Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Структура профессиональной деятельности психолога.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Необходимость психологической помощи человеку, обусловленная ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе и обществе, сегодня признается как специалистами, так и населением вообще. Организация психологической службы стала одним из направлений оптимизации работы, например, учреждений образования. Однако, только стабильные средние предприятия и крупные фирмы могут позволить себе иметь в штате психолога, тем более — психологическую службу. По ряду экономических причин мелкие и средние предприятия и фирмы обращаются к услугам психолога лишь время от времени. Этим обусловлена неразработанность нормативных основ работы психологической службы организации. Часто организации отдельных отраслей разрабатывают свою нормативную систему, основанную на общих принципах, функциях и направлениях работы практического психолога1.
Особенности профессиональной деятельности психолога.
- Опора на положения современной психологической науки и практики, представляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический материал для решения практических проблем.
- Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ориентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого человека.
- Достаточная регламентация деятельности нормативными актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы клиента, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психического здоровья, так и на необходимость качественного решения профессиональных и организационных задач, обеспечения эффективного функционирования психики работника в процессе их выполнения.
- Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования.
- Необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственной профессиональной деятельности) и других организационных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (контроль за соблюдением распорядка рабочего времени, участие в проведении служебных расследований, аттестациях, оценке персонала и т.
д.).
- Коллективный характер организации и проведения психологической работы, необходимость тесного взаимодействия ее субъектов, предполагающие обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с работниками, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальности такой информации.
- Зависимость окончательного результата от согласованности совместных действий психолога и других субъектов психологической работы — руководителей, ОК, СУП.
- Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности психолога, а в ряде случаев — надежных и апробированных методик, позволяющих эффективно осуществлять профессиональные задачи, корректно применять их по отношению к определенным категориям работников, отсутствие профессиограмм многих специальностей.
Основные цели профессиональной деятельности психолога профессиональной организации — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологическое управление объектом.
Психологическая служба организации: основные функции и направления работы
В приложении А представлены нормативные основы деятельности психолога исправительного учреждения.
Как стать профессиональным психологом
Разобравшись, какие бывают специальности в направлении, рано приступать к выбору ВУЗа. Сначала стоит оценить свои сильные и слабые стороны, цели, особенности характера. Люди, которых привлекает только потенциально высокая зарплата психолога, редко добиваются успеха и получают удовольствие от работы
Важно помнить, что основная цель специалиста – помощь людям в решении их проблем
Характеристика человека, способного стать хорошим психологом:
- высокий уровень толерантности к чужим недостаткам, особенностям, причудам;
- умение слушать людей, не осуждая их поступки;
- способность оценивать ситуацию в жизни собеседника, сопереживая, но не зацикливаясь на чужих проблемах;
- стремление постоянно учиться, повышать уровень интеллекта и профессиональный уровень;
- тактичность, терпение, красивая и понятная речь;
- наблюдательность, уверенность в себе, умение спокойно реагировать на нестандартные ситуации;
- приятная внешность, располагающие к себе манеры;
- хорошая память, способность быстро анализировать информацию.
Сколько получают психологи в России
Зарплата выпускника профильного ВУЗа на старте карьеры составляет от 10-12 тыс. в регионах, от 20-25 тыс. в Москве и других крупных городах. Такие показатели характерны для муниципальных учреждений, общественных организаций. Со временем уровень оклада повышается до 30-40 тыс. в регионах, до 50-55 тыс. в Москве и областных центрах. Сколько зарабатывают сотрудники частных клиник зависит от типа их занятости, профессионализма, формы работы. В среднем они получают от 70-80 тыс. рублей. Частная практика в России пока не очень распространена, услуга только набирает популярность. Сколько получает такой психолог напрямую зависит от его деловой хватки, опыта, знаний, навыков.
Статистические исследования доказали пользу работы психологов и потребность современного общества в их услугах. Количество профильных клиник стремительно растет, повышается профессионализм представителей области. ВУЗы готовят сотрудников разного профиля и уровня квалификации. Соискателю профессии достаточно выявить свои сильные и слабые стороны, определить интересующее направление и можно приступать к построению перспективной карьеры.
