроля срока действия и подлинности патентов сотрудников (как проверить патент на действительность?). При этом, организация несёт ответственность за незаконные трудовые отношения, поэтому просроченный, фальшивый или аннулированный патент – это повод для разрыва трудового договора с мигрантом.