Увольнение в связи с утратой доверия: основания и порядок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Увольнение в связи с утратой доверия: основания и порядок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В части шестой статьи двенадцать Закона № 58-ФЗ указано, что основания прекращения государственной службы, в частности, увольнения в запас либо же в отставку государственного служащего, должны устанавливаться федеральными законами о видах госслужбы.

Основания прекращения государственной службы

В сфере отставки или прекращения службы на госслужащего имеет распространение и общий статус работника правового характера в соответствии с российским ТК, и особый правовой статус по актуальному законодательству касательно госслужбы, в частности, о ее отдельных видах.

Согласно части четвертой статьи двенадцать того же закона предусматривается, что федеральными законами о видах госслужбы устанавливаются и предельный возраст нахождения на госслужбе конкретного типа, и основания, достаточные для прекращения государственной службы (в частности, основания увольнения в запас либо в отставку).

Начиная с 2010 года предельный возраст нахождения на госслужбе равняется шестидесяти годам (согласно статье 25.1 Закона № 79-ФЗ).

Гражданскому служащему, который достиг данного возраста, может продлеваться срок гражданской службы с его согласия и по решению представителя нанимателя, но не более чем до достижения шестидесяти пяти лет, а гражданскому служащему, который замещает должность госслужбы категории «помощник (советник)», учрежденную для содействия индивиду, который замещает государственную должность, до конца срока действующих полномочий данного индивида.

Основания для увольнения

В ТК отсутствует перечень оснований, по которым допускается увольнение служащего в связи с утратой доверия. Он определяется руководителем самостоятельно. Обычно следующие действия работника влекут за собой утрату доверия:

  • Воровство или порча материальной собственности предприятия.
  • Нарушения в выполнении кассовых операций.
  • Реализация продукции по завышенной или пониженной цене.
  • Списание материальной собственности, противоречащее закону и нормативным актам предприятия.
  • Мошенничество.
  • Расхождения действий сотрудника с принятыми локальными актами по работе с материальными активами.
  • Нанесение материального ущерба предприятию вследствие умышленных действий сотрудника.
  • Коррупционные действия.

Государственная служба имеет массу особенностей и некоторые дополнительные обязательства со стороны работника. Поэтому у человека вполне закономерно может появиться вопрос, возможно ли увольнение с госслужбы по собственному желанию, и если да, то на каких условиях? Действительно, заставить сотрудника работать невозможно, пусть даже он и трудится на госслужбе. В этом случае действуют все те же правила, что применяются к обычным работникам. Они закреплены в ТК РФ.

Дополнительно, принимая решение уволиться по своей инициативе, работник должен ознакомиться с Законом о госслужбе, а именно:

  • статья 36 – регулирует порядок увольнения госслужащих по их собственному желанию, здесь говорится о необходимости уведомления и отработки;
  • статья 39 – описывает ситуации, когда работник освобождается от занимаемой должности по причинам, не зависящим от его желания (приведены отличия между увольнением и освобождением).

Если работник принял твердое решение уволиться, то ознакомиться с порядком необходимых действий он может, изучив Памятку госслужащему при увольнении. Она была разработана Правительством РФ в 2010 году (постановление № 700). Также там даны пояснения относительно того, что человек может и не должен делать в случае завершения службы. Например, предусмотрено, что сотрудник не может разглашать служебную или иную конфиденциальную информацию даже после собственного увольнения.

Особенности процедуры увольнения с госслужбы

Трудовая деятельность государственных служащих регламентируется специальным Федеральным законом № 79-ФЗ – о гражданской госслужбе. Процедура увольнения чиновника также прописана в данном правовом акте (глава 6). А в статье 59.2 указанного закона определен механизм прекращения службы в связи с утратой доверия.

При увольнении госслужащего расторгается не трудовой договор, а служебный контракт, так как именно он заключается при поступлении на работу в государственные структуры. Основания для его прекращения перечислены в статье 33 ФЗ № 79. Их более десяти:

  • истечение срока действия заключенного контракта;
  • соглашение, достигнутое между сотрудником и работодателем;
  • смерть государственного служащего (а также наступление иных обстоятельств, не зависящих от воли участников контракта);
  • инициатива самого чиновника;
  • инициатива его руководителя (если имел место прогул, или по состоянию здоровья госслужащего);
  • перевод на работу в другой госорган;
  • отказ сотрудника от переезда вместе с организацией в другую местность;
  • утрата российского гражданства (при работе в организациях, не связанных с госслужбой, данное обстоятельство не является причиной для расторжения трудового договора);
  • несоблюдение предусмотренных законом ограничений и нарушение запретов (например, касающихся неучастия в коммерческой деятельности во время службы);
  • отказ сотрудника от иной должности, которая была ему предложена в соответствии с частичной нетрудоспособностью или медицинским заключением и т. п.