Психологическая служба организации: основные функции и направления работы
Необходимость
психологической помощи человеку,
обусловленная ростом темпов жизни,
увеличением объема информации,
кризисными явлениями в природе и
обществе, сегодня признается как
специалистами, так и населением вообще.
Организация психологической службы
стала одним из направлений оптимизации
работы, например, учреждений
образования. Однако, только стабильные
средние предприятия и крупные фирмы
могут позволить себе иметь в штате
психолога, тем более — психологическую
службу. По ряду экономических причин
мелкие и средние предприятия и фирмы
обращаются к услугам психолога лишь
время от времени. Этим обусловлена
неразработанность нормативных основ
работы психологической службы организации.
Часто организации отдельных отраслей
разрабатывают свою нормативную
систему, основанную на общих принципах,
функциях и направлениях работы
практического психолога1.
Основные области работы
К отдельным направлениям психотерапии относятся:
- диагностика – исследование особенностей личности клиента с помощью различных методик и тестов;
- консультирование – диалог между психологом и клиентом, направленный на поиск оптимального решения проблемы;
- тренинг – прорабатывание травмирующей ситуации через упражнения, игру.
Специфические запросы сформировали несколько отдельных видов психологического консультирования:
- Семейное – работа с семейными проблемами: отношения супругов, детско-родительские отношения.
- Профессиональное – помощь сотрудникам с адаптацией, урегулирование рабочих конфликтов, подбор персонала, работа с молодыми специалистами, профилактика эмоционального выгорания.
- Спортивное – подготовка спортсменов к участию в соревнованиях: настраивание на победу, повышению уверенности в своих силах.
- Клиническое – работа в тандеме с психиатром. Помощь пациентам, проходящим лечение в реабилитационных центрах: ВИЧ-инфицированным, наркозависимым, тяжелобольным.
- Тюремное – помощь для заключенных по адаптации в социуме после выхода из тюрьмы.
Психолог, специализирующийся на индивидуальных консультациях, совмещает все формы работы, помогая клиенту наладить все аспекты жизни.
Глава 1.1. Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта.
Проблеме изучения особенностей профессиональной деятельности психолога-консультанта и портрету «идеального» психолога посвящено большое количество исследований (Ю.Б. Алешина, 2000; Г.С. Абрамова, 1998; Р. Кочюнас, 1999; Р. Мэй, 2001; Р.С. Немов, 2000; К. Роджерс, 1994; Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; Е.Э. Смирнова, 1977). Отмечается, что необходимо определить личностные особенности специалиста, которые обеспечивают успешность его профессиональной деятельности (Е.Э. Смирнова, 1977). Необходимость обсуждения этого вопроса связана, прежде всего, на мой взгляд, с тем, что работа психолога-консультанта очень специфична своим предметом – индивидуальностью человека. Р.Кочюнас говорит, что личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как «важнейшее целительное средство» в процессе консультирования. «По существу основная техника психологического консультирования – это «я – как – инструмент» (23, c.25). Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога-консультанта, например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете, проблемы подготовки психологов-консультантов.
Важной особенностью психологического моделирования личности является учет основных факторов, оказывающих формирующее влияние на коммуникативную компетентность личности психолога – характер деятельности, система отношений с другими людьми и прочее. Модель «перспективного» специалиста строится на основе экспертных оценок (Г.Е. Леевик, 1982).
При построении модели специалиста метод моделирования широко использовался в социологии. Е.Э. Смирнова модель специалиста раскрывает обобщенно «в виде…образца специалиста, которого высшая школа должна выпустить из своих стен».
Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?
Хотя исследований в этой области много, однако, единого ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет.
Определение критериев оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта позволяет представить желательные коммуникативные качества профессионала для эффективного осуществления стоящих перед ним практических задач.
Г.С. Абрамова считает, что «эмпирически очевидные показатели, которые служат для проверки валидности теста, обозначаются термином критерий.» (1, с.34). Критерием чаще всего бывает проявление изучаемой характеристики в повседневной жизни. Другими словами, критерий – это очевидный показатель тех характеристик личности, определяемый независимо от предъявления теста.
