Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Скупщиков драгоценностей хотят обязать получать лицензии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Информационное письмо от 20 сентября 2021 г. № 63 О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Вниманию ювелирных субъектов 115-ФЗ – ответы на важные вопросы применения законодательства.
1. Какие организации и индивидуальные предприниматели ювелирной отрасли являются субъектами Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»? |
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) к субъектам указанного закона, на которых в полной мере распространяются все требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), относятся, в том числе, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения (далее – организации).
Кроме того, права и обязанности, возложенные Федеральным законом № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в полном объеме распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – индивидуальные предприниматели).
Лицензия может быть аннулирована при:
- игнорировании предписания лицензирующего органа;
- приостановлении срока ее действия.
Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.
Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:
- юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
- физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
- предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.
Лицензионные требования
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, обработку и переработку драгоценных изделий и их лома у населения, обязаны:
- иметь отдельное строение, помещение, здание и прочие объекты по месту осуществления деятельности, которое будет оснащено необходимым оборудованием, техническими средствами, документацией для выполнения такой деятельности;
- иметь в штате сотрудников, которые имеют профессиональное образование, опыт для осуществления таких работ — квалификация в области товароведения, экспертизы качества потребительских товаров;
- соответствовать нормам, которые определены законом относительно организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала;
- не иметь задолженностей перед другими организациями.
Сейчас, чтобы заниматься скупкой ювелирных изделий из драгоценных металлов и их лома, в карте учета необходимо указывать 2 ОКВЭД: - 46.72.23 — «Торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами»;
- 46.76.4 — «Торговля оптовая драгоценными камнями».
Что включает в себя полное сопровождение оформления лицензии на драгметаллы?
- Предварительную консультацию клиента до заключения договора по вопросу получения лицензии на обработку/переработку лома и отходов драгоценных металлов.
- Консультацию после заключения договора, касающуюся сбора и подготовки документов, необходимых для получения лицензии. Клиент получает ответы на интересующие вопросы и перечень рекомендаций, позволяющих получить лицензию с первого обращения в Федеральную пробирную палату.
- Прием и предварительный анализ предоставленных клиентом документов и сведений, необходимых для получения лицензии.
- Экспертизу предоставленных документов на предмет их соответствия требованиям контролирующих органов.
- Составление списка выявленных несоответствий требованиям Федеральной пробирной палаты.
- Составление рекомендаций по устранению или же устранение выявленных несоответствий требованиям Федеральной пробирной палаты. Клиент выбирает более подходящий способ реализации – самостоятельно в соответствии с выданными рекомендациями или же с помощью экспертов.
- Подготовку заявления о предоставлении лицензии, заполнение форм и бланков, необходимых для сдачи документов в Федеральную пробирную палату.
- Формирование пакета документов и подачу документов в Федеральную пробирную палату для получения лицензии.
- Взаимодействие с Федеральной пробирной палатой в процессе исполнения заказа и отслеживание продвижения документов.
- Работу с замечаниями экспертов Федеральной пробирной палаты. Устранение недочетов в соответствии с корректировками.
- Получение в Федеральной пробирной палате и передачу клиенту реестрового номера лицензии на обработку/переработку лома и отходов драгоценных металлов.
Итоги сотрудничества с нами на всех этапах процесса получения лицензии на драгметаллы:
- Клиент с большей долей вероятности получит лицензию после первого же обращения в Федеральную пробирную палату.
- Время получения лицензии сокращается за счет обработки документации экспертами компании.
- Клиент на протяжении всего процесса лицензирования получает экономию времени и усилий, поскольку делегирует ряд задач экспертам.
Документы, необходимые для получения лицензии
Полный список официальных форм и бумаг перечислен в нормативно-правовой базе в верхних разделах. Точный реестр документации зависит от того, какую сферу деятельности выбрал клиент, организационно-правовой формы его компании и прочих критериев. В большинстве случаев для направления в лицензирующий орган (Федеральную пробирную палату) достаточно собрать следующий перечень:
- Учредительные документы. Формируются соискателем лицензии на переработку лома драгметаллов, включают копию Устава организации, копии ОГРН и ИНН, выписку из протокола собрания бенефициаров, свидетельство о найме управляющего и прочее.
