Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная регистрация права и передача недвижимости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данная особенность касательно передачи права собственности актуальна только для сделок, по которым регистрация в ЕГРН является обязательной. Это сделки с недвижимостью, включая земельные участки, частные дома, квартиры в многоквартирных зданиях, коммерческую и промышленную недвижимость, а также доли в соответствующих объектах недвижимости.
От сделки до ее регистрации
Общий порядок перехода прав выглядит следующим образом:
- Оформляется договор купли-продажи, предусматривающий соответствующую передачу права собственности. Обратите внимание: по законодательству многие сделки могут быть оформлены в простой письменной форме, что как раз и создает сложности при регистрации.
- После оформления договора документы передаются в Росреестр—орган, вносящий информацию в ЕГРН. Для проведения регистрации необходимо предоставить полный пакет документов, позволяющий проверить законность заключения сделки.
- Спустя установленное время данные вносятся в реестр. С того момента, как была проведена регистрация, и изменяется право собственности. А именно: право собственности продавца прекращается, а покупателя – начинается.
Соответственно, во всех вопросах, связанных с налогообложением, и прочих ситуациях, когда возникновение права собственности необходимо отсчитать с точностью до одного дня, точкой отсчета будет дата внесения информации в ЕГРН. Проверить это очень просто: если вы запросите выписку из реестра, в нем будет указана именно дата регистрации, а не дата заключения сделки.
Правовой статус объекта если в регистрации права отказано?
Если гражданин подает документы самостоятельно, и пакет проходит правовую экспертизу, вполне вероятным является отказ в регистрации. В этом случае правовой статус объекта изменяется следующим образом:
- Сразу после подписания документов объект недвижимости блокируется, им не может распоряжаться ни одна из сторон.
- В момент отказа стороны должны принять решение о дальнейших действиях. Все зависит от причин отказа и возможности их устранить. Если причиной является несоответствие договора российскому законодательству, документ можно считать ничтожным, а поэтому права на объект вновь находятся у продавца.
- При повторной попытке «переходный» статус вновь устанавливается с момента подписания нового договора.
Как составить договор купли-продажи
ДКП — важная вещь, особенно когда речь идет о многомиллионной сделке. Если вы не уверены в правильности оформления договора купли-продажи, проконсультируйтесь с юристом. При совершении сделки в Сбербанке вы можете получить профессиональную помощь при оформлении ДКП. Для этого обратитесь к сотруднику ипотечного центра СберБанка.
Если вы решили оформить договор самостоятельно или просто хотите лучше разбираться в вопросе, обратите внимание на следующее — в ДКП необходимо прописать стороны, объект покупки, стоимость и порядок оплаты, условия по передаче.
✓
Стороны. То есть все владельцы и покупатели недвижимости, которая продается.
✓
Предмет договора. Опишите его максимально подробно. Укажите адрес объекта недвижимости, тип (квартира, земельный участок, дом с земельным участком), размер (общая площадь квартиры, площадь земельного участка), кадастровый номер.
✓
Цена. В договоре обязательно нужно указать стоимость объекта. Стоимость должна быть указана в российских рублях.
✓
Источники средств. То есть деньги покупателя. Средства могу быть собственные или с привлечением ипотеки.
✓
Порядок оплаты. Вносится ли аванс или задаток до подписания договора, как и в какой срок передаются денежные средства: наличным способом, с использованием ячейки, безналичным переводом, с помощью сервиса безопасных расчетов Сбербанка.
Отражение ст. 556 ГК РФ в определениях ВС РФ
В судебных определениях ВС РФ ст. 556 ГК РФ практически никогда не являлась основной. Она упоминается в связке с другими, которые относятся к существу рассматриваемых дел. Одним из примеров, раскрывающих сущность акта приёмки, является определение по делу №5-КГ 14-24, которое рассматривалось 13 мая 2014 года. Интересующая нас статья была упомянута в нём в силу того, что коллегия сочла необходимым подчеркнуть её отношение только к сделкам купли-продажи, а данное дело касалось дарения.