Причины увольнение госслужащих по статье

Мы рассмотрели возможные причины увольнения на основании утраты доверия к сотруднику, но котируются они только в коммерческих учреждениях. Законодательством предусмотрен ряд условий, на основании которых происходить увольнение на соответствующем основании в государственных бюджетных структурах. Статья 59.2 Федерального закона №79 от 27.07.2004 года относит к таковым следующие:

  • Оплачиваемое участие в управленческой деятельности коммерческих учреждений;
  • Отказ в предоставлении информации, касающейся доходов сотрудника или доходов членов его семьи или искажение этой информации;
  • Бездеятельность в случае обличения наличия конфликта интересов;
  • Ведение предпринимательства;
  • Пренебрежением табу на пользование заграничными финансовыми инструментами или банковскими счетами;
  • Участие в управлении органов заграничных бюджетных организаций.
Читайте также:  Лишение водительских прав за неуплату алиментов

Часто задаваемые вопросы

Согласно ст.1 ч 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ коррупцией называется:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Что такое «противодействие коррупции»?

Под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Когда речь идет об увольнении сотрудника, где причиной стала утрата доверия (ТК РФ, статья 81 п. 7), это значит, что для этого есть веские основания. К основаниям, которые могут служить началом расследования по факту утраты доверия, относят:

  1. Наличие неопровержимых доказательств совершения работником поступков, приведших к потере доверия. К ним относят хищение имущества, коррупционные действия, халатное отношение к имуществу организации, сокрытие информации о судимости за экономические операции и т. п.
  2. Наличие документально подтвержденных условий обслуживания сотрудником материальных ценностей компании или денежных средств. Такие условия прописываются в трудовом соглашении, должностной инструкции и в договоре о материальной ответственности. Отсутствие прописанных условий позволит сотруднику легко доказать факт неправильного увольнения.
  3. Если увольнение в связи с утратой доверия произошло из-за действий, которые связаны с выполнением трудовых обязанностей, то ему должно предшествовать дисциплинарное взыскание. Последнее также должно проходить в установленные сроки.

Что работодатель должен доказать в суде. Основные ошибки

Только работодатель должен доказывать законность основания увольнения и соблюдать порядок прекращения трудовых отношений.

Если сотрудник обратился в суд, работодатель должен доказать следующее:

  • сотрудник непосредственно взаимодействовал с денежными средствами или другими материальными активами организациями;
  • сотрудник совершил незаконные действия или действия, которые перечат его должностным обязанностям;
  • совершенные действия стали причиной утраты доверия;
  • непосредственную вину сотрудника;
  • руководитель соблюдал установленные сроки и порядок применения дисциплинарного наказания;
  • руководитель соблюдал общий порядок увольнения.

При этом работодатель должен иметь следующие доказательства:

  • Приказ о приеме на работу.
  • Трудовое соглашение с сотрудником.
  • Соглашение о материальной ответственности.
  • Должностная инструкция сотрудника.
  • Документы, которые подтверждают реальность исполнения обязанностей, связанных с прямым обслуживанием денег или материальных ценностей. Это может быть приказ о предоставлении права подписи, доверенность на получение товарных ценностей и т. д.
  • Документы, которые подтверждают безусловность совершения сотрудником виновных действий, приведших к утрате доверия. Сюда относят служебные записки, акты служебного расследования, докладные, опись инвентаризации, ведомости, постановление об административной ответственности, постановление об уголовной ответственности и т. д.
  • Документы, которые утверждают факт соблюдения порядка применения дисциплинарного наказания. Это приказ о создании комиссии, документ о проведении служебного расследования, акты расследования, требование о предоставлении объяснения с сотрудника, объяснительная записка работника, акт о непредставлении объяснений и т. д.
  • Документы, которые утверждают соблюдение порядка прекращения трудовых отношений. Это приказ о прекращении трудовых обязательств, расписка в получении расчета, книга учета движения бланков трудовых.

