Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производственные операции АЗС: прием, хранение и отпуск нефтепродуктов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чаще всего нефтепродукты на АЗС хранятся в двустенных стальных резервуарах, соответствующих нормативным требованиям, или фасованными в тару. Порядок хранения продуктов в емкостях должен быть организован так, чтобы их загрязнение или смешивание были исключены, потери сведены к минимуму, а качество полностью сохранено. В емкостях с бензином не должно быть подтоварной воды более установленного уровня, который обеспечивается конструкцией устройства для дренажа жидкости. Емкости могут заполняться нефтепродуктом не более чем на 95 % от их объема.
Согласно авансовым отчетам организация компенсировала сотрудникам расходы на приобретение бензина марок АИ-92 и АИ-95. В обоснование учета расходов в целях исчисления налога на прибыль и принятия НДС к вычету общество представило чеки АЗС.
Проверяющие доначислили оба налога в связи с тем, что в проверяемом периоде налогоплательщик не являлся собственником транспортных средств, которые используют бензин (на балансе числились только автомобили, работающие на дизтопливе).
Кроме того, в ходе проверки было установлено, что весь приобретенный бензин списывался в затраты единовременно, без учета норм списания и без составления соответствующих документов (путевых листов, актов учета расхода ГСМ и др.).
Организация утверждала: бензин использовался двумя единицами личного транспорта работников, который эксплуатировался в производственных целях. В подтверждение своей позиции общество непосредственно в суд представило договоры безвозмездного пользования двумя автомобилями (Газель и Шевроле Нива), заключенные со своими сотрудниками.
Арбитры обратили внимание: эти договоры не были представлены инспекторам во время проверки. Кроме того, у налогоплательщика отсутствуют путевые листы, то есть не доказано, что транспортные средства использовались только при осуществлении предпринимательской деятельности общества.
Судьи указали: путевой лист является одним из документов, подтверждающих обоснованность расходов на приобретение ГСМ. Он в совокупности с учетными документами, такими как акты (ведомости) на выдачу и на списание ГСМ, сводные ведомости расхода горючего, является основанием для оценки возможности отнесения стоимости ГСМ в состав затрат, связанных с осуществлением производственной деятельности. При отсутствии вышеперечисленных документов не представляется возможным установить связь заявленных налогоплательщиком расходов на приобретение бензина с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению налогом на прибыль и НДС.
Учет топливных карт и расхода ГСМ
Рассмотрим частые ошибки, которые допускает бухгалтер:
- Учет выдачи карты сотруднику на счете 71.
- ТК не отражены на забалансовом счете, так как они выданы безвозмездно.
Если ТК выдаются бесплатно, отразить их нужно на забалансовом счете 006 по условной стоимости. То есть стоимость одной карты составит рубль.
НДС, предъявленный поставщиком по счету-фактуре при приобретении топливных карт, подлежит вычету у покупателя при наличии первичных документов и после принятия карт на учет при условии, что они будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Для обоснования вычета по топливной карте и ГСМ необходимо наличие следующих документов:
- договор с поставщиком;
- счет-фактура.
Налог на прибыль
Стоимость проездных билетов, приобретаемых для работников с разъездным характером работы, может быть учтена в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Списание ГСМ осуществляется по путевым листам и списывается в расходы НУ после проведения путевого листа, а не предоставления поставщиком услуг Отчета и накладной по оказанным услугам за месяц.
Необходимые документы для списания ГСМ в расходы НУ:
- путевой лист;
- чек;
- акт приема-передачи услуг;
- реестр операций по картам от поставщика.
Экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов (ГСМ)
Топливная карта – новый способ заправки транспорта без постоянной оплаты топлива. Удобство карт заключается в следующем:
- Сведения о расходовании бензина хранится на чипе карты в электронной форме;
- Просмотреть данные об остатке и времени заправки горючего можно в любое время;
- Карта может оформляться как физическими, так и юридическими лицами;
- Повышается скорость обслуживания на заправочной станции;
- При оформлении большего лимита действуют скидки;
- Отсутствие нужды в отчете по чекам за топливо перед начальством;
- Упрощение бухгалтерского учета (все данные имеются в личном кабинете владельца карты).