Не играет ключевой роли статья и в том случае, если акт не составлялся.
Так, в определении по делу № 18-КГ14-50 от 3 июня 2014 года, коллегия ВС РФ отметила, что Президиум Краснодарского краевого суда неправильно истолковал сущность ст. 556 ГК РФ. Отсутствие акта приёмки не говорит о том, что правовые последствия от подписания договора купли-продажи и государственной регистрации сделки не наступили. В соответствии с п. 2 ст. 558 ГК РФ, если какие-то сделки требуют государственной регистрации, то сделка считается заключённой с этого момента.
Отсюда можно сделать вывод о том, что акт приёмки является вспомогательным документом, но для того, чтобы это доказать, некоторым лицам иногда приходится проходить длинную цепочку судебных разбирательств и доводить дело до ВС РФ.
Право собственности во взаимоотношениях с зарубежными контрагентами
Для начала необходимо понять, чье законодательство будет влиять на установление прав собственности. Ситуации могут возникать разные.
Пример № 1. В контракте прописаны законы, на которые ссылаются стороны для установления правомочности на продукцию. Если это законодательство РФ, то сделка совершается как взаимоотношения с российским поставщиком. Если в приоритете законодательство зарубежного контрагента, то к нему можно обратиться за помощью.
Пример № 2. Контрактом не оговорено, законы какого государства влияют на установление прав на товар для нового владельца. Право собственности устанавливается в общем порядке:
- если предметом внешнеторгового контракта являются материально-производственные запасы, находящиеся в этот отрезок времени в дороге, то действует законодательство государства, из которого груз выехал;
- если предмет контракта – прочие МПЗ, то силу имеет законодательство государства, где партия находилась на момент заключения сделки.
Поставка товаров для государственных нужд
Выделение поставки товаров для государственных нужд (§ 4 гл. 30 ГК) в отдельный вид купли-продажи преследует цель установление специального правового режима, учитывающего участие в этих отношениях такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство — Российская Федерация и ее субъекты (ст. 124 ГК). Сфера применения поставок товаров для государственных нужд определяется понятием таких нужд. В ГК не упоминаются муниципальные нужды, однако заказы для удовлетворения таких нужд существуют, что нашло отражение, в частности, в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов). Кроме того, согласно ст. 3 этого Закона среди государственных нужд необходимо различать федеральные нужды и нужды субъектов РФ.
Понятие «государственные и муниципальные нужды» характеризуется следующими признаками. Во-первых, сущность нужд, т.е. потребности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований в товарах, работах, услугах. Во-вторых, источник их покрытия — средства соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования. В-третьих, преследуемые цели. Ими могут быть: осуществление функций органа публичной власти, реализация целевых программ, решение вопросов местного значения (муниципальные нужды); исполнение международных обязательств (только федеральные нужды).
Источники правового регулирования. Отношения, связанные с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства, принято регулировать специальными актами гражданского законодательства. Специфика правового регулирования поставок для государственных нужд состоит в установлении специальных правил, направленных на стимулирование принятия заказа государства и обеспечение государственного влияния на исполнение таких договоров. Переход к рыночным методам регулирования экономики вызвал необходимость разработки ряда специальных законодательных актов в этой области.
Отношения по поставке товаров для государственных нужд регулируются: положениями § 4 гл. 30 ГК, посвященными этому договору и субсидиарно нормами о договоре поставки (§ 3 гл. 30 ГК); общими положениями о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК). Изданы специальные федеральные законы о поставках товаров для госнужд: Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве»; Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе». Особое значение имеет Закон о размещении заказов. С момента вступления его в силу (с 1 января 2006 г.) иные федеральные законы в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд применяются в части, не противоречащей этому Закону.