Каждый руководитель должен понимать, что увольнение из-за потери доверия к сотруднику — это его право, но не обязанность. Кроме увольнения, можно использовать иные методы дисциплинарного наказания: замечание, выговор и т. п.

Обзор судебной практики: утрата доверия

Так решил Верховный суд РФ. В суд с иском к ОАО «Сбербанк России» о восстановлении на работе в порядке реабилитации в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности обратилась бывшая работница банка. Она указала, что в отношении нее было возбуждено, а потом прекращено уголовное дело по обвинению ее по части 3 и пункту 5 .

Дело прекратили в связи с отсутствием состава преступления.

В результате этого уголовного преследования были подорваны ее профессиональный авторитет и деловая репутация. Уголовное преследование послужило основанием для ее увольнения с работы в связи с утратой доверия.

Поэтому она сочла это дискриминацией со стороны работодателя из-за недоверия и сомнения в ее компетентности.

Кроме того, инициатором возбуждения уголовного дела являлся сам работодатель. Решением суда первой инстанции гражданке было отказано в удовлетворении иска, в связи с пропуском срока для обращения в суд по трудовым спорам.

В связи с утратой доверия

Важный обзор судебной практики сделал Верховный суд РФ.

Он посмотрел, как суды страны рассматривали иски уволенных за всякие коррупционные проступки государственных и муниципальных чиновников. Подчеркнем, речь идет не об уголовных преступлениях, а именно о коррупционных проступках, когда чиновника увольняют с формулировкой «в связи с утратой доверия».

Для абсолютного большинства служащих такие слова в трудовой книжке — настоящий кошмарный сон. Поэтому практически все уволенные обращаются в суды с требованием обелить их и признать приказ с подобным «приговором» незаконным. Поэтому Верховный суд собрал все подобные судебные дела и, проверив, дал своим коллегам разъяснения, когда чиновника увольнять за коррупционный проступок правильно, а когда — нет.

Материалы, которые рассмотрел Верховный суд, показали, что наши чиновники обращаются в суды с четким перечнем требований.

Во-первых, просят о восстановлении на службе. Следом идет просьба о признании незаконным решение комиссий, которые чиновников наказали, следом идет оспаривание приказов об увольнении и приказов начальников о дисциплинарных взысканиях.

Читайте также:  В каких случаях положена досрочная пенсия при стаже 37 лет

Причины наказания чиновников укладываются всего в несколько пунктов. Это нежелание утрясти конфликт интересов, предпринимательство параллельно с госслужбой и попытка скрыть информацию о доходах и имуществе. При этом Верховный суд подчеркнул, что отказ в возбуждении уголовного дела против чиновника не может служить основанием для его освобождения от дисциплинарной ответственности.

Понятие «конфликт интересов» — одно из распространенных поводов для увольнения.

Такая ситуация подразумевает, что личная заинтересованность чиновника влияет на исполнение им своих обязанностей. Кстати, личная заинтересованность — это по Закону «О противодействии коррупции» возможность для чиновника получить при исполнении своих служебных обязанностей деньги, ценности или некие услуги для себя, своих близких или «третьих лиц». Причем все это — в ущерб работе.

Верховный суд напоминает: непринятие чиновником мер для предотвращения конфликта интересов — это безусловное основание для дисциплинарной ответственности. Как пример в обзоре приводится дело некой уволенной начальницы управления архитектуры, которая очень нежно опекала две строительные фирмы.

Проверка показала, что в одной фирме учредителем был ее отец, а в другой — сын. Еще основание для увольнения — нежелание после занятия чиновничьего кресла передать в доверительное управление свои ценные бумаги, акции и паи.

Здесь в качестве примера Верховный суд выбрал дело уволенного таможенного чиновника, который потребовал восстановить его на работе. Служащему суды отказали. Проверка показала: чиновник был учредителем коммерческой брокерской фирмы, которая занималась операциями с декларированием товаров, идущих через границу.

Свою долю, а это половина брокерской фирмы, он, устроившись в таможню, никому не передал.

Верховный суд напомнил — в основе конфликта интересов на госслужбе всегда лежит заинтересованность в получении материальной выгоды. Поэтому, заявил Верховный суд, в одном из случаев правильно районные коллеги пошли навстречу наказанной чиновнице.

Дама отвечала за здравоохранение в одном из регионов и кроме других обязанностей еще и проверяла медицинские фирмы. Чиновницу наказали, когда узнали, что в одной из проверяемых фирм работает ее муж. А это, на взгляд районных начальников, — конфликт интересов.

Их логика была такая: муж мог получать премии за положительные проверки компании его женой. Но суд, разобравшись, заявил: муж чиновницы в фирме — мелкий служащий.

Эту компанию проверяла его жена регулярно уже несколько лет. И сейчас, и в прежние годы она выявляла нарушения.

Так что конфликта интересов нет. Еще важная деталь: близкое родство — не основание для увольнения чиновника. Как пример — дело замглавы города, которого пришлось суду восстановить на работе.

В администрацию была принята невестка чиновника, а когда об этом узнали, чиновника попросили на выход. Хотя служебные интересы его и невестки никак не соприкасались.

Суд, вернув уволенного на место, сказал: женщину приняли на работу еще до того, как она вышла замуж за сына чиновника, и они по службе вообще не пересекаются.

Так что и ни о каком конфликте интересов речи быть не может.

Отказ чиновника отчитываться о доходах и имуществе — вполне повод для расставания с креслом. Но это правило действует не для всех чиновников.

Есть список должностей, обладатели которых сообщают о доходах и расходах как личных, так и своих близких. Но если место чиновника в перечне отсутствует, спросить с него нельзя.

Так суд восстановил на работе специалиста юридического отдела муниципальной администрации. Дама не отчиталась о своих доходах, и ее уволили.

В связи с утратой доверия

Для абсолютного большинства служащих такие слова в трудовой книжке — настоящий кошмарный сон. Поэтому практически все уволенные обращаются в суды с требованием обелить их и признать приказ с подобным «приговором» незаконным.

Поэтому Верховный суд собрал все подобные судебные дела и, проверив, дал своим коллегам разъяснения, когда чиновника увольнять за коррупционный проступок правильно, а когда — нет.

Материалы, которые рассмотрел Верховный суд, показали, что наши чиновники обращаются в суды с четким перечнем требований. Во-первых, просят о восстановлении на службе. Следом идет просьба о признании незаконным решение комиссий, которые чиновников наказали, следом идет оспаривание приказов об увольнении и приказов начальников о дисциплинарных взысканиях. Причины наказания чиновников укладываются всего в несколько пунктов.

Это нежелание утрясти конфликт интересов, предпринимательство параллельно с госслужбой и попытка скрыть информацию о доходах и имуществе.

При этом Верховный суд подчеркнул, что отказ в возбуждении уголовного дела против чиновника не может служить основанием для его освобождения от дисциплинарной ответственности.

Понятие «конфликт интересов» — одно из распространенных поводов для увольнения. Такая ситуация подразумевает, что личная заинтересованность чиновника влияет на исполнение им своих обязанностей.

Кстати, личная заинтересованность — это по Закону «О противодействии коррупции» возможность для чиновника получить при исполнении своих служебных обязанностей деньги, ценности или некие услуги для себя, своих близких или «третьих лиц». Причем все это — в ущерб работе. Верховный суд напоминает: непринятие чиновником мер для предотвращения конфликта интересов — это безусловное основание для дисциплинарной ответственности.

Как пример в обзоре приводится дело некой уволенной начальницы управления архитектуры, которая очень нежно опекала две строительные фирмы. Проверка показала, что в одной фирме учредителем был ее отец, а в другой — сын.

Утрата доверия как основание увольнения с государственной гражданской службы

Необходимо отметить, что из смысла ч. 3 ст. 19 и п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе родная сестра отца не состоит со служащим в отношениях близкого родства или свойства. В то же время ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции устанавливает неопределенный круг лиц (в терминологии Закона — третьих лиц), в отношении которых может реализовываться личная заинтересованность гражданского служащего. 6. Методические рекомендации по проведению служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах, утв. Федеральной службой судебных приставов 20.06.2011 N 12-6 [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа ограничен).

Читайте также:  Как получить пособие на погребение

Обратите внимание => Полис омс нового образца серия и номер

Форма приказа об увольнении по утрате доверия

Когда руководителем рассмотрены результаты расследования или другие материалы, подтверждающие виновные действия подчиненного, то следующим шагом будет подготовка приказа об увольнении в соответствии со ст. 84.1 ТК.

Увольнение по утрате доверия ТК РФ описывает в нескольких своих статьях, поэтому каждый такой случай должен быть рассмотрен с соблюдением всех норм закона. А для этого руководителю организации нужна консультация юриста или грамотного работника по кадрам. Ниже приводится одна из статей, регламентирующих расторжение трудовых отношений по недоверию к сотруднику.

Порядок увольнения в связи с утратой доверия.

Статья 193 описывает процедуру увольнения, которая должна проходить таким образом. Сотрудника знакомят (он подтверждает росписью об ознакомлении) с этим приказом в течение трёх дней от момента его написания. Если сложилась ситуация, что работник не согласен подписывать данный приказ, тогда составляется акт с описанием его отказа.

Проблема правового регулирования увольнения гражданского служащего в связи утратой доверия

Подробно данный вопрос урегулирован ст. 59.2 ФЗ № 79, представляющей конкретные причины, которые могут привести к утрате доверия. Например, к ним законодатель отнес: непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. При этом согласно ч. 2 ст.59.2 ФЗ № 79 подлежит увольнению в связи с утратой доверия и сам представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принято мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Ученые данное основание часто относят к списку коррупционных правонарушений, отсюда часто возникает вопрос о том какой вид юридической ответственности в этом случае применяется [4, С. 15]. Так, например, Н. А. Кандрина предлагает рассматривать ответственность гражданских служащих как служебную ответственность, а М. Б. Добробаба полагает, что в сфере гражданской службы существует служебно-дисциплинарная [5, С. 50; 6, С. 49]. Можно поддержать в этом споре В.В. Коробченко и Т.В. Иванкину, которые посчитали подобный подход не вполне удачным, так как он «предполагает смешение различных по своей природе и целевому назначению видов юридической ответственности» [7, С. 34]. Основания прекращения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя содержатся в статье 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1]. В целом они воспроизводят соответствующие нормы ст. 81 Трудового кодекса РФ [2]. Данные основания традиционно можно разделить на две группы в зависимости от вины гражданского служащего. Благодаря принятому Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в 2011 году в ФЗ № 79 было внесено новое основание, которое является причиной увольнения гражданского служащего вследствие его виновных действий [3]. А, именно, это прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей (п. 1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79).

Обратите внимание => Техпаспорт на квартиру где получить в спб

Основание и условия для увольнения

Как правило, когда речь идет из-за утраченного доверия, основанием для этого является пункт 7 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Следует знать, что увольнение работника в связи с утратой доверия допустимо при следующих условиях:

Имеются неопровержимые доказательства того, что сотрудником совершены виновные действия, послужившие поводом для утраты доверия. К подобным действиям может относиться хищение, доказанные факты коррупции, халатное отношение к вверенным работнику материальным ценностям, сокрытие информации о доходах или о наличии судимости за экономические преступления и прочее. Общий перечень деяний содержит Трудовой кодекс РФ (см. п. 7.1 и пункт 7, 81 статья). Увольнение в связи с утратой доверия требуется доказать в ходе служебного расследования. Привлекать при этом сотрудника в рамках административного (уголовного) дела нет необходимости.

Такое основание, как статья «Увольнение в связи с утратой доверия» может быть применена исключительно к сотрудникам лично обслуживающим (выполняющим функции по хранению, транспортировке, приему, выдаче и так далее) материальные ценности, особенно денежные средства. Это условие должно быть закреплено за работником документально, на основании конкретных пунктов трудового контракта (договора), должностных инструкций, договоров о полной (коллективной или индивидуальной) материальной ответственности и прочее. Этот принцип, действующий для случаев увольнения на основании, рассматриваемом в данной статье, пожалуй, нарушается чаще всего. Как пример можно привести увольнение «по седьмому пункту» сотрудников, занимающих в такие должности, как главный бухгалтер, экономист, бухгалтер. Опытные правоведы рекомендуют применять «утрату доверия» по отношению к этой категории работников крайне осторожно, ориентируясь на то, возложены ли на сотрудника обязанности по непосредственному контакту с денежными средствами, функционал кассира или счетовода, например. Отсутствие подобных обязанностей у уволенного «бухгалтерского работника» нередко приводит к тому, что в суде бывший сотрудник легко и быстро восстанавливается у работодателя в своей должности или получает требуемые компенсации.

Если утрата доверия работодателя произошла в результате действий, связанных с выполнением трудовых обязанностей, в связи с утратой доверия будет также рассматриваться, как мера дисциплинарного взыскания. По этой причине расторжения трудовых отношений на этом основании будет неукоснительное соблюдение всех этапов процедуры дисциплинарного взыскания в установленные для этого сроки.


Похожие записи:

Добавить комментарий