Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить схему ДТП в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.
Распространенные ошибки
При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2023 году:
- Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
- Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
- Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.
Простому водителю нужно знать, как составляется схема дорожно-транспортного происшествия. Это поможет в будущем правильно составить европротокол.
Все дело в том, что в некоторых случаях, установленных законодательством участники ДТП могут не вызывать полицию и зафиксировать событие самостоятельно. Для этого потребуется заполнить извещение. Вот в нем, как раз и есть пункт, где требуется нарисовать схему.
Европротокол можно использовать, если:
- в ДТП участвовало только 2 водителя;
- пострадали только причастные к происшествию автомобили;
- нет пострадавших людей;
- не нанесен ущерб иному имуществу;
- между водителями нет разногласий по поводу урона;
- размер ущерба составляет меньше 100 тыс. рублей.
Правила составления: как правильно нарисовать
Сотрудники ГИБДД обычно составляют схему на специальной бумаге в клеточку либо листе формата А4. Страница подписывается. Для начертания используется синяя шариковая ручка. Извещение о ДТП (европротокол) имеет мало места для оформления схемы. Все обозначения нужно отразить четко, без помарок. Обязательные для соблюдения правила:
- описание – печатным шрифтом;
- в процессе составления участвуют оба водителя;
- под схемой ДТП должна присутствовать пара подписей – обоих водителей.
Допускается внесение исправлений – при заверении подписями участников. Желательно заранее обсудить со второй стороной порядок заполнения. Пошаговый алгоритм составления:
- определяется масштаб – наносятся контуры трассы, схематично отображается масштаб (мелкие детали прорисовывать не требуется);
- обрисовываются контуры транспортных средств – достаточно выполнить их в виде прямоугольника с фарами;
- указываются координаты транспортного средства – замеряется дистанция между ТС, колесами и краем дороги.
Хорошее решение: предварительно составить черновик, прояснить нюансы ДТП. Далее перенести на оригинал бланка.
Какие используются обозначения
Единых, стандартизированных требований к оформлению документа не существует. На практике, опыт, накопленный другими водителями, используется в качестве рекомендации для составления зарисовки.
На плане могут использоваться как графические, так и цифро-буквенные обозначения, а также сноски и развернутые текстовые комментарии. Важным является лишь один критерий – все детали схемы должны быть понятны, в том числе, лицу, не являвшимся очевидцем происшествия. Стандартные рекомендации к обозначениям звучат следующим образом:
- При возникновении сомнений в трактовке знака, он должен быть продублирован словесным пояснением. Надписи наносятся непосредственно на рисунок или оформляются в виде сносок.
- Изображение соответствует 2D формату, то есть рисунок должен изображать место происшествия сверху.
- Для работы необходимо использовать шариковую (не гелевую ручку) синего или черного цвета. Карандаш для этой цели не подходит из-за возможности корректировки написанного.
- Все символы должны быть понятны и разборчивы. Лучше отдавать предпочтение общепринятым знакам и сокращениям.
- Не стоит увлекаться излишней детализацией.
- Недопустимы исправления и зачеркивания.
- Вначале каждым участником составляется черновой вариант, затем они объединяются в итоговую чистовую версию.
- Желательно соблюсти пропорции и масштабирование.
- Все элементы, влияющие на понимание ситуации, должны быть привязаны к неподвижным ориентирам на местности.
- Необходимо указать расстояние до перекрестка, знаков, светофора, обочины, измерить протяженность тормозного пути.
- Для дополнения схемы можно использовать фотоснимки, выполненные с разных ракурсов.
- Допускается оформление нескольких взаимосвязанных схем. Например, общая и детальная для отдельного фрагмента.