- Формы, указывающие тип прав собственности на рабочие, технические и коммерческие помещения, принадлежащие бизнесу (договор купли-продажи, договор аренды или иное).
- Техническая документация на инструменты, приборы и оборудование (паспорта, гарантийные талоны, свидетельства о таможенном оформлении, бланки по технике безопасности и иные виды выписок, указывающие, что выбранное оборудование полностью безопасно и работоспособно).
- Документы на сотрудников, подтверждающие уровень квалификации каждого работника, который будет взаимодействовать с драгметаллами или оборудованием для их добычи (хранения, обработки, продажи). В ряде случаев требуется пройти курсы повышения квалификации, особенно это касается сотрудников из управляющего звена.
- Документы, подтверждающие соответствие системы хранения ценностей действующим нормативам. В компании должны быть приняты соответствующие меры безопасности, охранные пункты, сейфы, видеонаблюдение и иные способы защиты природных ресурсов от третьих лиц.
В какую организацию обратиться для получения документов
Добыча золота основывается на процедуре извлечения драгоценных пород из недр земли, которые принадлежат государству, поэтому для получения разрешения на промысел целесообразно обращение в Роснедр. У этого Федерального органа в каждом регионе есть представительство, следовательно, поездка в столицу за документом разрешения не представляется целесообразной. В некоторых случаях (например, когда выдаётся право на разработку месторождения особого статуса) в процесс вовлекается Министерство Природы России.
Данная государственная структура занимается проведением аукционов и конкурсов. Крупнейшим месторождением золота на сегодняшний день является Сухой Лог, право на золотодобычу здесь обойдётся в десятки миллиардов рублей.
Лицензия на лом черных и цветных металлов в России – заготовка, хранение и переработка лома
Как и все прочие государственные лицензии, данный разрешительный документ всего лишь служит подтверждением того, что его обладатель имеет необходимые для ведения того или иного вида деятельности навыки, оборудование, персонал и репутацию.
Очевидно, что лицензия на лом чёрных и цветных металлов предполагает работу именно с ними, но категорически исключает драгоценные, токсичные или радиоактивные металлы.
Отчасти в этом также заключается смысл гослицензирования, ограничивающего деятельность субъекта вполне определёнными рамками.
Приобретая лицензию, юридическое лицо или предприниматель получает подтверждённое уполномоченными структурами право заготовлять, хранить, перерабатывать и реализовывать металлолом на своё усмотрение – без дополнительного согласования отдельных сделок.
Что касается обязательных требований к потенциальному лицензиату, в их число входит лишь наличие площадки, на которой будет собираться и обрабатываться лом, а также работников, прослушавших курсы техники безопасности при работе с металлоломом и обеспеченные необходимой специфической спецодеждой и инструментом.
При этом местоположение площадки не конкретизируется: поскольку лицензия выдаётся на основании федерального законодательства, работы можно вести на всей территории Российской Федерации (в том числе — в Москве и прочих крупных мегаполисах).
Лицензия на лом чёрных и цветных металлов выдаётся ИП или предприятию бессрочно и, следовательно, однократно. Однако её получение является обязательным для всех, кто решил связать свой бизнес с металлоломом. Включая посредников в коммерческих операциях с ним, которые иногда фактически к нему даже не прикасаются.
Процесс оформления лицензионного документа на цветные и черные металлические изделия
За одну лицензию на металлы будет взиматься государственная пошлина в размере 1300 рублей. Время на ее оформление обычно будет составлять от одного месяца и до девяти недель. Как только вы решились на оформление лицензии на дальнейшую возможность продажи цветных и черных металлических изделий, придется приобрести весовое оборудование, изомер, а также дозиметр. Основной пакет документаций, нужных для получения соответствующих документов на переработку драгоценных металлов потребуется:
- устав и основное учредительное соглашение;
- основное решение о назначенном генеральном директоре;
- документация о праве пользования фирмой и всей площадью;
- документация на оборудование;
- полученные дипломы на должность руководствующего лица и специалиста и так далее.