Недостатком приобретения топливной карты является установление заправочными станциями определенного расписания для возможности оплаты топлива картами.
Топливная микропроцессорная карта (смарт-карта) автозаправочной станции или топливной компании – это современное техническое средство учета отпуска ГСМ. По сути это не платежное средство, а инструмент строгой отчетности, дающее право владельцу на получение некоторого количества топлива.
Виды карт:
- лимитированные (на топливную карту вносится какое-то количество бензина, а на определенный период устанавливается предел его расходования);
- нелимитированные (на топливную карту вносится некоторое количество литров топлива, которое впоследствии выдается владельцу карты в неограниченном литраже в пределах объема, имеющегося на карте).
Также карты бывают: (нажмите для раскрытия)
- литровые (когда покупается определенное количество литров топлива, и оно выдается вне зависимости от рыночной стоимости ГСМ на день заправки);
- денежные (пополняется баланс карты, и топливо отпускается по цене, актуальной на день покупки, в пределах суммы средств на карте).
Этапы оформления карты:
- Зарегистрировать электронный кошелек в нефтяной компании.
- Создать личный кабинет.
- Определиться с параметрами договора:
- установить лимит на количество топлива;
- закрепить карту за конкретным автомобилем (по номеру авто – так в случае воровства карты мошенник не сможет ею воспользоваться);
- выбрать марку бензина.
- Пополнить счет (банковский перевод, оплата на расчетный счет).
Система оплаты пластиковой топливной картой является наиболее удобной и выгодной формой расчетов за топливо. Организация заключает договор с поставщиком ГСМ на приобретение бензина с применением топливной карты, на которой хранится информация об установленных лимитах на количество и ассортимент нефтепродуктов и сопутствующих услуг, а также об объеме денежных средств, в пределах которого можно получить нефтепродукты и сопутствующие услуги.
Оприходование стоимости топливной карты (если она есть, так как в большинстве случаев карту используют бесплатно при условии ее возвращения) можно оформить как поступление — «Поступление (акты, накладные)» — создать поступление «Услуги (акт)»).
Сама карта (без стоимости топлива) относится к материально-производственным расходам и оцениваются по фактической стоимости. Затраты на приобретение карт пойдут на расходы по обычным видам деятельности.
НАС РЕКОМЕНДУЮТ СУДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оператор АЗС – должность очень ответственная. Знать и уметь он должен многое. Потому как от его действий зависит не только качество обслуживание клиентов, но и их жизнь, в случае не соблюдения установленных своих обязанностей.
В своей работе операторы АЗС, помимо должностной инструкции, руководствуются рядом инструкций по работе с аппаратурой отпуска нефтепродуктов. Инструкции указывают, как реализовывать топливо в зависимости от способа оплаты за него. Расфасованные нефтепродукты, автозапчасти оператор записывает в книгу по учету движения расфасованных нефтепродуктов, запасных частей к автомобилям.
Операторы расписываются в специальном журнале за технику безопасности и за охрану труда. При передаче смены коллеге, отражают это в книге приема и сдачи дежурств.
Поступление нефтепродуктов, учет ремонта оборудования, расход электроэнергии, заявки на завоз топлива, учет оборудования, инвентаря и имущества отражаются в соответствующих журналах. Поверки средств измерения отражены в графике, а оснащенность автозаправочной станции средствами измерения перечислена в табеле.
Посещения и осмотр АЗС контролирующими органами в специальном журнале.
Кроме всего названного у оператора должна быть под рукой информация о плане и порядке действия при возникновении ЧП.
Бухгалтерский учет ГСМ по топливным картам
Определение топливной карты мы уже давали в одном из предыдущих пунктов. Рассмотрим какие бывают их виды.
Их различают по наличию ограничений:
Лимитированные | Установлено определенное количество средств, которые необходимо использовать за определенный период |
Не лимитированные | Пользование средствами, внесенными на карту.Не ограничено их величиной и временем применения |
Топливные карты для юридических лиц
Топливная карта (ТК) позволяет держателю приобретать ГСМ без использования наличных средств и банковской карты.
Покупателем топлива при этом выступает ИП или организация, заключившие договор поставки и пополнившие свой лицевой счет. В большинстве случаев сотрудничество предполагает предоплату: если на лицевом счете не остается средств, топливные карты могут быть заблокированы поставщиком.
Держателем ТК выступает работник покупателя, который обязан отчитываться за каждую заправку по путевому листу.
Топливные карты для юридических лиц и ИП позволяют:
- усилить контроль за использованием водителями топлива;
- сократить оборот средств, выдаваемых под отчет;
- большинство поставщиков применяют общую систему налогообложения, поэтому топливные карты дают еще и вычет по входящему НДС.
Договор поставки ГСМ в таком случае включает условия о цене топлива. Возможные варианты:
- цена устанавливается на уровне розничной (т.е. цена стелы на АЗС);
- цена стелы увеличивается на процент за обслуживание карт;
- цена фиксируется на срок действия договора;
- от цены стелы дается скидка (например, при покупке более 10 000 л топлива в месяц).
Правовая база, на которую опирается экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов (ГСМ)
Статья 167 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает меру наказания за преднамеренное уничтожение или порчу имущества, в том числе посредством взрыва, поджога или другого способа, опасного для большого количества людей, могущих оказаться в зоне поражения.
Статья 222 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает меру наказания за любые противозаконные манипуляции с оружием, его составляющими и боеприпасами – ношение, сбыт, приобретение, перевозку, хранение или передачу. То же самое – в отношении взрывных устройств или взрывчатых веществ. Пункт 4 запрещает те же действия и в отношении газового оружия, а также холодного оружия, в том числе метательного.
Статья 223 Уголовного кодекса Российской Федерации запрещает незаконное производство (промышленным или кустарным способом), модификацию или ремонт огнестрельного оружия и его составляющих. Кроме того, законом запрещается изготовление взрывных устройств, взрывчатых веществ и боеприпасов. Пункт 4 этой же статьи УК РФ предписывает меру наказания за противозаконное производство газового, метательного или холодного оружия.
Договор будет считаться исполненным, когда весь объем топлива будет поставлен продавцом и оплачен заказчиком и все документы сдачи-приемки подписаны обеими сторонами. Информацию об исполнении и об оплате в обязательном порядке необходимо разместить в ЕИС.
Учет топлива у организации-заказчика ведется на основании топливных карт, в которых отражается объем приобретенного топлива в литрах. Карточка выдается ответственному сотруднику. Поставщик должен ежемесячно предоставлять заказчику счет-фактуру по произведенному расходу и прикладывать отчет о потреблении.
Контракт закрывается на основании следующих документов:
- отчетов держателя топливной карты (прикладываются чеки и путевые листы);
- отчетов о потреблении от поставщика;
- товарных накладных на отпуск топлива.
Также актом приемки и внутренней экспертизы могут являться чеки от поставщика.
Водителя бензовоза Дмитрия Граховского встречаем за стойкой оператора. Он отдает накладные на бумажном носителе, которые дублируют электронные. Оператор сверяет: все точно, как в аптеке. Далее возвращаемся к бензовозу. Он может стоять только там, где стоит, – на специальной площадке. Где-то там и резервуары.
Первым делом оператор (кстати, он должен быть в спецодежде определенного образца и даже иметь каску) проверяет, поставил ли водитель под колеса противооткатные упоры. Есть. Второе правило – пломба на ящике. В порядке. Ящик, за дверцей которого находятся большущие краны, открывается, и начинает действовать третье правило – заземление. Проще говоря, проволока цепляется за металлическую часть крана и соединяется со специальным столбиком на площадке. Это одна из необходимых мер предосторожности.
Производственные операции на АЗС по выдаче нефтепродукта
Выдача и учет нефтепродуктов реализуется через ТРК или продажей фасованной продукции, образцы которой с ценами выставляют на специальных витринах.
Во время заправки автотранспорта необходимо соблюдать следующие условия:
- ТС, ожидающие заправку, должны располагаться так, чтобы в случае необходимости их можно было быстро эвакуировать с площади станции;
- расстояние между автомобилями в очереди – не менее 1 м;
- заправляться вне очереди могут ТС спецназначения – пожарная охрана, полиция, скорая помощь, аварийная служба газового хозяйства;
- двигатель автотранспорта во время заправки должен быть выключен, выключение и включение двигателя осуществляется на расстоянии не менее 15 м от колонки;
- аварийно или случайно пролитые нефтепродукты необходимо удалить в специальные емкости.
Контроль качества продукции, уровня пожарной и экологической безопасности на территории станции упрощает автоматизация этих процессов. Автоматические системы позволяют измерять уровень продукта в резервуаре, его температуру, плотность, давление, определять наличие и количество подтоварной воды.
1. Является ли представленный на исследование объект стеклом? Если да, то к какому виду, типу стекла он относится?
2 Является ли представленный на исследование объект осколком фарного рассеивателя? Если да, то на каком транспортном средстве этот рассеиватель мог быть установлен?
3. Имеют ли осколки стекла, обнаруженные на месте происшествия и изъятые с транспортного средства (одежды подозреваемого), единый источник происхождения?
4. Имеются ли на поверхности стекла наслоения (наложения) инородных веществ? Если да, то каковы их природа, возможный источник происхождения?
При изъятии образцов для сравнения нельзя очищать их поверхность. Образцы, имеющие предположительно различный источник происхождения, должны упаковываться раздельно. Осколки должны быть упакованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность наслоений и не- поврежденность поверхности.
Независимая экспертиза нефтепродуктов – как обеспечить достоверность?
Использование современного оборудования для анализа нефтепродуктов, большой опыт профессиональных экспертов и работа строго в рамках правого поля дают 100% гарантию качества и объективности выполненной экспертизы. По результатам исследований заполняется бланк государственного образца, который имеет юридическую силу на всей территории России.
В каких случаях нужна независимая экспертиза нефтепродуктов? Есть целый ряд дел и ситуаций, в процессе судебного рассмотрения которых может понадобиться проведение такой экспертизы.
Вот некоторые из них: Серьезная поломка двигателя или других узлов из-за некачественного топлива и ГСМ. Пример из реальной жизни. Владельцу дорогого автомобиля через пару сотен километров после заправки машины пришлось обратиться в сервисный центр. Значительные проблемы, выявленные в работе двигателя, по мнению сервисных мастеров, оказались обусловленными некачественным топливом.
Приобретение ГСМ с помощью государственных закупок
В соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ , регламентирующим закупки бюджетных организаций, необходимо проведение конкурса на выбор поставщика. Решение о применении данного способа приобретения ГСМ принимает организация — главный распорядитель. Подведомственными ей учреждениями предоставляются заявки, согласно которым определяется общая потребность в ГСМ на определенный период. Далее главный распорядитель на основании Федерального закона N 94-ФЗ определяет, каким путем заключать договор: проведения открытого конкурса либо запроса котировок.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
По результатам выявляется победитель, с которым и заключается договор. При его заключении необходимо предусмотреть способы поставки. Они могут быть такие, как:
- поступление ГСМ на склад главного распорядителя;
- поступление ГСМ непосредственно на склад подведомственных учреждений.
При отправке ГСМ подведомственным организациям распорядитель составляет извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах, кроме него, он отправляет копию счета на поставляемые материальные ценности и товарную накладную. Первичные документы (счет, товарная накладная) приходят вместе с ГСМ. После его поступления второй экземпляр извещения с отметками о получении ГСМ отправляется вышестоящей организации-заказчику, которая, в свою очередь, получив подтверждение о том, что ГСМ отгружены, производит их оплату по счету (счету-фактуре), выставленному поставщиком.
Операции по централизованному снабжению в бухгалтерском учете регламентируются не только Инструкцией N 25н, но и разъяснениями, изложенными в Письме Минфина России от 29.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-397 «Об отражении в бюджетном учете операций по централизованным поставкам».
Рассмотрим операции по централизованному снабжению на примере.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов
Нормы расхода топлива предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др. (независимо от форм собственности), эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ. В настоящее время действуют Нормы, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Также учреждения вправе самостоятельно утверждать нормы списания ГСМ. Как правило, они действуют в отношении тех транспортных средств, для которых законодательно они не установлены. При этом они должны быть разумны и аргументированы. Доводом в пользу собственных норм может стать акт замера расхода топлива. Он показывает фактическое потребление бензина. Вдобавок повышенный расход или километраж любой шофер объяснит массой причин: необходимостью объездов, пробками, особенностями двигателя и т.п.