Используемые обозначения не имеют стандартного варианта. Как пример могут использоваться следующие знаки и пиктограммы:
- прямоугольник или прямоугольник с квадратом – автомобиль;
- прямоугольник, изображенный пунктиром – автомобиль в движении;
- тонкий прямоугольник – мотоцикл или велосипед;
- стрелки сплошной или пунктирной линией – направление движения;
- крест – место столкновения;
- прямые или прерывистые линии – дорожная разметка;
- круг или треугольник со схематичным изображением рисунка или номером из ПДД – дорожный знак;
- три круга вертикально – светофор, крестом внутри круга обозначается свет, который горел во время аварии;
- кривые линии – тормозной путь;
- две параллельные прямые линии со схематичным человеком между ними – тротуар;
- треугольники в ряд – дорожное ограждение;
- звездочка – работающий сигнал поворота или стоп-сигнал.
Можно ли составить схему онлайн
Впервые столкнувшись с обязательством по составлению схемы, сложно в полной мере оценить правильность своих действий. Для упрощения заполнения документа созданы онлайн-сервисы. Наибольшей популярностью пользуются;
- Автокадабра. Один из простых и наиболее понятных онлайн-редакторов схем. С его помощью новичок без труда сможет оформить даже сложное ДТП. Здесь содержится большое количество элементов и частота их применения не имеет ограничений.
- Составление схемы ДТП онлайн. Система адаптирована под нужды автолюбителей, так как была создана компанией, специализирующейся на выкупе ТС. За счёт примитивной графики готовое изображение понятно и лаконично, а составить его возможно даже при медленном интернете.
- Конструктор дорожных ситуаций. Это мощный сервис, используемый профессионалами. Его особенность – разнообразный функционал и многозадачность. Но время ожидания отклика напрямую зависит от скорости интернета. При низкой скорости подключения возможна некорректная работа.
Что делать после составления схемы?
Как только схема и другие документы, составляющиеся после аварии, будут готовы, пострадавший участник происшествия должен в течение 5 дней обратиться в свою страховую компанию для получения компенсации по полису ОСАГО. Для этого в фирму передается документация:
- справка о ДТП, составленная автоинспекторами, если они занимались оформлением происшествия;
- если участники аварии приняли решение самостоятельно оформить аварию, то передается извещение о ДТП, представленное европротоколом;
- схема аварии;
- правильно составленное заявление на получение компенсации;
- действующий полис ОСАГО, купленный в компании, куда обращается гражданин.
Если имеются пострадавшие, то дополнительно взыскивается компенсация на лечение и реабилитацию, поэтому в пакет документов включается медицинское заключение, содержащее информацию о том, сколько средств необходимо для лечения гражданина.
Если страховая компания занижает необоснованно компенсацию, то целесообразно оспорить такое решение через суд. Для этого проводится независимая экспертиза автомобиля, для чего передается эксперту вся документация, имеющая отношение к происшествию. После этого компенсация увеличивается страховой фирмой на основании досудебной претензии или решения суда.
Как оспорить, если подписал
Бывает, что водители, попавшие в ДТП, ознакомились со схемой, но не согласны с ее содержимым. В таком случае можно оспорить документ, обратившись в суд.
Часто водители не соглашаются со схемой, если они отсутствовали при составлении по таким причинам:
- были эвакуированы в медучреждение;
- участник доставлен в отделение полиции до того, как сотрудник приедет на место происшествия;
- место аварии водитель оставил;
- лицо находится в неадекватном состоянии;
- пострадавший погибает (оспорить документ могут близкие).
Да и при личном присутствии участника при составлении не дает гарантии того, что схема будет полной и достоверной.
Схема оспаривается, если:
- отраженные сведения не полные (нет дорожных условий);
- документ является недостоверным (сведения преднамеренно или по ошибке искажаются);
- документ составлен с нарушениями законодательства (по таким основаниям доказательства должны признаваться недопустимыми).
Правила составления схемы ДТП в извещении
В момент заключения договора с КАСКО либо ОСАГО, данные компании должны выдать гражданину следующие документы вместе со страховым полисом:
- двухсторонний самокопир-извещение о ДТП (бланк);
- полная инструкция, объясняющая заполнение данного извещения о дорожно-транспортном происшествии.
Наиболее главные рекомендации при составлении извещения о ДТП:
- заполнение производится в случае, когда причинен вред ТС либо имуществу какого-либо лица, и, в том случае, когда вред причинен пассажирам ТС или жизни и здоровью граждан;
- лицевая часть должна содержать дату, время ДТП, все необходимые сведения об ее участниках, о нанесенных повреждениях ТС, обстоятельства и главные элементы аварии;
- также план ДТП в извещении должен содержать на обратной стороне всю дополнительную информацию, по мнению участников, которая может повлиять на окончательное решение ГИБДД;
- желательно нарисовать план в извещении ДТП согласованно с другим участником происшествия;
- также извещение для страховой компании требует подписи, обязательно шариковыми ручками с обеих сторон;
- обязательно сделать отметку на основном бланке «с приложением», где указать цель данного приложения, и кем оно было составлено.
При возможности необходимо попросить у прибывшего на место происшествия сотрудника ГИБДД заверить своей подписью данное извещение. По всему вышеперечисленному можно сделать вывод, что правила составления плана ДТП для страховой компании достаточно трудоемки и не каждый сможет справиться с ними, не имея при себе необходимых знаний.
Требования к составлению схемы ДТП в 2021 году
Составляя схематический план дорожной аварии, необходимо руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к заполнению европротокола. Данные вносятся шариковой ручкой. Чернила должны быть синего или чёрного цвета. Сведения фиксируются печатными буквами. В заполнении бланка участвуют оба водителя. Каждый из них заполняет свою часть в документах.
Если допущены ошибки, исправлять весь план не нужно. Достаточно зачеркнуть неверные данные, указать правильную информацию и рядом с ней поставить подпись Исправления верны. Схема ДТП в обязательном порядке должна быть подписана. Процедура выполняется, когда все сведения внесены. Подписи проставляют оба участника происшествия. Когда действие осуществлено, внесение исправлений становится недопустимо. Перед тем, как подписать бланк извещения, необходимо внимательно проверить информацию.
Требования по составлению
При составлении схемы ДТП в 2021 году необходимо придерживаться установленных требований:
- Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
- Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
- Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
- Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
- Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.
Какая информация должна быть на схеме
Без этих данных схему могут признать неправильной, она лишится юридической силы:
- Заголовок. Подпишите схему. Добавьте полный адрес места ДТП с указанием города, улицы, номера дома, а также отметьте дату и точное время аварии.
- Контактные данные всех участников ДТП, включая Ф. И. О., адреса проживания, телефоны, номера водительских удостоверений.
- Имена и фамилии очевидцев, а также их номера телефонов и адреса проживания.
- Расшифровка условных обозначений на схеме с указанием марок, моделей автомобилей и их госномеров.
- Подписи. Проследите, чтобы все участники и свидетели ДТП поставили подписи напротив своих имён.
Типовые схемы и примеры
Российским союзом автостраховщиков разработаны типовые схемы дорожно-транспортных происшествий. Они используются страховыми компаниями для определения степени ответственности участников.
Скачать типовые схемы
При анализе данных представленных в Извещении о ДТП сотрудники страховой организации сравнивают планы аварий, нарисованные водителями с типовыми схемами на сайте РСА. После отнесения рисунка к одному из типов, сравниваются обстоятельства происшествия и характер повреждений. Если нет противоречий, определяется виновность водителей.
Правильно заполненный бланк Извещения о ДТП, при урегулировании страхового случая в упрощенном порядке, ускорит работу страховой компании и позволит сократить сроки получения страхового возмещения.
Требования по составлению
При составлении схемы ДТП в 2019 году необходимо придерживаться установленных требований:
- Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
- Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
- Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
- Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
- Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.
Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП
Если при составлении схемы ДТП в 2020 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.
Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.