Выбор ОКВЭД для розничной торговли в 2022 году
С 11 июля 2021 года при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств применяются новые коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
ТАБЛИЦА соотнесения старых и новых кодов ОКВЭД для ювелирной отрасли
Нажмите на «звездочку» чтобы добавить данный код в свой список. Задать вопрос. Подлежит или нет выбранный вид деятельности лицензированию. Если основной вид деятельности подлежит обязательному лицензированию, то осуществлять такую деятельность без наличия соответствующей лицензии запрещено. Смотрите список лицензируемых видов деятельности. Организационно-правовая форма юридического лица. Некоторые виды деятельности не подходят под определенные организационно-правовые формы.
- в специальных магазинах, созданных для продажи того или иного вида товаров б/у (комиссионные, антикварные, магазины одежды, обуви и т.п.);
- в магазинах, предназначенных для продажи подержанных товаров без идентификации ассортимента;
- в отделах универсальных магазинов, где не преобладают пищевые продукты, напитки и табачные изделия;
- на рынках, общих и специализированных (так называемый «блошиный» рынок);
- с нестационарных торговых точек (автолавок, лотков, столов, раскладок и т.п.);
- с помощью аукционных домов;
- комиссииоными агентами вне магазинов;
- в сети Интернет.
Обратите внимание, что количество выбранных вами кодов ОКВЭД неограниченно, но из них необходимо выбрать один основной, по которому процент получаемой вами выручки должен составлять не менее 60% от основной суммы дохода по этой деятельности.
Подобрать коды можно следующим образом: выбираем по описанию необходимый раздел и подраздел, в подразделе по подробному описанию видов деятельности выбираем необходимые. Используем только коды содержащие 4 знака и более, коды с двумя и тремя знаками в заявлениях использовать нельзя.
Специальный раздел G содержит информацию не только по розничной торговле. Группа включает и оптовые продажи, а также отдельно рассмотрены операции, осуществляемые на специализированных торговых площадках и точках. Торговые операции по средствам интернет ресурсов тоже включены в спецраздел G.
Например, коммерсант решил продавать пищевые продукты. Если реализация будет осуществляться через специализированные торговые точки, например, магазин, то следует выбрать шифр 47.2. Реализация пищевого товара через неспециализированные торговые площадки или точки — код 47.11.
В случае оптовых поставок юристы рекомендуют все же применять более конкретную кодировку своей деятельности. Но это стоит делать лишь при наличии договора купли-продажи с нестандартными условиями перехода права собственности на товар.
Что касается непосредственно реализации сувенирной продукции, то предпринимателям, которые решили сделать данную деятельность основной, будет намного проще. В ОКВЭД есть раздел и подкласс, который четко определяет торговлю сувенирной продукцией.
Если вы хотите открыть магазин, островок или отдел бижутерии, то вы продаете бижутерию в специализированном магазине. Бижутерия не выделяется как отдельный вид товара в ОКВЭД. Но если вы продаете часы, то для этого товара будет отдельный код.
Список кодов ОКВЭД:
- 47.77.1 Торговля розничная часами в специализированных магазинах
- 47.78 Торговля розничная прочая в специализированных магазинах
Стоит отметить, что вам не нужно добавлять код “47.77.2 Торговля розничная ювелирными изделиями”, потому что бижутерия не является ювелирным изделием. Это можно подтвердить по закону.
Во-первых: Согласно 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях” ювелирными изделиями называются “изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы” (ни пробы, ни драгоценных металлов в бижутерии нет).
Во-вторых: есть Приказ Роскомдрагмета от 30.10.1996 N 146 «О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным». Согласно нему: “ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов”. То есть это снова не про бижутерию.
Бижутерия с напылением из серебра и золота тоже не относится к ювелирным изделиям.
Это косвенно подтверждается Товарной номенклатурой ВЭД, применяемой в таможне. В классификаторе товаров на таможне используется формулировка: “Бижутерия из недрагоценных металлов, имеющая или не имеющая электролитическое покрытие из драгоценных металлов”.
Это означает, что законодатель не относит бижутерию с напылением из драгоценного металла к ювелирным изделиям.
Если вы продаете бижутерию через Интернет-магазин, в группе ВКонтакте, Инстаграме или Одноклассниках, то вы продаете в сети Интернет. Это относится и к организации совместных закупок бижутерии на форумах.
Ваш код ОКВЭД:
- 47.91.2 Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет
Вы продаете бижутерию оптом, как и моя компания?