Основания поставок товаров для государственных нужд. Поставка товаров для государственных нужд осуществляет на основании государственного контракта на поставку товаров для госнужд, а также договоров поставки товаров для госнужд, заключаемых между организациями — исполнителями заказа и потребителями товаров (п. 1 ст. 525 ГК). Таким образом, структура договорных связей в этой области может быть простой или сложной. В первом случае в соответствии с условиями госконтракта поставщик поставляет товары непосредственно госзаказчику либо указанным им получателям. При этом поставщик не заключает каких-либо договоров поставки товаров с получателями. Во втором случае госконтрактом предусматривается прикрепление поставщика к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных нужд.
Государственный контракт. По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК). Закон о размещении заказов содержит более общее определение государственного и муниципального контракта: это договор, заключенный заказчиком от имени РФ, ее субъекта или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 9).
В качестве государственных и муниципальных заказчиков могут выступать (ст. 4 названного Закона): органы государственной власти РФ или ее субъектов и органы местного самоуправления, а также уполномоченные ими на размещение заказов получатели бюджетных средств (при размещении заказов за счет бюджетных средств). Госконтракт заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для госнужд — государственного заказа. Исходя из способов размещения госзаказов, перечисленных в ст. 10 Закона о размещении заказов, поставщиками-исполнителями могут быть: 1) победители торгов (конкурса или аукциона); 2) победители по результатам запроса котировок; 3) единственные поставщики (субъекты естественных монополий, учреждения уголовно-исполнительной системы, органы исполнительной власти и т.п.), принявшие предложение госзаказчика; 4) лица, заключившие контракт по результатам биржевых торгов.
В предусмотренных законом случаях заключение государственного контракта будет являться для поставщика обязательным при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (за исключением казенного предприятия) в связи с выполнением госконтракта. Государственный заказчик обязан заключить госконтракт с лицом, победившим на конкурсе или принявшим заказ к исполнению (ст. 527 ГК). Проект государственного контракта разрабатывается госзаказчиком и направляется поставщику, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Сторона, получившая проект госконтракта, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне, либо при наличии разногласий составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным госконтрактом другой стороне, или уведомляет ее об отказе от заключения госконтракта.
Выполнить любую из перечисленных обязанностей сторона должна в течение 30 дней. Сторона, получившая госконтракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию и известить другую сторону о принятии госконтракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также по истечении 30-дневного срока неурегулированные разногласия по госконтракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в течение 30 дней на рассмотрение суда. Если сторона, для которой заключение госконтракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить государственный контракт (ст. 528 ГК).
Государственные и муниципальные контракты, заключенные по итогам размещения заказов, учитываются в соответствующих реестрах контрактов, ведение которых обеспечивают уполномоченные государственные органы исполнительной власти и орган местного самоуправления (ст. 18 Закона о размещении заказов).
Договор продажи предприятия
По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам (п. 1 ст. 559 ГК). Видообразующим признаком, позволяющим выделять договор продажи предприятия в отдельный вид договора купли-продажи, является специфика предмета договора — продаваемое предприятие как единый имущественный комплекс. Продажа предприятия предполагает передачу покупателю не только зданий и оборудования, но и привязанных к материальной основе производства прав и обязанностей продавца. Сложность возникающих при этом отношений требует специального регулирования.
Предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукция, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права (ст. 132 ГК).
Но, кроме того, предприятие — это живое, приносящее прибыль предпринимательское дело, которое включает клиентуру, репутацию, коммерческие, технологические секреты, рынки сбыта и т.п. Вероятность того, что клиентура останется за продаваемым предприятием обозначается с помощью правовых категорий деловой репутации и является особым нематериальным элементом предприятия, который может быть отчужден только при продаже предприятия в целом.
Таким образом, хотя предприятие признается недвижимостью, в нем юридически взаимосвязаны в предпринимательских целях разнородные элементы: имущество, рабочая сила, нематериальные ценности, которые в отдельности обладают своим собственным правовым режимом.
