Общие положения о гражданско-правовом договоре

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общие положения о гражданско-правовом договоре». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такого рода стороной в сделке могут выступать как юридические лица, так и ИП. Основное условие здесь – осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Некоммерческие организации и физические лица не могут заключать публичные договоры.

Понятие и признаки публичного договора

В силу сложной экономической ситуации приходится констатировать, что общий объём таких инвестиционных отчислений с каждым годом возрастает, и государство последовательно возлагает расходы на инфраструктуру, социальную обеспеченность и т. п. на инвестора.

ВАЖНО! К односторонним сделкам применяются общие положения закона, касающиеся обязательств и договоров.

Согласно воззрениям Арсланова К.М., «договорная конструкция» это вид юридической конструкции, в свою очередь определяющейся им как разновидность «определенной идеальной модели»4.

Публичный договор — это что? Порядок заключения публичного договора

Под офертой понимается предложение заключить договор, которое должно отвечать следующим обязательным требованиям (ст. 435 ГК):

  1. во-первых, быть адресованным конкретному лицу (лицам);
  2. во-вторых, быть достаточно определенным;
  3. в-третьих, выражать намерение сделавшего его лица заключить договор с адресатом, которым будет принято предложение;
  4. в-четвертых, содержать указание на существенные условия, на которых предлагается заключить договор.

По форме оферта может быть самой различной: письмо, телеграмма, факс и т.д. Офертой может служить и разработанный стороной, предлагающей заключить договор, проект такого договора.

Направление оферты связывает лицо, ее пославшее (оферента): ведь в случае безоговорочного акцепта сделанного предложения его адресатом оферент автоматически становится стороной в соответствующем договорном обязательстве. Поэтому он должен соизмерять свои действия с возможными юридическими последствиями, которые могут быть вызваны акцептом его оферты. Например, лицо, направившее определенному адресату предложение о заключении договора куплипродажи имеющегося у него товара, может направить такое же предложение и другому потенциальному покупателю. Но в случае акцепта оферты сразу несколькими покупателями возникнет ситуация, когда один и тот же товар явится предметом различных договоров купли-продажи. Причем покупатели по всем таким договорам приобретут право требовать от продавца передачи товара, а в случае неисполнения этой обязанности – и возмещения причиненных убытков (ст. 398 ГК).

Состояние связанности своим собственным предложением наступает для лица, направившего оферту, с момента ее получения адресатом.

Оферта может считаться неполученной лишь в том случае, если ее опередит или будет получено одновременно с ней извещение об ее отзыве.

Оферте (направленной и полученной адресатом) присуще еще одно важное свойство – безотзывность. Принцип безотзывности оферты, т.е. невозможности для оферента отзывать свое предложение о заключении договора в период с момента получения его адресатом и до истечения установленного срока для ее акцепта, сформулирован в виде презумпции (ст. 436 ГК). Право лица, направившего оферту, отозвать ее (отказаться от предложения) может быть предусмотрено самой офертой. Возможность отказа от сделанного предложения может также вытекать из существа самого предложения или из обстановки, в которой оно было сделано.

Вместе с тем далеко не всякое предложение вступить в договорные отношения может быть признано офертой. В некоторых случаях такого рода предложения могут считаться лишь приглашением делать оферту.

Так, реклама и иные подобные предложения товаров, работ и услуг не являются офертой. Реклама адресована неопределенному кругу лиц и, как правило, не бывает достаточно определенной для заключения договора, поскольку она и не преследует цели сообщения потенциальному контрагенту существенных условий будущего договора. Поэтому реклама и подобные предложения товаров, работ и услуг квалифицируются лишь как приглашение лицам, ознакомившимся с информацией, содержащейся в рекламе, самим обращаться к рекламодателю с просьбой о продаже товара, выполнении работ, оказании услуг и с предложением о заключении соответствующего договора (приглашение делать оферты).

Из оферты должно быть ясно, к кому она обращена. Из этого, однако, не следует, что она всегда обращена к конкретному лицу. Возможна и публичная оферта – такое предложение неопределенному кругу лиц, которое включает все существенные условия будущего договора, а главное – в котором явно выражена воля лица, делающего предложение, заключить договор с каждым, кто к нему обратится. Так, в сфере розничной купли-продажи публичной офертой признается предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Юридические последствия признания предложения публичной офертой заключаются в том, что лицо, совершившее необходимые действия в целях акцепта оферты (например, приславшее заявку на соответствующие товары), вправе требовать от лица, сделавшего такое предложение, исполнения договорных обязательств.

В практической деятельности многих коммерческих организаций, предложения которых могут расцениваться как публичная оферта, лицам, обращающимся к ним, нередко предлагается также совершить определенные конклюдентные действия. Например, издательство, предлагая свои книги широкому кругу читателей, сообщает также свои платежные реквизиты и выдвигает в качестве условия получения соответствующих книг предоставление копии платежного поручения, свидетельствующего о перечислении платы за книги в пределах установленных издательством цен.

В оферте выражена воля лишь одной стороны, а договор, как известно, заключается по волеизъявлению обеих сторон. Поэтому решающее значение в оформлении договорных отношений имеет ответ лица, получившего оферту (акцептанта), о согласии заключить договор.

Акцепт, т.е. ответ лица, которому была направлена оферта, о принятии ее условий, должен быть полным и безоговорочным (ст. 438 ГК).

Акцепт может быть выражен не только в форме письменного ответа (включая сообщение по факсу, с помощью телеграфа и других средств связи). В случае, если предложение заключить договор было выражено в форме публичной оферты, к примеру, путем помещения товара на прилавке или в витрине магазина либо в торговый автомат, акцептом могут быть фактические действия покупателя по оплате товара.

В определенных ситуациях акцептом могут быть признаны и другие действия контрагента по договору (заполнение карты гостя и получение квитанции в гостинице, приобретение билета в трамвае и т.п.).

В качестве акцепта в соответствующих случаях признается и совершение действий по выполнению условий договора, указанных в оферте (конклюдентные действия). Для этого требуется, чтобы такие действия были совершены в срок, установленный для акцепта (если иное не предусмотрено законом или не указано в оферте). Следовательно, закон рассматривает действия стороны, получившей оферту, по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, выполнение работ, предоставление услуг и т.п.) в качестве ее акцепта.

Если, например, организация-поставщик, получив телеграмму организации-покупателя с просьбой поставить определенное количество товаров и с гарантией их оплаты в кратчайший срок, произведет отгрузку соответствующих товаров, это будет означать, что между сторонами заключен договор и возможная задержка оплаты товаров будет считаться нарушением договорных обязательств покупателя. При этом судебная практика считает акцептом проекта договора, предусматривающего в течение срока его действия неоднократную отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг), случай, когда лицо, получившее такой проект договора, исполнило обязанности, предусмотренные только на первый период его действия.

Молчание не признается акцептом. Это правило также сформулировано в форме презумпции: иное допускается, если возможность акцепта оферты путем молчания вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. К примеру, если арендатор продолжает пользоваться арендованным имуществом после истечения срока договора аренды при отсутствии возражения со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 621 ГК). В данном случае и оферта, и акцепт по возобновленному договору совершаются в форме молчания.

Получение акцепта лицом, направившим оферту, является свидетельством того, что договор заключен. В связи с этим отзыв акцепта после его получения адресатом является, по сути, односторонним отказом от исполнения договорных обязательств, что по общему правилу не допускается (ст. 310 ГК). Поэтому отзыв акцепта возможен лишь до того момента, когда договор будет считаться заключенным. В случаях, когда извещение об отзыве акцепта опережает сам акцепт (т.е. акцепт еще не получен лицом, направившим оферту) либо поступает одновременно с ним, акцепт признается неполученным (ст. 439 ГК).

Большое значение в практике заключения договоров имеет срок для акцепта, поскольку именно своевременный акцепт может признаваться свидетельством заключения договора. Правила о сроке для акцепта сформулированы в ГК применительно к двум различным ситуациям: когда срок для акцепта указан в самой оферте и когда оферта не содержит срока для ее акцепта.

Если срок для акцепта определен в оферте, обязательным условием, при котором договор будет считаться заключенным, является получение лицом, направившим оферту, извещения о ее акцепте в срок, установленный офертой (ст. 440 ГК). Необходимо обратить внимание на то, что правовое значение придается дате получения этого извещения адресатом. Поэтому лицо, получившее оферту и желающее заключить договор, должно позаботиться о том, чтобы извещение об акцепте было направлено заблаговременно с таким расчетом, чтобы оно поступило адресату в пределах срока, указанного в оферте.

Заключение договора на основании оферты, не определяющей срок для акцепта, производится с учетом того, что срок для него помимо самой оферты может быть установлен в законе или ином правовом акте. В этом случае договор будет считаться заключенным при условии, что ответ получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного срока (ст. 441 ГК). Если же срок для акцепта не определен ни самой офертой, ни законом или иным правовым актом, то обязательным условием, при котором договор будет считаться заключенным, является получение извещения об акцепте оферты в течение нормально необходимого для этого времени, определяемого конкретными обстоятельствами дела. Немедленное заявление об акцепте как условие, обязательное для признания договора заключенным, требуется лишь в ситуации, когда оферта, не содержащая срок для ее акцепта, сделана в устной форме. Речь идет только о тех договорах, в отношении которых допускается устная форма (ст. 159 ГК).

Обязанность заключить договор может быть предусмотрена ГК, иным законом или добровольно принятым обязательством. Имеется немало случаев, когда заключение договора является обязательным для одной из сторон. В частности, это имеет место при заключении основного договора в срок, установленный предварительным договором (ст. 429 ГК); при заключении публичного договора (ст. 426 ГК); при заключении договора с лицом, выигравшим торги (ст. 447 ГК). Обязательным является заключение договоров для коммерческих организаций, обладающих монополией на производство отдельных видов продукции; обязательно заключение государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд, если размещение заказа не влечет за собой убытков от производства соответствующей продукции (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; далее – Закон о поставках продукции) и т.д.

Читайте также:  Автомобильная аптечка в России и Украине в 2023-2024 году

Общие положения о порядке и сроках заключения договоров, обязательных для одной из сторон (ст. 445 ГК), применяются в случаях, когда законом, иными правовыми актами или соглашением сторон не предусмотрены другие правила и сроки заключения таких договоров.

Они охватывают две различные ситуации:

  1. обязанная сторона выступает в роли лица, получившего предложение заключить договор;
  2. обязанная сторона сама направляет контрагенту предложение о заключении договора.

В обоих случаях действует общее правило, согласно которому правом на обращение с иском в суд о разногласиях по отдельным условиям договора, а также о понуждении к его заключению наделяется то лицо, которое вступает в договорные отношения со стороной, в отношении которой установлена обязанность заключить договор, т.е. контрагент обязанной стороны.

В первой ситуации, получив от контрагента оферту (проект договора), сторона, для которой заключение договора является обязательным, должна в 30-дневный срок рассмотреть предложенные условия договора. Рассмотрение условий договора и подготовка ответа на предложение заключить договор являются обязанностью, а не правом стороны, получившей оферту, как это происходит при заключении договора в обычном порядке. Если же оферта исходит от стороны, обязанной заключить договор, и на ее предложение имеется ответ другой стороны в виде протокола разногласий к условиям договора, направленный в течение 30 дней, сторона, отправившая проект договора (обязанная заключить договор), должна рассмотреть возникшие разногласия в 30-дневный срок.

Уклонение от заключения договора может повлечь для стороны, в отношении которой установлена обязанность заключить договор, два вида юридических последствий: решение суда о понуждении к заключению договора, которое может быть принято по заявлению другой стороны, направившей оферту; обязанность возместить другой стороне убытки, причиненные уклонением от заключения договора. В случаях, когда в соответствии с законом заключение отдельных видов договоров обязательно для одной из сторон, рассмотрение их преддоговорных споров осуществляется судом.

Правовое регулирование публичного договора

Публичный договор может быть признан договором присоединения в том случае, если условия договора, предлагаемого к заключению неограниченному кругу лиц, были разработаны стороной, реализующей товары, оказывающей услуги или осуществляющей иную коммерческую деятельность.

Предварительный договор — это договоренность между лицами о том, что через какой-то определенный период времени между ними будет заключено основное соглашение (п. 1 ст. 429 ГК). Такой документ должен содержать положения, позволяющие определить условия и предмет будущего договора.

Очевидно, что заключению публичного договора (равно как и договора присоединения) не может предшествовать заключение предварительного соглашения, т. к. их положения предварительно не согласовываются сторонами.

Взаимосогласованный договор — это соглашение, положения которого были согласованы всеми участниками. В этом случае при разработке проекта документа учитываются интересы всех партнеров, вносятся необходимые правки и корректировки. Договор при этом становится уникальным, а не унифицированным (в отличие от иных видов рассматриваемых документов).

  1. Абрамов С., Ларина Т. Несколько заметок о публичном договоре в России // Юридический мир. 2004. N 6.
  2. Богданова Е. Понуждение к заключению договора // Право и экономика. 2005. N 1.
  3. Брагинский М.И. Применение статьи 426 «Публичный договор» Гражданского кодекса РФ // Право и экономика. 2001. N 9.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о передаче имущества» (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное).

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2008.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 2-е изд., испр. М.: Статут, 2009.
  2. Вахнин И. Учет соотношения частного и публичного порядка регулирования при определении условий договора // Хозяйство и право. 1998. N 11.
  3. Кучер А.Н. Ответственность за недобросовестное поведение при заключении договора // Законодательство. 2002. N 10.
  4. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. М.: Юрист, Т. 1. 2000.
  5. Семеусов В.А. О применении конструкции публичного договора в гражданском праве // Академический юридический журнал. 2004. N 4.
  6. Ткачев В.Н. Защита прав потребителей в Российской Федерации (правовое регулирование, комментарии, консультации, образцы документов): Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2009.
  7. Тотьев К. Публичный договор // Хозяйство и право. 1995. N 6.
  8. Шабля Б.А. Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 1999.

1

Пункт 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

2

Пункт 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Исходя из статьи 426 ГК РФ, субъектами публичного договора являются лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и его контрагент – «каждый, кто обратится».

К лицам, осуществляющими предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, бесспорно, относятся индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

По мнению многих авторов, режим публичного договора может быть распространен и на некоммерческие организации.

Например, как отмечает Р.Ю. Закиров, до внесения изменений, когда в качестве субъекта публичного договора в статье 426 ГК РФ была указана только коммерческая организация и оказание платных медицинских услуг некоммерческими организациями не подпадало под действие данной статьи, контрагенты некоммерческих организаций, как правило, ставились в неоправданно менее выгодное положение по сравнению с клиентами коммерческих организаций, оказывающих аналогичные платные медицинские услуги.

Действительно, нет оснований отказываться от применения статьи 426 ГК РФ в отношении некоммерческих организаций, поскольку это неоправданно сузило бы возможность защиты прав потребителей, заключающих договоры с ними.

Учитывая, что включение некоммерческих организаций в круг субъектов публичного договора не противоречит формулировке, содержащейся в статье 426 ГК РФ («лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность»), можно утверждать, что данная статья распространяется в том числе и на некоммерческие организации при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Не менее важным является вопрос о том, кто является слабой стороной публичного договора. В легальном понятии публичного договора, закрепленном в пункте 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ, говорится о «каждом, кто обратится» к лицу, осуществляющему приносящую доход деятельность.

Конституционный Суд РФ в постановлении по одному из дел указал, что под понятием «каждый» понимается не только физическое, но и юридическое лицо, которое также является носителем конституционных прав. Тем не менее, в пункте 2 статьи 426 ГК РФ говорится о потребителях. Это позволяет предположить, что именно они являются субъектом публичного договора. Но кого следует относить к потребителям в контексте статьи 426 ГК РФ?

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, по Закону РФ «О защите прав потребителей» потребителем может являться только гражданин, но не юридическое лицо. Некоторые авторы считают, что понятие потребителя в статье 426 ГК РФ следует толковать ограничительно, как в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Например, Н.А. Внуков полагает, что субъектом публичного договора может быть только гражданин-потребитель, отмечая, что цель приобретения товаров является определяющим критерием. Более того, автор считает, что потребительские нужды не должны иметь связи не только с предпринимательской, но и профессиональной и иной социально значимой деятельностью, так как в настоящее время получила широкое распространение различного рода профессиональная деятельность, правовой основой которой выступает гражданско-правовой договор.

Столь ограничительное толкование понятия «потребитель» представляется несоответствующим статье 426 ГК РФ, в которой прямо не указано, что потребителем может являться только гражданин.

При анализе норм второй части ГК РФ, регулирующих отдельные договоры, являющиеся публичными, можно заметить, что в некоторых из них в качестве потребителей названы или заведомо подразумеваются только граждане (ст. 730, п. 2 ст. 834, п. 1 ст. 919, п. 1 ст. 923 ГК РФ). Во многих из них формально не определен субъектный состав договора, именуемого публичным, но системное толкование соответствующих норм говорит о том, что стороной, которой оказываются услуги или выполняются работы, могут являться не только граждане, но и юридические лица (ст. 492, ст. 626, ст. 789, ст. 908, п. 1 ст. 927 ГК РФ).

Интересна позиция Л.В. Санниковой по данному вопросу: «юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть признаны потребителями в тех случаях, когда они приобретают товары (работы, услуги) для собственного потребления, т.е. являются их конечными потребителями».

Как отмечает А.И. Савельев, данный подход несет в себе неопределенность, поскольку в условиях, когда коммерческие организации обладают, как правило, общей правоспособностью, сложно определить, какой вид деятельности является для них основным, а какой нет.

Итак, субъектный состав публичного договора можно определить следующим образом:

1) Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность (далее – предприниматель), т.е. ИП, коммерческие и некоммерческие юридические лица;

2) его контрагент (далее – потребитель), которым с учетом специфики конкретного публичного договора может являться либо только гражданин, либо и гражданин, и юридическое лицо.

Для определения, какие договоры могут быть признаны публичными, следует проанализировать судебную практику.

Например, договор теплоснабжения признается публичным. Так, ФАС Центрального округа от 29.11.2013 по делу N А09-9622/2012 согласился с судом нижестоящей инстанции, который, ссылаясь на ст. 426 Гражданского кодекса РФ, счел, что исходя из смысла данной нормы договор теплоснабжения относится к публичному договору, отказ от заключения которого, при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается.

Аналогичная позиция выражена в Постановлении ФАС Центрального округа от 05.02.2014 по делу N А35-12820/2012: суд согласился с тем, что по смыслу гражданского законодательства заключенные предприятием договоры о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.

Анализ судебной практики применения статьи 426 Гражданского кодекса РФ показал, что суды не склонны квалифицировать в качестве публичных договоры, не поименованные соответствующим образом в законе или не относящиеся к сфере деятельности, закрепленной в статье 426 Гражданского кодекса РФ (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание).

Вероятно, в наибольшей степени это связано именно с размытостью признака «публичный характер деятельности». Соглашаясь с А.И. Савельевым [23], отметим, что для устранения правовой неопределенности необходимо прямое указание законодателя на то, является ли тот или иной договор публичным.

С другой стороны, не следует забывать о существовании непоименованных договоров, которые также могут соответствовать признакам статьи 426 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, закрепление закрытого перечня публичных договоров также не стало бы решением проблемы.

  • 1 Правовая природа публичного договора
  • 2 Субъектный состав публичного договора
  • 3 Признаки публичного договора
  • 4 Судебная практика по публичному договору

Публичный договор несет под собой множество нюансов, о которых нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Читайте также:  Как жилое помещение перевести в нежилой фонд?

В частности рекомендуется ознакомиться с российским законодательством.

Согласно российскому законодательству публичным признается договор заключенный коммерческой компанией и определяющий обязанности по:

  • реализации товаров;
  • выполнению каких-либо работ;
  • предоставлению услуг.

Иными словами предусматривает то, что по характеру рода своей деятельности компания обязана осуществлять по отношению к каждому, кто обратился к ней:

  • ведение розничной торговли;
  • перевозка транспортом общественного пользования;
  • предоставление услуг связи;
  • предоставление услуг по энергоснабжению;
  • медицина;
  • гостиничное обслуживание и так далее.

По причине того, что к предпринимательской деятельности граждан, которая ведется без оформления статуса юридического лица, применимы правила, регулирующие работу коммерческих компаний, субъектами публичного соглашения могут выступать частные предприниматели (ИП).

Необходимо отметить, что договор на вывоз мусора для жителей частного сектора не входит в перечень публичных соглашений, которые указаны в ст. 426 ГК РФ.

Публичное соглашение вовсе не обязательно заключать в форме единого согласованного участниками сделки документа.

Согласованием публичной оферты поставщика услуг можно считаться:

  • приобретение билетов с целью массового представления;
  • подключение абонента-потребителя к сетям снабжающей компании;
  • приобретение оферентом уведомления от потребителя относительно принятия оферты.

В случае оформления договора в письменной форме, он в обязательном порядке должен соответствовать правилам данной разновидности деятельности — раздел, которые нарушают интересы потребителя, считаются таковыми, как недействительными по решению суда.

Согласно Гражданскому Кодексу к публичным принято относить соглашения, которые обязательны к подписанию, а их непосредственная структура устанавливается правилами соответствующей предпринимательской деятельности.

В большинстве случаев с целью принятия предложения обязанной стороны стороне-потребителю необходимы конкретные действия, в форме документа соглашение не всегда заключается.

Основным нормативно-правовым документом принято считать (не только для юридического, но и физического лица) Гражданский Кодекс России.

В частности рекомендуется ознакомиться с такими статьями:

Ст. 426 Разъясняет понятие публичного договора и отображает перечень соглашений, которые могут иметь данный статус
Ст. 782 Отображает порядок отказа от услуг согласно публичному соглашению
Ст. 23 Регулирует деятельность коммерческих компаний

Указанный перечень не является исчерпывающим, однако включает в себя все ключевые сведения для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Сущность публичных договоров

Публичный договор — это правовая конструкция, которая имеет ряд специфических признаков. Во-первых, одной из сторон соответствующих контрактов выступает коммерческий субъект. Во-вторых, характер деятельности организации, выступающей в качестве субъекта правоотношений, должен выражаться в осуществлении продаж, оказании услуг или выполнении тех или иных работ. В-третьих, положения в договоре должны соответствовать следующим основным критериям:

  • отражать обязанность фирмы вступать в правоотношения (продавать товары, оказывать услуги) с любыми обратившимися лицами;
  • отражать обязанность компании брать одинаковую плату за одни и те же товары или услуги, поставляемые разным клиентам.

Компания, составившая публичный договор, также берет на себя ряд предусмотренных законом обязательств. В частности, касающихся недопустимости отказа в предоставлении услуг или поставке товаров, если на то нет объективных причин.

Отличие публичного договора от договора присоединения

Несмотря на то что рассматриваемые разновидности договоров имеют некоторую схожесть (в обоих случаях условия договора определяются одной из его сторон; вторая сторона при этом может только присоединиться к существующему соглашению), между ними существуют различия, которые не позволяют признать эти виды договоров идентичными.

Ключевым отличием публичного договора и договора присоединения является сторона, права которой ограничиваются заключаемым соглашением. В первом случае законодатель защищает законные права и интересы потребителей, лишая поставщика возможности отказать любому из них в заключении сделки. Во втором случае ограничиваются права сторон, присоединяющихся к существующему договору — они лишаются возможности внесения корректировок в готовый документ. Из обоих правил существуют исключения: в некоторых случаях поставщик может отказать потребителю, относящемуся к определенной категории, равно как и лица, присоединившиеся к существующему договору, могут оспорить его положения или выступить с инициативой о его расторжении.

Договор присоединения

В соответствии с п. 1 ст. 428 ГК РФ договором присоединения является договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и принимаются другой стороной не иначе как путем присоединения к договору в целом. Таким образом, вторая сторона ни обсуждать, ни изменять предложенные условия не может, такая сторона вправе или присоединиться к установленным другой стороной условиям в целом или отказаться от договора. Конструкцию договора присоединения не следует смешивать с конструкцией публичного договора. Публичный договор рассчитан на специальный субъектный состав, поскольку одной из сторон договора всегда должна выступать коммерческая организация, которая осуществляет публичные функции. В договоре присоединения субъектный состав не ограничен. Кроме того, режим, установленный ст. 428 ГК РФ, для договора присоединения содержит особые гарантии прав присоединившейся к договору стороны. Вместе с тем эти гарантии различаются в зависимости от того, какой субъект оказывается в роли потерпевшей от заключения договора присоединения стороны. Для физических лиц (не предпринимателей) при заключении ими договора присоединения ГК установлена возможность требовать расторжения или изменения договора в случаях, если:

а) договор присоединения лишает сторону прав обычно предоставляемых по договорам такого вида;

б) исключает или ограничивает ответственность другой стороны;

в) содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия.

Если присоединившейся стороной является субъект предпринимательской деятельности, то изменения или расторжения договора он не вправе потребовать, если знал или должен был знать об условиях договора, который он заключал.

Предварительный договор как вид организационного договора. Классическим примером организационного договора является предварительный договор. Это соглашение, в силу которого стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или об оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором (ст. 429 ГК РФ). Цель его состоит в организации заключения какого-либо договора в будущем.

Предварительным договором предусматриваются условия будущего имущественного договора (предмет и др.), а также срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок не определен, то основной договор должен быть заключен в течение года с момента заключения предварительного договора.

Предварительный договор должен быть заключен в форме, установленной для основного договора. Если форма основного договора не установлена, то предварительный договор облекается в простую письменную форму. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.

Если одна из сторон предварительного договора уклоняется от заключения основного договора, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Соответствующее требование может быть заявлено в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора. При этом возможны разногласия сторон об условиях основного договора. В этом случае условия определяются решением суда. Основной договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда или с иного момента, указанного в решении суда.

Применению норм о предварительном договоре посвящены п. п. 23 – 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора».

Рамочный договор как вид организационного договора. Рамочный договор (договор с открытыми условиями) (ст. 429.1 ГК РФ) определяет только общие условия обязательства. В силу закона или условий обязательства положения, содержащиеся в рамочном договоре, могут быть или должны быть уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом. Рамочными, например, считают договоры об организации перевозок, об эксплуатации железнодорожных подъездных путей и др.

В п. п. 30, 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 содержатся следующие разъяснения:

«Исходя из положений пунктов 1 и 2 ст. 429.1 ГК РФ в их взаимосвязи с положениями п. 1 ст. 432 ГК РФ рамочным договором могут быть установлены организационные, маркетинговые и финансовые условия взаимоотношений, условия договора (договоров), заключение которого (которых) опосредовано рамочным договором и предполагает дальнейшую конкретизацию (уточнение, дополнение) таких условий посредством заключения отдельных договоров, подачи заявок и т.п., определяющих недостающие условия. Например, в рамочном договоре могут быть определены общие условия продвижения закупаемой продукции на рынке, премирования за ее распространение, установлены меры ответственности за нарушение обязательств, связанных с поставкой такой продукции, порядок урегулирования разногласий, включена третейская оговорка, а отдельным договором могут устанавливаться условия о количестве и качестве поставляемого товара, дате поставки.

Условия рамочного договора являются частью заключенного впоследствии отдельного договора, если такой договор в целом соответствует намерению сторон, выраженному в рамочном договоре, и иное не указано сторонами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 429.1 ГК РФ). Отсутствие в документе, оформляющем отдельный договор, ссылки на рамочный договор само по себе не свидетельствует о неприменении условий рамочного договора».

Рамочный договор, так же как и предварительный, относится к числу организационных. Однако единственная цель предварительного договора состоит в организации появления основного договора. Рамочный договор может иметь и самостоятельное значение. В частности, если стороны не заключили отдельные договоры, то к их отношениям применяются общие условия, содержащиеся в рамочном договоре (ст. ст. 429, 429.1 ГК РФ).

Опцион на заключение договора (ст. 429.2 ГК РФ). Опцион (от лат. optio — выбор, желание, усмотрение) — право выбора, получаемое за определенную плату.

Опцион на заключение договора — соглашение, в силу которого одна сторона предоставляет другой стороне право заключить один или несколько договоров на условиях, предусмотренных опционом. Такое право предоставляется посредством безотзывной оферты (п. 1 ст. 429.2 ГК РФ).

Опцион как безотзывная оферта представляет собой предложение заключить договор, которое нельзя отозвать в течение срока, установленного для ее акцепта. Обычно этот срок указывается в самом опционе. Если он не указан, по общему правилу считается, что он равен одному году. Как и любая оферта, опцион должен содержать прежде всего предмет и другие существенные условия договора, подлежащего заключению (п. 1 ст. 435, п. п. 2, 4 ст. 429.2 ГК РФ).

Опцион можно выдать на заключение любого договора (подряда, оказания услуг и пр.). Чаще всего его используют при купле-продаже акций или долей в ООО, в биржевой торговле, сделках с недвижимостью.

К примеру, стороны заключают соглашение, в силу которого одна из сторон имеет право приобрести в собственность вещь, принадлежащую другой стороне, за оговоренную в таком соглашении цену и в указанный в нем срок. Таким образом, соглашение о предоставлении опциона представляет собой организационный договор: осуществление права, им предусмотренного, приводит к появлению нового договора.

Отличие от предварительного договора в основном сводится к тому, что по предварительному договору обе стороны обязались заключить в будущем некий основной договор. При уклонении возможно понуждение к заключению договора. Опцион на заключение договора: одна из сторон выразила волю на заключение договора, другая — вправе выразить волю, и с соответствующего момента договор будет считаться заключенным.

Ограничения, накладываемые ст. 426 ГК РФ

Публичный договор накладывает некоторые ограничения на свободу договорных отношений, устанавливаемую ст. 421 ГК РФ, поскольку предприниматель теряет возможность не только в том, чтобы отказать кому-то в обслуживании, но не может и отдавать предпочтения одним клиентом по отношению к другим.

Читайте также:  ДОКУМЕНТЫ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РФ В 2023 ГОДУ от 6.02.2023 №

При немотивированном отказе со стороны лица, предоставляющего услуги на основании публичного договора, на него может быть подано исковое заявление на основании п. 4 ст. 445 ГК РФ. К примеру, если кто-то желает, чтобы ремонтная организация оказала ему свои профильные услуги, а та отказывается, но при этом никаких признаков прекращения коммерческой деятельности нет, появляются основания для иска, направленного на понуждение юридического лица к оказанию услуг.

Однако ограничение свободы договора, которое устанавливает ст. 426 ГК РФ, не является абсолютным. Существуют отдельные федеральные законы, постановления правительства, пленума ВС РФ, которые создают основания для того, чтобы предприниматели могли расставлять приоритеты в выборе клиентов.

Если вопрос станет рассматриваться в суде, то бремя доказательства отсутствия возможности предоставить кому-то услуги ложится на предпринимателя. Такое правило введено ещё постановлением пленума ВС РФ № 6 и пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г.

Характерна и такая юридическая особенность публичного договора, как возможность изменения условий по отношению к разным потребителям. Наличие публичной оферты не говорит о том, что всякий потребитель присоединяется к ней на неизменных условиях. Так, если коммерческая организация оказывает всем желающим услуги, связанные с кровельными работами, то это не значит, что во всех случаях она обязана делать это на одинаковых условиях.

Это вполне разумно, поскольку не бывает двух строений с абсолютно одинаковыми крышами. Даже при использовании одинаковых материалов всё равно какие-то отличия можно будет найти. Будет вполне правомерно, если это отразится на сроках, порядке взаиморасчетов и подобных условиях. Недопустима лишь дискриминация потребителей, основанная на любых признаках.

Если какая-либо дискриминация будет выявленной, то на основании п. 5 ст. 426 ГК РФ договор может быть признан ничтожным в части дискриминирующих потребителя условий. На практике это не влечёт за собой отмены договора целиком. Ничтожными в таком случае суд признаёт только отдельные пункты договора.

К примеру, если публичный договор требует предоплаты только с пенсионеров и студентов, то потребитель получает основание обращаться в суд, поскольку в таком условии прослеживаются признаки дискриминации. Для предпринимателей это влечёт за собой риск признания ничтожными отдельных условий договора и применение по отношению к ним последствий недействительности сделки.

Однако никаких нареканий не может вызывать установление договором отдельных программ лояльности, направленных на улучшение условий обслуживания определённой категории лиц, к примеру, продажа товаров пенсионерам со скидкой.

Особенности публичного договора

The civil legislation reform affects the provisions on public contracts. This article deals with the issues surrounding public contract qualification under the conditions of modern regulation. A characteristic feature of modern regulation and theoretical provisions of civil law is the lack of unified approaches to defining the public contract concept, its essence, and accompanying conditions. In practice, there are various situations wherein the legislator does not give clear instructions on certain aspects of contracts that have a public character. This determines the theoretical and practical relevance of examining this area. The article analyzes the main defining features of the designated contractual structure and examines the features of expression of public-legal principles in legal regulation in these contractual relations. The methodological basis of the research is the analysis of normative material, civil law theory and certain aspects of law enforcement on public contracts norms. The article highlights the legal and conceptual aspects of public contract institution in the context of modern legal regulation. The task of further research on this issue is not so much to find one correct definition of this agreement for the legislator, but rather to fix the individualizing features in the law, by integrating them either into the conceptual apparatus or by directly fixing them in the normative act text. The author attempts to systematize the relevant features and to identify the distinct principles for differentiating a public contract with the related contractual structures. The article also presents clear criteria for differentiation and the hierarchy of the application of certain rules to relations arising from a public contract. This paper concludes by highlighting the need to proceed not only from the definition of law, but also from specific features of a public contract, when identifying the designated contractual structure.

There are no supplementary files to display.

Публичный договор, договор присоединения и предварительный договор

Публичный договор может быть признан договором присоединения в том случае, если условия договора, предлагаемого к заключению неограниченному кругу лиц, были разработаны стороной, реализующей товары, оказывающей услуги или осуществляющей иную коммерческую деятельность.

Предварительный договор — это договоренность между лицами о том, что через какой-то определенный период времени между ними будет заключено основное соглашение (п. 1 ст. 429 ГК). Такой документ должен содержать положения, позволяющие определить условия и предмет будущего договора.

Очевидно, что заключению публичного договора (равно как и договора присоединения) не может предшествовать заключение предварительного соглашения, т. к. их положения предварительно не согласовываются сторонами.

Взаимосогласованные договоры

Взаимосогласованный договор — это соглашение, положения которого были согласованы всеми участниками. В этом случае при разработке проекта документа учитываются интересы всех партнеров, вносятся необходимые правки и корректировки. Договор при этом становится уникальным, а не унифицированным (в отличие от иных видов рассматриваемых документов).

К категории взаимосогласованных договоров относится большая часть всех соглашений, заключаемых между физическими и/или юридическими лицами (например, договор мены или купли-продажи и пр.).

Взаимосогласованный договор и договор присоединения — разные виды соглашений. Взаимосогласованный договор не может признаваться договором присоединения, поскольку стороны оговорили условия сделки, что исключает присоединение одной стороны к условиям соглашения, разработанным другой.

Таким образом, способ заключения — основное отличие между взаимосогласованным договором, стороны которого прописывают его условия совместно, и договором присоединения, где присоединяющаяся сторона акцептирует заранее разработанные другой стороной условия.

***

Итак, публичные договоры и договоры присоединения имеют ряд отличий, которые не позволяют отнести их к одной категории договоров гражданско-правового характера. Прежде всего, отличаются субъекты, права которых ограничиваются при заключении такого договора. Кроме того, различия касаются стороны, устанавливающей условия соглашения: при заключении договоров присоединения ею может стать любой участник, а при создании публичного договора — только предприниматель, занимающийся продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг.

Публичные начала в гражданском праве

Проблема публичных начал в гражданском праве имеет не только сугубо юридическое, но и философское, мировоззренческое значение, поскольку связана с такими категориями как справедливость, уважение личности, гарантии прав и свобод человека и гражданина, с глубинным пониманием сущности правоотношений между государством в лице его властных органов и отдельными гражданами. Осмысление роли публичных начал имеет важное значение для построения концепций отдельных отраслей права, моделирования общих подходов к созданию и совершенствованию нормативных, политических и социокультурных основ жизнедеятельности личности, общества и государства.

Термин «публичный» в переводе с латинского «publicus» означает «народный», «общественный», «государственный»1 и в современном понимании имеет два основных значения: 1) прилюдный, совершающийся в присутствии публики, людей, открытый, гласный; 2) общественный, находящийся в распоряжении общества, устроенный для общества, государственный интерес.

В праве категория «публичный» применяется, как правило, во втором значении и ассоциируется с общественным и государственным интересом, императивностью, реализацией властных полномочий органов государственной власти.

В соответствии с принципом публичности граждане, должностные лица и органы государственной власти обязаны действовать в соответствии с императивными нормами, устанавливающими обязательные правила поведения участников правоотношений.

Слово «частный», в свою очередь, толкуется как отдельная часть, подробность, деталь чего-либо целого, общего, принадлежащего отдельному лицу, а не обществу и не государству, относящаяся к личному, индивидуальному владению, деятельности, хозяйству и вытекающим отсюда отношениям. Основополагающие начала в праве, базирующиеся на приоритете частного интереса над публичным, ставящие на первое место в иерархии ценностей, охраняемых законом, частный интерес, принято называть также диспозитивными.

Диспозитивность в переводе с позднелатинского «dispositivus» означает распоряжающийся, допускающий выбор2 и представляет собой правовую категорию, связанную с частным интересом, который реализуется, в том числе через право гражданина по своему усмотрению выбирать форму правового поведения, средства и методы защиты частного интереса3.

В гражданском праве под диспозитивностью понимается закрепленное в законе основополагающее начало, аккумулирующее положения о свободе поведения участников правоотношений и возможности им по собственному усмотрению распоряжаться своим материальным или процессуальным правом. Личный интерес в иерархии ценностей рассматривается как приоритетный. Нормы, содержащие такие положения, называются диспозитивними.

Вместе с тем гражданское законодательство, помимо диспозитивных, содержит и императивные нормы, связанные с защитой основ конституционного строя, обеспечением обороны страны и безопасности личности, общества и государства, недопущением злоупотреблений и экспансии со стороны предпринимателей, развития монополизации и других негативных явлений, препятствующих эффективной защите прав и законных интересов участников гражданского оборота.

Необходимость существования императивных предписаний в национальном гражданском законодательстве вытекает из международно-правовых норм, других нормативных правовых актов1, которые получили развитие в Гражданском кодексе Российской Федерации (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 10, 426, 445, ч. 1 ст. 1193), Законе Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»2, Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»3. Так, ограничивая свободу частной собственности в публичных интересах, ст. 235 ГК РФ предусматривает принудительное изъятие имущества у собственника путем реквизиции, конфискации либо национализации. Использование лицами гражданских прав по своему усмотрению может быть также ограничено в случаях, если субъекты гражданских отношений допускают действия, причиняющие вред другому лицу или ограничивают конкуренцию, а также злоупотребляют правом, в том числе доминирующим положением на рынке (ст. 10 ГК РФ). Кодекс запрещает реализовывать гражданские права с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ПС РФ). Сделка, совершенная с указанной целью, признается ничтожной и влечет за собой гражданско-правовую ответственность.

Достаточно жесткий набор требований предъявляется к порядку регистрации юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц. Эти требования касаются, например, организационно-правовой формы, формирования уставного капитала, наличия лицензии на осуществление соответствующих видов предпринимательской деятельности и т.д.

Особенности заключения публичных договоров

Мищенко Е.А., помощник судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Институт публичного договора является новеллой отечественного гражданского законодательства, имеющей чрезвычайно важное значение для эффективного развития правоотношений в сфере гражданского оборота.Ст.

426 ГК РФ определяет публичный договор как договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.Несмотря на то что с момента введения в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) прошло семь лет, многие вопросы, касающиеся режима публичного договора, остаются дискуссионными и вызывают трудности у правоприменителя при


Похожие записи:

Добавить комментарий