Ваши коды ОКВЭД:
- 46.48.1 Торговля оптовая часами
- 46.49.49 Торговля оптовая прочими потребительскими товарами, не включенными в другие группировки
Как и в случае с розницей, вам не нужно использовать код “46.48.2 Торговля оптовая ювелирными изделиями”, потому что (как я говорил ранее) бижутерия не относится к ювелирным изделиям.
ОКВЭД «торговля стройматериалами» входит в группу 47.52. В этой категории представлены как крупные элементы, используемые в капитальном строительстве, так и мелкие детали, имеющие второстепенное значение при ремонтных работах. По торговле строительными материалами ОКВЭД объединил операции по реализации скобяных изделий, лаков и красок, кирпичей, стекла, различного инвентаря, пиломатериалов. Бизнесу, основанному на реализации разных видов товаров, в классификаторе отведен раздел, обозначенный буквой G. В нем зафиксированы коды для оптовиков и для участников торговли в розницу. Отдельно рассматривается деятельность продавцов в специализированных и неспециализированных торговых точках.
- в магазинах универсального ассортимента;
- в неспециализированных торговых точках с преобладающим непродовольственным товаром;
- в специализированных магазинах, разделенных по ассортименту товара;
- на рынках;
- через интернет-магазины;
- в телемагазинах;
- через почтовые каталоги;
- с помощью курьерской доставки;
- можно использовать услуги аукционных домов и комиссионных агентов.
— розничную торговлю большим ассортиментом товаров, преимущественно пищевыми продуктами, напитками или табачными изделиями, среди которых преобладает: деятельность магазинов общего назначения, которые имеют, помимо своих основных продаж по пищевым продуктам, напиткам или табачным изделиям, ряд других непродовольственных товаров, таких как одежда, мебель, приборы, скобяные изделия, косметические товары и т.д.
— оптовую торговлю промышленными химикатами, такими как анилин, типографские чернила, эфирные масла, промышленные газы, химические клеи, красители, синтетическая канифоль, метанол, парафин, ароматизаторы и вкусовые добавки, сода, промышленная соль, кислота и сера, крахмалопродукты и т.д.;
Подлежит или нет выбранный вид деятельности лицензированию.
Если основной вид деятельности подлежит обязательному лицензированию, то осуществлять такую деятельность без наличия соответствующей лицензии запрещено. Смотрите список лицензируемых видов деятельности.
Организационно-правовая форма юридического лица.
Некоторые виды деятельности не подходят под определенные организационно-правовые формы. Например, аудиторская организация не может быть создана в форме открытого акционерного общества.
Расшифровка кода ОКВЭД 46.48.2:
- 46
— Класс «Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами» - 46.4
— Подкласс «Торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами» - 46.48
— Группа «Торговля оптовая часами и ювелирными изделиями» - 46.48.2
— Подгруппа «Торговля оптовая ювелирными изделиями»
Коды ОКВЭД используют для регистрации компании или предпринимателя. То есть надо в обязательном порядке сообщить налоговикам, каким бизнесом будете заниматься. Для этого при регистрации ООО или ИП в заявлении приводят список ОКВЭД. Эти данные потом попадают в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Предположим, вы в заявлении о регистрации забыли указать какой-то код или просто потом решили заняться еще одной деятельность. Это не пробле��а. Тот факт, что организации при регистрации присвоили определенные коды ОКВЭД, не мешает ей вести другую деятельность.
Как известно, 31.01.2018 года Банком России на официальном сайте был размещен государственный реестр ломбардов. В данном реестре, который регулярно обновляется (посл. обновление 07.03.2018 г.), отражена информация как о действующих, так и о ломбардах, которые прекратили свою деятельность.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 ФЗ «О ломбардах», ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.
Учитывая факт того, что Банк России, согласно п. 2 ч. 3 ст. 2.3 ФЗ «О ломбардах», ведет государственный реестр ломбардов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, Банк России уведомил о том, что в случае, если ломбардом внесены виды экономической деятельности, которые не относятся к ломбардной деятельности, то такие ломбарды в будущем будут исключены из государственного реестра.
В настоящее время ломбарды имеют право осуществлять следующие виды экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2):
- 64.92.6 – Деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества. Данный ОКВЭД указывается в качестве основного вида экономической деятельности.