Предметом договора продажи предприятия является предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам. Поэтому в состав предприятия как предмета продажи не включаются права, полученные продавцом на основании лицензии на занятие соответствующей деятельностью. Такие права не подлежат передаче покупателю предприятия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Передача покупателю в составе предприятия обязательств, исполнение которых покупателем невозможно при отсутствии такой лицензии, не освобождает продавца от соответствующих обязательств перед кредиторами. За неисполнение таких обязательств продавец и покупатель несут перед кредиторами солидарную ответственность (п. 3 ст. 559 ГК).
В качестве продавца предприятия по общему правилу могут выступать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которым предприятие принадлежит на праве собственности. При продаже имущественного комплекса, принадлежащего унитарному государственному или муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, продавцом может быть только уполномоченный орган, выступающий от имени соответствующего публичного собственника, но не само унитарное предприятие (ст. 5 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества). Покупателями предприятия могут быть граждане-предприниматели, юридические лица, государство, муниципальные образования.
Перед заключением данного договора стороны должны совершить предварительные действия по удостоверению состава продаваемого предприятия, аудиторскую проверку его деятельности и оценку предприятия. Удостоверение состава предприятия достигается путем проведения его полной инвентаризации (п. 1 ст. 561 ГК). Инвентаризация необходима для проверки фактического наличия числящихся на балансе предприятия ценностей (материальных и нематериальных активов), их сохранности, описания основных признаков и определения текущего состояния. Кроме того, это один из способов оценки состава предприятия. Аудиторская проверка предприятия преследует цель установить соответствие финансовой отчетности предприятия предусмотренным критериям, а совершенных им хозяйственных операций — требованиям законодательства. Аудиторская проверка подтверждает достоверность бухгалтерского баланса предприятия.
Бухгалтерский учет у продавца
В бухгалтерском учете организации-продавца одним из обязательных условий признания дохода (выручки) от реализации товаров является переход к покупателю права собственности на товар (пп. «г» п. 12 ПБУ 9/99). Поэтому выручка должна быть отражена в учете на дату оплаты товара. Конечно, при соблюдении прочих условий признания выручки.
До этого момента отгруженные товары, право собственности на которые еще не перешло к покупателю, списываются со счета 41 на счет 45 «Товары отгруженные». На дату оплаты товара (то есть на дату признания выручки от реализации этих товаров) их стоимость со счета 45 списывается в дебет счета 90 «Продажи».
Пример 1. ЗАО «Прима» (поставщик) и ООО «Весна» (покупатель) заключили договор поставки. В соответствии с договором продавец 29 сентября 2006 г. отгрузил покупателю партию косметической продукции. Стоимость этой партии товаров — 118 000 руб. (НДС не учитываем).
Себестоимость товаров составила 75 000 руб. ООО «Весна» оплатило указанные товары 15 октября 2006 г. По условиям договора право собственности на товары переходит от поставщика к покупателю после оплаты. ЗАО «Прима» признает доходы и расходы методом начисления.
Готовая продукция и договор подряда
Нередко перед бухгалтерами встает вопрос о порядке перехода права собственности на выполненные строительно-монтажные работы от подрядчика к заказчику. В этой связи хотелось бы рассмотреть различия между работами по изготовлению готовой продукции и работами по договору подряда.
При изготовлении готовой продукции ее производитель на всех стадиях производства (начиная с приобретения материалов и заканчивая отгрузкой продукции на склад) продолжает оставаться ее собственником. Вещь изначально изготавливается для продажи, но покупатель (будущий собственник) еще не известен. И только после того как появится жаждущий эту продукцию приобрести, в заключенном с ним договоре купли-продажи необходимо будет обговорить порядок перехода к нему права собственности.
Право это к новому владельцу может перейти чаще всего на дату подписания приемо-передаточного акта между ним и продавцом (или между продавцом и перевозчиком). Также право собственности может перейти на дату оплаты купленной продукции либо, при продаже недвижимости, на дату государственной регистрации перехода права собственности.