Известны такие исследования, в которых осуществляется изучение связи и влияние определенного качества (коммуникативная компетентность) на эффективность деятельности профессионала, что дает возможность, учитывая результаты исследования, расценивать составляющие изучаемого качества как желательные или нежелательные для психолога-консультанта, т.е. способствующие или препятствующие оптимальному уровню функционирования коммуникативной компетентности у специалиста, и таким образом входящие или не входящие в модель коммуникативной компетентности эффективного профессионала.
Дадим определение «продуктивной деятельности» – «это специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.» (30, с. 76). Это деятельность, которая приносит ощутимый желаемый результат, имеет конечной своей целью создание какого-либо продукта, например, в качестве продукта может выступать приобретенное умение активно слушать. Более подробное освещение проблемы изучения личности профессионала, его коммуникативных способностей, позволит нам подойти к выявлению критериев оценки данных способностей, которые определяются на материале научных источников.
Несомненно, что коммуникативная компетентность психолога-консультанта находится в прямой зависимости то личностных качеств специалиста, личность психолога оказывает влияние на выбор стиля и способов воздействия.
Качества, необходимые психологу-консультанту, условно можно разделить на 3 сферы:
1. Коммуникативная сфера.
2. Эмоционально-волевая сфера.
3. Познавательная сфера.
Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы.
1. Коммуникативная сфера.
Эта сфера, по моему мнению, является основной, т.к. психологу-консультанту постоянно приходится иметь коммуникативные связи с другими людьми (клиентами) и умение устанавливать раппорт и поддерживать контакт является необходимым для подобного специалиста.
Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, ориентация на совместную деятельность. Известно, что общительность обеспечивает успех в профессиях, главной особенностью которых является межличностный контакт. Однако в исследовании М.Р. Битяновой (1991), также, как и исследовании Е.И.Рогова (1995), указывается на нежелательность аффектотимии (высокие показатели по фактору общительность), т.к. личность с высокими оценками по данному фактору подвержена аффективным переживаниям, характеризуется сильными колебаниями настроения в течение дня. Излишнюю общительность Е.И. Рогов относит к деформированности личности, вызванной спецификой профессиональной деятельности (1995). Вышеперечисленные факты относятся к профессии педагога, учитывая смежность с профессией психолога, и были приведены эти данные, однако важно помнить о специфике работы психолога.
Следующее важное качество – способность к эмпатии. «Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через чувствование и отождествление с ним; сочувствие – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний по поводу чувств другого, способность понимать аффективные ориентации; когнитивную эмпатию, бизирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и анализ); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого; эмпатия как социальный инсайт, субъект как бы реконструирует внутренний мир другого человека; эмпатия может рассматриваться как эмоциональное состояние, возникающее при виде переживаний другого; эмпатия рассматривается (школа психоанализа) как свойство врача при взаимодействии с больным, как рефлексивная эмпатия, как способность понять человека при деформации его защитных механизмов и т.д.» (55).
Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми – это невербальные коммуникации.
Круг обязанностей специалиста
Спортивный психолог принимает непосредственное участие в психологической подготовке спортсменов к соревнованиям. Его основная задача – создание максимально благоприятных условий для раскрытия возможностей каждого из членов команды.
Спортивный психолог занимается:
- профессиональной ориентацией спортсменов;
- оценкой уровня психологической подготовки спортсменов к состязаниям;
- психологическим отбором спортсменов – участников выступлений;
- разработкой индивидуальных развивающих планов;
- выработкой полезных установок и личностных качеств;
- диагностированием психологического и эмоционального настроя членов спортивной группы;
- индивидуальным консультированием и проведением групповых психологических тренингов;
- подготовкой спортсменов к выступлениям и состязаниям;
- терапией психотравм;
- улаживанием внутрикомандных конфликтов;
- психологической реабилитацией.
Круг обязанностей специалиста
Коррекционный психолог работает с детьми, их родителями и близким окружением. Специалист диагностирует состояние психики ребенка, корректирует выявленные отклонения, разъясняет родителям причины нарушений и дает рекомендации по устранению проблемы.
Специальный психолог занимается:
- индивидуальным и групповым консультированием;
- диагностикой психологического состояния детей с особенностями развития и ограниченными возможностями;
- определением видов отклонений;
- разработкой реабилитационных планов;
- выбором воспитательных и обучающих методик;
- социальной адаптацией детей и подростков;
- профилактикой поведенческих нарушений;
- консультированием ближайших родственников ребенка;
- разрешением конфликтов;
- контролем результативности обучения.
Круг обязанностей специалиста
В отличие от психиатра, психотерапевт-консультант не пользуется в своей практике медикаментозными средствами. Задача этого специалиста: профилактика, диагностирование и терапия психологических проблем пациентов.
Психотерапевт занимается:
- приемом клиентов;
- оценкой психоэмоционального состояния;
- сбором анамнеза;
- диагностикой;
- выявлением психологических проблем;
- разработкой схемы терапии;
- индивидуальной и групповой психотерапией.
Какие качества нужны для работы психологом
Любовь к людям и желание им помогать. В работе психолога нет места профессиональному цинизму.
Умение слушать. Это гораздо важнее, чем умение говорить.
Открытость. Вы должны уметь расположить человека к себе, установить с ним контакт, а во время консультации принимать всё, что он говорит — без критики и с готовностью помочь.
Эмпатия. Нужно уметь сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого человека и понимать, что с ним происходит. При этом важно сохранять способность смотреть на проблему со стороны. Слишком глубоко погружаться в проблему клиента не стоит. Это, во-первых, непрофессионально, а во-вторых, приводит к быстрому выгоранию.
Особенности профессиональной деятельности военного психолога
Сильную значимость в профессиональной деятельности психолога-практика имеет его социальный интеллект. Это подтверждается соответствующими исследованиями, особенно на примере военных психологов. Считается, что в других областях практической психологии это также проявляется. Структура социального интеллекта специалиста-психолога имеет трехкомпонентный состав, она состоит из когнитивного, эмоционального и коммуникативно-организационного компонентов. Более наглядное представление о структуре социального интеллекта специалиста психолога можно получить из таблицы 2.
Таблица 2. Структура социального интеллекта военного психолога
Компонент |
Состав компонента |
Показатели |
Когнитивный компонент |
Социальные знания |
Знание особых правил поведения |
Социальная память |
Хорошая память на лица и на имена |
|
Социальное мышление |
Определение актуальных чувств |
|
Определение актуального настроения |
||
Рефлексия поступков иных индивидов |
||
Социальное прогнозирование |
Формулировка планов своих действий |
|
Рефлексия своего развития |
||
Социальная перцепция |
Способность слушать собеседника |
|
Умение понимать язык жестов |
||
Эмоциональный компонент |
Социальная чувствительность |
Эмоциональная выразительность |
Эмпатичность |
||
Способность к саморегуляции |
Самоконтроль |
|
Эмоциональная устойчивость |
||
Коммуникативно-организационный компонент |
Социальная адаптивность |
Способность объяснять и убеждать иных индивидов |
Открытость в отношениях с окружающими индивидами |
||
Социальное взаимодействие |
Умение и готовность работать совместно с кем-то |
|
Умение взаимодействовать коллективно |
Где пройти обучение по специальности педагог-психолог
Для освоения профессии вы можете поступить в вуз или колледж по направлению «Педагогическая психология». Обучение займет несколько лет. Можно записаться на курсы переподготовки и получить ту же профессию за несколько месяцев.
В Институте прикладной психологии курсы по подготовке психологов доступны дистанционно*. На обучении вы получите:
- возможность работать в государственных и частных организациях из сферы образования;
- понимание того, как устроена психика человека, и как можно влиять на ее работу;
- информацию об особенностях психологического развития и становлении личности;
- знание основ педагогики и общей психологии;
- право работать с людьми разных возрастов;
- инструменты для психологической диагностики, профилактики и коррекции.
Психолог – профессия, предполагающая высокие коммуникативные способности у человека, посвятившего ей жизнь.
Специализации психологов в разных сферах деятельности и отраслях обязывают их уметь общаться со знанием специфики и терминологии различных профессиональных сообществ, возрастов, этносов и культуры.
Выучиться на психолога – значит, не только освоить общую теорию, но и разбираться в таких областях, как:
- Математические методы исследования.
- Прикладная психолингвистика.
- Массовые коммуникации.
- История педагогической мысли.
- Вопросы творчества и изобретательства.
- Регуляция социального поведения.
- Эволюция личности.
- Общие знания психиатрии и психотерапии.
- Этика и эстетика.
- Религия и науки об этносах.