- 66.19.5 – Предоставление услуг по хранению ценностей, депозитарная деятельность. Данный ОКВЭД указывается в качестве дополнительного вида экономической деятельности.
- 70.22 – Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. Данный ОКВЭД указывается в качестве дополнительного вида экономической деятельности.
При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ.
Дата актуализации статьи — 31.05.2020. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.
Правила ведения специального учета… утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 N 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями».
Юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на специальный учет в течение 30 календарных дней с даты их государственной регистрации (при заявлении кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, связанных с производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней) либо внесения соответствующих изменений в их учредительные документы. Пункт 5 Правил ведения специального учета.
В настоящее время не требуется предоставление копий документов о правах на помещения, в которых осуществляются операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Иначе говоря не требуется предоставлять ни копии свидетельства о праве собственности, ни копии договоров аренды.
Актуальная форма карты специального учета утверждена Приказом Минфина России от 01.02.2016 N 5н «Об утверждении форм документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями».
С 24 ноября 2018 года карта постановки на специальный учет дополнена новым разделом, в котором юридическим лицам необходимо указать сведения о собственном бенефициарном владельце.
Карту постановки на спецучет рекомендуем направлять в ГИПН в двух экземплярах. Тогда заявителю будет возвращен один экземпляр карты с отметкой ГИПН о ее принятии.
Способы представления документов:
Порядок представления документов в электронной форме на дату актуализации статьи не разработан.
В какую именно государственную инспекцию пробирного надзора необходимо направить документы для постановки на спецучет?
Ознакомьтесь с Перечнем региональных ГИПН (с адресами, контактными данными и обслуживаемыми регионами (районами)).
- о постановке на специальный учет и присвоении учетного номера;
- наличия неснятой (непогашенной) судимости за совершение преступления в сфере экономики у лица, которое осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа либо является бенефициарным владельцем юридического лица, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, или у физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- карту специального учета, содержащую новые сведения.
- изменение адресов, где осуществляются операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (в том числе открытие/закрытие обособленных подразделений/филиалов юр.лица);
- установления наличия в Едином государственном реестре юридических лиц записи о ликвидации юридического лица;
- непредставления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течение 7 календарных дней со дня получения от уполномоченного органа уведомления о несоответствии сведений, содержащихся в карте специального учета, сведениям, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в уполномоченный орган информации о необходимости внесения изменений в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, либо пояснений, касающихся несоответствия указанных сведений;
- наличия неснятой (непогашенной) судимости за совершение преступления в сфере экономики у лица, которое осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа либо является бенефициарным владельцем юридического лица, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, или у физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
В постановке на учет будет отказано в случае:
Основанием для отказа может также послужить некорректное указание кодов ОКВЭД и их недостаточная расшифровка.
При изменении сведений, содержащихся в карте специального учета, необходимо в течение 5 рабочих дней с даты изменений представить в ГИПН:
При прекращении осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет в уполномоченный орган в произвольной форме заявление о снятии со специального учета, подписанное уполномоченным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем или его уполномоченным представителем. Кроме того, необходимо приложить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, подтверждающую прекращение осуществления заявителем экономической деятельности, связанной с производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней
Помимо этого ГИПН принимает решение о снятии со специального учета в случаях:
Форма уведомления о снятии со специального учета утверждена Приказом Минфина России от 01.02.2016 N 5н.
Новые правила розничной торговли с 1 января 2021 года
Положение о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий
1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
2. Лицензирование деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий осуществляется Федеральной пробирной палатой (далее — лицензирующий орган).
3. Лицензируемая деятельность предусматривает оказание услуги по скупке у граждан находящихся в их собственности ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.
4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, являются:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений (части зданий, строений, сооружений и помещений);
б) наличие не менее одного работника, имеющего высшее образование по направлению подготовки «Товароведение», или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемой деятельности или имеющего стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее одного года (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель — лицензиат, представляющий документы в отношении себя);
в) наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов согласно правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4 статьи 11 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;
г) наличие необходимого для осуществления деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий и принадлежащего на праве собственности или ином законном основании весоизмерительного оборудования.
5. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» и «в» пункта 4 настоящего Положения, в случае наступления последствий, предусмотренных частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление, оформленное в соответствии с частями 1-3, 5 и 6 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
7. К заявлению, указанному в пункте 6 настоящего Положения, соискатель лицензии прилагает:
а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений (части зданий, строений, сооружений и помещений);
Получив сообщение о заказе товара, онлайн-продавцы теперь должны подтверждать заключение договора розничной купли-продажи.
В подтверждении должен быть указан номер заказа, чтобы потребитель смог по нему получить информацию о заключенном с магазином договоре и его условиях.
Продавец должен информировать потребителя о форме и способах направления претензий. В противном случае клиент это может сделать в любой форме и любым способом.
Новые правила накладывают на продавца определенные обязательства:
- Сообщить о себе информацию: наименование, ОГРН, место нахождения и адрес, режим работы, номер телефона, электронную почту.
- Ознакомить с правилами пользования автоматом для заключения договора розничной купли-продажи.
- Довести до сведения порядок возврата денег, если товар не предоставлен потребителю.
Выдачей документов, а также лицензионным контролем занимаются уполномоченные государственные структуры. Например, разрешение на розничную продажу алкоголя выдают в Росалкогольрегулировании, на ведение охранной деятельности — в МВД, лицензию на транспортировку людей — в Ространснадзоре, осуществление образовательной деятельности — в Рособрнадзоре.
-
заявление по установленной форме. Заявление передается в орган, который выдает лицензию. Например, если вы открываете бизнес, связанный оказанием образовательных услуг, заявление подается в Рособрнадзор;
-
для ООО — копии учредительных документов, заверенные у нотариуса, для ИП — копия ОГРНИП и ИНН;
-
дополнительный перечень документов. Его определяет государственный орган, который выдает лицензию;
-
опись документов.
Пакет документов передается в надзорный орган разными способами:
-
лично,
-
через доверителя,
-
направить ценным письмом
-
отправить дистанционно через портал Госуслуг или сайт уполномоченного ведомства. Все электронные документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.
В течение 3 рабочих дней со дня предоставления документов уполномоченные органы принимают решение о рассмотрении заявлении или возврате. Если были замечены нарушения требований или документы переданы в неполном объеме, документы возвращаются. На устранение замечаний предоставляется 30 дней.
Если документы в порядке, в течение 45 дней уполномоченный орган производит проверку сведений и принимает решение о выдаче лицензии. В течение 3 рабочих дней после подписания приказа о выдаче лицензии, ее выдают фирме.
Лицензия выдается бессрочно. Действует на территории всех субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов в соответствии с законом.
С 1 января 2021 года будет введена реестровая модель лицензирования, а дистанционный порядок получения лицензии может стать основным.
Что это значит?
-
Больше не будут выдаваться бумажные и электронные лицензии.
-
Оформление и переоформление лицензий будет фиксироваться в электронном реестре.
-
Для подтверждения наличия лицензии предоставляется выписка из реестра в бумажном или электронном виде.
Все лицензии, которые были оформлены до 1 января 2021 года, действительны и внесены в реестр. Реестр лицензий станет общедоступным.
Пока сохраняется бумажный порядок предоставления документов для получения лицензий, но не исключено, что он станет альтернативой дистанционному.
Выдача разрешений на ведение бизнеса, за исключением ряда сфер деятельности, выдается на неограниченный срок. Но срок действия лицензии может быть сокращен по нескольким причинам:
-
в работе компании есть нарушения законодательства;
-
суд аннулирует действие лицензии;
-
ИП или юр. лицо закрывается.
За компаниями, которые ведут лицензионную деятельность, осуществляется государственный контроль.
Если во время проведения проверок, найдены грубые нарушения лицензионных требовании, действие разрешения на ведение деятельности приостанавливается Восстановление лицензии происходит после устранения нарушений.
Если компания не устраняет нарушения в обозначенный срок, лицензионный орган просит суд отозвать лицензию.
Лицензируемые виды деятельности в 2020-2021 году
В соответствии со статьей 151 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», пунктами 56 и 57 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю);
Положение о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
2. Предусмотреть применение риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении лицензионного контроля в рамках лицензирования отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
До утверждения Правительством Российской Федерации критериев отнесения лицензируемого вида деятельности лицензиатов к определенной категории риска плановые проверки лицензиата в рамках лицензионного контроля не осуществляются.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) (далее — лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов).
2. Лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов осуществляется Федеральной пробирной палатой (далее — лицензирующий орган).
3. Лицензируемая деятельность предусматривает извлечение драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов для получения промежуточного продукта металлургического производства.
Цели нормотворчества и способы правоприменения
Инициаторы новаций поясняют, какие цели они преследовали, внося эти поправки в закон:
исключение возможности дробления бизнеса крупными компаниями для ухода от налогов;
рост налоговых поступлений на 20-30 млрд рублей в год;
исключение возможности изготовления ювелирных изделий из тех инвестиционных слитков драгметаллов, которые приобретались физическими лицами без уплаты НДС.
Как видите, цели откровенно фискальные. Любые разговоры о снижении налогового бремени для бизнеса уже не ведутся.
Вот как выстроена налоговая система для отрасли сегодня:
компании, чья выручка находится в пределах 219,2 млн рублей в год и с штатным персоналом до 130 работников имеют право применять УСН;
ИП с доходом до 60 млн рублей и штатом до 15 сотрудников имеют право на ПСН;
компании и ИП на УСН освобождены от уплаты НДС, они платят единый налог 6 процентов с дохода либо 15 процентов с разницы между доходами и расходами, при первом варианте регионы могут снизить ставку до 1 процента, при втором – до 5 процентов;
ставки могут повысить, когда доход компании укладывается в лимит, однако превышает 164,4 млн рублей, тогда начисляют 8 и 20 процентов соответственно;
ИП, применяющий ПСН, платит фиксированную сумму, она зависит от региона, количества работников, вида деятельности.
Напомню, что ПСН могут использовать предприниматели тех регионов, власти которых включили производство и торговлю ювелирными изделиями в соответствующие списки видов деятельности.
Тонкости таможенного оформления драг. металлов и ювелирных изделий
До того как доставить товар на Пункт Таможенного Оформления (ПТО), вам нужно понимать все тонкости и нюансы таможенного оформления драгоценных металлов и ювелирных изделий. Сперва вам требуется получить все разрешительные документы на данный тип груза, которые специалисты нашей компании готовы помочь вам оформить. Имея за плечами многолетний опыт в растаможке и затаможке особенно ювелирных изделий и драг.металлов, «Универсальные Грузовые Решения» в самые сжатые сроки подготовят необходимые бумаги и проведут таможенное оформление еще до момента отгрузки вашего товара.
По прибытии груза на ПТО, необходимо будет разместить его на специализированном Складе Временного Хранения, который имеет особые условия хранения и учета драг. металлов. Мы готовы взять на себя все заботы по размещению вашего груза на данный СВХ, в том числе его транзита.
Если при консолидации партии товара совершить ошибку (например, опечататься в артикуле или все), то процесс таможенного оформления драгоценных металлов может сильно осложниться, вплоть до административной или даже уголовной ответственности. Вследствие этого, необходим тщательный осмотр и сверка груза до подачи таможенной декларации, дабы избежать подобных ошибок, так как в процессе оформления нужно будет пройти через государственный контроль и таможенный досмотр. Поручив это дело нашим специалистам, вы можете спокойно дожидаться окончания процесса, ведь вся ответственность ложится на наши плечи.
В отличие от других товаров, маркировку ювелирных изделий контролирует не ЦРПТ, а Гознак. Поэтому участники оборота ювелирной продукции будут работать с системой ГИИС ДМДК. Предоставлять уникальные годы маркировки также будет Гознак.
ГИИС ДМДК — Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
Как будет в целом выглядеть процесс маркировки ювелирных изеделий:
1
Производитель или импортёр заказывает у Гознака код для каждого изделия, наносит полученный код в виде этикетки на бирку и метки на самом изделии.
2
При передаче готового изделия дистрибьютору код считывают, и вся информация о перемещении товара передается в ГИИС ДМДК.
3
При розничной продаже кассир также сканирует код маркировки, информация об этом автоматически отправляется в ГИИС ДМДК, а ювелирное изделие исключается из оборота.
Подлежат маркировке золото, драгоценные камни, драгметаллы, а также изделия из них:
- алмазы (в том числе необработанные);
- рубины;
- бриллианты;
- сапфиры;
- изумруды;
- платиновый и палладиевый порошок;
- золотые монеты;
- золотые и платиновые ювелирные изделия.