При этом риск случайной гибели или случайного повреждения проданной продукции может перейти к покупателю как на дату перехода права собственности по условиям договора, так и в более ранний или, наоборот, в более поздний период (ст. 459 ГК РФ).
Например, при отгрузке готовой продукции покупателю с одновременным переходом права собственности в этот же момент покупатель принимает на себя и все риски. При продаже недвижимости покупатель принимает риски на дату подписания акта, а право собственности — на дату государственной регистрации. При отгрузке продукции перевозчику право собственности может перейти к покупателю на дату подписания перевозочных документов, но риск на себя в процессе перевозки возьмет транспортная компания.
Можно привести еще множество вариантов заключения договоров купли-продажи с разделением по времени перехода права собственности и перехода риска.
Право собственности по договору строительного подряда
При выполнении работ по договору строительного подряда изначально право собственности на возводимый объект будет принадлежать застройщику — лицу, обладающему правами на земельный участок, на котором ведется стройка (п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). При реконструкции либо ремонте объекта недвижимости застройщику уже принадлежит право собственности на объект.
Все остальные участники строительного процесса (обычная цепочка: застройщик — технический заказчик — генеральный подрядчик — субподрядчики) вкладывают свои материальные и трудовые ресурсы в возведение (при новом строительстве) либо физическое изменение (при реконструкции или ремонте) объекта недвижимости, который им по праву собственности не принадлежит и принадлежать не будет.
В собственности подрядчика на строительной площадке находятся лишь приобретенные им материалы, которые он еще не вложил в дело. Как только бетон залит в котлован или гвоздь забит в стену, материальные ценности подрядчика и его трудовые ресурсы становятся имуществом, принадлежащим уже застройщику, но пока ему не переданным.
Риск случайной гибели и СМР
Подрядчик вплоть до передачи результата несет риск случайного повреждения или гибели созданного им имущества (п. 1 ст. 705 ГК РФ). Но, как говорилось ранее, у каждого имущества должны быть фамилия, имя и отчество. Другими словами — должно быть конкретное физическое лицо, отвечающее за его сохранность. И это будут фамилия, имя и отчество того сотрудника, подрядчика (начальника участка, прораба, мастера, бригадира и т.п.), которому организацией доверено непосредственное руководство работами по данному объекту (договору) и который имеет право подписывать от ее имени всю документацию (как техническую, так и финансовую) по объекту.
Передача результата работ заказчику (в роли которого может выступать генеральный подрядчик, технический заказчик либо непосредственно застройщик) означает и передачу ему риска случайного повреждения или случайной гибели построенного (отремонтированного) имущества.
Таким образом, подписанием акта приема-передачи результата выполненных работ представитель заказчика подтверждает и принятие ответственности за сохранность этого результата, т.е. созданного или отремонтированного имущества. Со сдавшего результат работ (то есть передавшего имущество) представителя подрядчика (компании-подрядчика) ответственность, следовательно, снимается.
И если до подписания приемопередаточного акта все проблемы по сохранности имущества были головной болью подрядчика, то после его оформления эти проблемы должны волновать исключительно заказчика.
Но нам хотелось бы обратить внимание на не всегда верно понимаемые некоторыми судами или судьями различия и сходства между гражданским и налоговым законодательством.
Напомним: институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное НК РФ не предусмотрено (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Особого порядка принятия заказчиком к учету выполненных для него подрядчиком строительно-монтажных работ ни первой, ни второй частями НК РФ не установлено. Следовательно, заказчик не то что имеет право, а обязан в этом случае при принятии результата выполненных работ руководствоваться нормами ст. 705 ГК РФ — принять результат выполненных подрядчиком СМР вместе с риском (ответственностью) за их последующую сохранность. И только в этом случае он имеет возможность принять к вычету предъявленный подрядчиком НДС.
Не принимая на себя риски (ответственность), заказчик подписанием акта подтверждает только объем выполненных строительно-монтажных работ и их договорную стоимость за соответствующий отчетный период, но не принимает результат выполненных работ.
Оплатив выполненные фактически подрядчиком работы (не приняв их результат), заказчик, по сути, производит предварительную оплату. Но не в какой-то общеабстрактной сумме — 50% (или сколько-то еще) от цены договора, а в конкретной — фактической стоимости выполненных работ за прошедший отчетный период.
И вот после оплаты выполненных работ на основании счета-фактуры от подрядчика на полученный аванс заказчик сможет вполне законно принять к вычету перечисленный НДС. Но только не как налог по принятым СМР (п. 5 ст. 172 НК РФ) и перечисленной частичной оплате в счет предстоящего выполнения работ (п. 9 ст. 172 НК РФ).
Особенности налогового законодательства
Как уже было установлено, переход права собственности на товар по ГК РФ регулируется просто. Однако такие правоотношения неразрывно связаны с налоговыми. Как же происходит такое законное регулирование?
В текущем периоде основным источником регулирования налоговых отношений в нашей стране является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Кроме НК РФ, к источникам, регулирующим отношения в данной области, относятся разрабатываемые Министерством финансов РФ и ИМНС РФ положения и инструкции. Отдельные положения кодекса разъясняются с помощью писем ИФНС и Министерства финансов РФ, равно, как и других нормативно-правовых актов. Однако письма не имеют силы закона, могут применяться как рекомендации и являются отражением мнения написавшего их ведомства.
Важно правильно определить, с какого момента вы становитесь собственником и можете распоряжаться товаром, например, перепродать его. По закону право собственности перейдет к вам по общему правилу в момент передачи товара (за исключением недвижимого имущества). Момент, когда товар передан, зависит от способа передачи. Например, при доставке — это момент вручения товара покупателю. Если вы только заключаете договор, удобно сразу в нем согласовать момент перехода права собственности. Особенно рекомендуется это сделать, если у вас условие о самовывозе. При таком способе передачи возможны споры о том, когда перешло право собственности, толкование норм неоднозначно
Право собственности на товар переходит к покупателю в момент передачи товара, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ).
Для определения момента передачи товара используйте подписанные сторонами документы (например, акты приема-передачи, УПД). Документы, содержащие сведения о передаче товара, подтверждают, что фактическая передача имущества состоялась, пока не доказано обратное (Определение ВС РФ от 04.02.2016 N 303-ЭС15-14545).
Если способ передачи товара договором не предусмотрен, продавец может сдать товар перевозчику или организации связи для отправки (пересылки) покупателю. В этот момент состоится передача товара (п. 1 ст. 224, п. 2 ст. 458 ГК РФ). Тогда же и перейдет право собственности на товар.
При наличии обязанности продавца по доставке товар считается переданным в момент его вручения покупателю или указанному им лицу (п. 1 ст. 224, абз. 2 п. 1 ст. 458 ГК РФ).
При передаче товара в месте его нахождения (самовывоз) момент перехода права собственности на товар предпочтительнее согласовать в договоре. Это поможет вам избежать проблем, связанных с определением момента перехода.
При передаче товара в месте его нахождения продавец считается исполнившим обязанность передать товар не в момент его фактической передачи, а в момент предоставления товара в распоряжение покупателя (абз. 3 п. 1 ст.
458 ГК РФ). С момента готовности товара к передаче по общему правилу переходит риск случайной гибели и случайного повреждения товара (п. 1 ст. 459 ГК РФ).
Но в нормах не указано, что в этот момент переходит и право собственности.
Поэтому при возникновении спора в ситуации, когда товар готов к передаче, но покупатель по каким-то причинам его не забирает, может возникнуть неопределенность с моментом перехода права собственности.
С одной стороны, переход права собственности на товар состоялся, поскольку обязанность его передать исполнена (п. 1 ст. 223, абз. 3 п. 1 ст. 458 ГК РФ).
С другой стороны, фактически товар не передан, а это может означать, что и право собственности тоже не перешло (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ).