Основные концепции правопонимания.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные концепции правопонимания.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Любой индивид в своей повседневной жизни непременно сталкивается с проблемой выбора. Этот выбор выражается в его поступках в социальной среде в которой он непосредственно живет и реализуется и развивается. Другими словами у каждого человека всегда встает проблема согласования своего поведения с устоями общества, с поведением других людей, которые окружают его в данной социальной сфере и конечно же государства. Нужный и установленный образец поведения человека получается и складывается из установленных в этом обществе социальных норм. Социальные нормы имеют особенность видоизменяться, уходить в прошлое, заменяясь тем самым другими нормами. Этот факт говорит о том, что со временем меняется, как сама социальная сфера, развиваясь под воздействием господствующих классов и государственной властью, торжествующей в тот или иной промежуток времени. Социальные нормы весьма многообразны и определяют все человеческое бытие. Без них невозможно ни здорового функционирования, как самого общества, так и государства в целом. Конституция РФ провозглашает права и свободы человека высшей ценностью. Человек непосредственно взаимодействует с государством через право. Права человека есть высшая ценность, а законы и нормативно-правовые акты устанавливают для каждого человека его обязанности. Только право есть главный посредник во взаимодействии государства и общества. Социальная сущность права заключена в теориях, которые сформировались на рубеже XIX-XX века. Данные теории права с социальной точки зрения нашли свое отражение в трудах не только российских, но и зарубежных ученых. Актуальность данной темы является безоговорочной, так как право, выступая главным регулятором общественной жизни находит свое отражение в теориях российских и зарубежных мыслителей, что свидетельствует о его неподдельной ценности. Целью данной работы является рассмотрение социологические теории права.

Социологическая теория права также имеет свои спорные моменты:

  • При чрезмерной социализации такого явления как право велик риск утраты общего понятия юриспруденции. Если подразумевать под правом воплощение в реальность законов, то теряются конкретные рамки правомерного и неправомерного, т.к. это воплощение в реальность может быть легальным и нелегальным.
  • Уравнивание в приоритетности живого законодательства с судебным может привести к судейскому произволу, т.к. вследствие этого происходит принижение значимости законодателя.
  • Отсутствие стойкого нормативного фундамента может привести к тому, что юридические дела будут решаться преимущественно в пользу экономически и политически сильной стороны.

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.

Основные идеи заключаются в следующем:

  • разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего;
  • Под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право- это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права;
  • Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Социологические концепции права. Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Возникла в XVIII в. в рамках школы «свободного права». Ее сущность заключается в том, что нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях развития капитализма, перестали удовлетворять потребностям общества.

По мнению представителей данной теории, право состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи в процессе разрешения конкретных дел. При этом важная роль отводится их психическим и эмоциональным переживаниям.

В данном случае суды начинают трактовать законы и заниматься правотворчеством. Иными словами, суды и администраторы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится к тому, что в определенной степени проявляется недоверие к закону и законности.

Согласно социологическому подходу, закон — собрание во многом «волевых», но далеко не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня.

Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное — не «буква», а «дух» закона.

Высшее благо — не формальная законность, а благо и справедливость. Важно знать не только закон, но и право.

Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов и суда присяжных, формализм и чрезмерную консервативность нормативного подхода.

Социологический подход к праву как средство обеспечения динамизма общественной жизни.

Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни.

Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права.

Право — сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Эта школа имеет широкое распространение в Англии.

Сфера распространения концепции

Психологическая теория возникновения права, разработанная Петражицким, имела ряд недостатков. Автор считал правовыми все эмоциональные переживания, обусловленные представлениями о взаимных обязанностях и возможностях. Он относил к нормам правила игр, в том числе и детских, требования этикета, правила вежливости и так далее.

В сочинениях по психологической теории происхождения права автор специально оговаривал, что нормы формируются не через согласование эмоций субъектов, участвующих в общественных отношениях, а каждым человеком в отдельности. Он утверждал, что переживания, имеющие место в психике одного индивида и не признанные другими людьми, не перестают являться правом. В соответствии с этим, автор допускал вступление в правоотношения с неодушевленными предметами, нереальными субъектами, животными.

Плюсы и минусы теорий происхождения государства

Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (годы жизни:1225-1274г.)

Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.

Читайте также:  Как получить ВПД военнослужащему в 2022 году

Замечание 1

Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».

Плюсами теории являются:

  • Теория объснет образование государства совместно с монорелигией;
  • Теория дает возможность устанавливать общественный порядок;
  • Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.

Минусы – теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

Регулятивная теория возникла на заре государственности. В ее рамках право тесно связано с государством, так как возникает из необходимости построения и сохранения порядка на всей территории страны. Под порядком понимается комплекс отношений, все более усложняющийся в ходе развития общества. По мере развития жизни общества все сферы общественной жизни все регулируются все более жестко, и формируется право.

Эта теория рассматривает его в его развитии и этот подход верен, анализ правовых источников показывает одновременное усложнение права и общественной жизни. Однако, она переоценивает достоинства права и мыслительные способности человека, так многие явления были урегулированы только в ХХ веке. Эта модель также не учитывает, что право не единственный регулятор общественной жизни.

Позитивное или писаное право – это комплекс норм создаваемых государством. Они не должны противоречить нормам естественного права. Сторонники этой теории не принимали во внимание экономические факторы, влияющие на формирование права и, смешивая право с правосознанием, упускали его юридические качества.

Право и мораль выступают в этой концепции единым целым, а справедливость и равенство стали основой нормотворчества. Благодаря этому, естественная и договорная теории стали популярны в период буржуазных революций.

Договорная теория права после долгого периода развития обрела завершенный вид XVII-XVIII вв. Очень часто она рассматривается в связи с естественной теорией, но договорная уделяет больше внимания проблемам государства. В рамках этой концепции формирование – результат общественного договора, а идеи божественной воли отметаются.

Важнейшей задачей права становится защита частной собственности и безопасности участников договора. Основной задачей и целью государства и права становится обеспечение всеобщего блага, безопасности и процветания.

Историческая теория возникла в начале ХlХ века, ее поддержали Н.М. Карамзин, Г. Гуго, К. Савиньи. Она сформировалась как противопоставление естественной теории, призывавшей к революциям и коренным переменам. Право в ней воспринимается как исторически сложившиеся обычаи, возникающие из правосознания и духа народа. Эта теория отделяет возникновение права от государства. Оно возникает самостоятельно путем общения, образования и добровольно принимается обществом.

Эта концепция идеализирует роль общественного сознания в ущерб экономическим, политическим, климатическим и другим аспектам, хотя все они оказываются существенное влияние на правосознание. Также преувеличена роль обычаев в формировании права. При этом обычаи могут выходить за пределы национального народного духа, и далеко не всегда справедливы и не могут служить развитию.

Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Концепции социологической школы права кратко можно выразить следующими тезисами:

  • Право воплощается не в законе или же позитивном праве, а в реализации установленных норм. Отсюда социологическая юриспруденция выходит из рамок закона к правоприменительной практике. Закон – сфера должного, право – сфера сущего.
  • Позитивное право, по которому закон считался книжным и «мертвым». Его противовесом в современной теоретикам реальности выступало «живое» право, наблюдаемое в действии.
  • Играет роль только реальное поведение участников правовых отношений. А также их юридические действия, отношения, правопорядок, применение законов. Право – это, прежде всего, юридическая практика.
  • Создателями «живого» права выступают администраторы и судьи. Именно они создают закон и являются истинными правотворцами.

Проанализировав учение социологической школы права, можно выделить следующие достоинства ее концепций:

  • Правотворчество на основе реальных прецедентов, изученных на базе конкретно-социологических методов.
  • Общественные отношения ставятся выше правовой нормы.
  • Социологическое правотворчество соответствует децентрализованному управлению, невмешательству государства в экономику и прочим прогрессивным идеям.
  • Только изучение законодательства в реальной жизни, в действии ведет за собой создание эффективных правовых норм, более совершенных законов. Изучение права в жизни проводит к выявлению его недостатков, коллизий, «белых пятен».

Говоря о плюсах и минусах социологической школы права, коснемся ее явных недостатков:

  • Развитие концепции ведет к размытию границ такого понятия, как право. Если под правом понимать прежде всего реализацию законов, утратится разница между законным и противозаконным. Ведь воплощение в жизнь может быть и правомерным, и неправомерным.
  • Если правотворческая деятельность станет прерогативой судей, это может привести к произволу в судебной практике. Особенно в этом ключе критиковали социологическую школу уголовного права.
  • Без устойчивой нормативной основы велика вероятность проявления тенденции к решению судебных дел в пользу экономически и политически влиятельных лиц.

Данная теория на фоне остальных имеет существенные отличия, а именно:

  • Чрезмерное внимание к судопроизводству.
  • Отсыл к тому, что первым делом судья должен принимать решение, доверяясь своей интуиции, а лишь затем оформлять его ссылками на пункты закона, другие прецеденты.
  • Лишение правовой нормы активной роли. Нормы устанавливает суд.
  • Истинность теории подтверждалась достижением ею ожидаемого эффекта в реальности.
  • Отказ от изучения сущности права, мотивируемый тем, что ее познать невозможно.
  • Право как орудие для достижения общественных целей.

Познакомимся поближе с трудами яркого теоретика социологической школы права Роско Паунда (1870-1964). Ученый был деканом Гарвардской правовой школы, президентом Международной академии сравнительного правоведения.

Основой для его теории стала философия прагматизма. Суть ее состоит в том, что научная истина достигается только опытным путем, а ценность заключается в прикладной полезности. Отсюда Паунд считал, что право – это субъективный опыт, который не складывается в общие законы. Дальше – больше: цель и задачу права невозможно познать, отчего и все данные ему оценки противоречивы.

Естественно-правовая теория

Ее приверженцы противопоставляют законы, устанавливаемые государством, естественному праву.

Концепция естественного права подразумевает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами.

Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов.

Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения.

Читайте также:  Государственная помощь молодым семьям: какие программы существуют?

Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы

Любой индивид в своей повседневной жизни непременно сталкивается с проблемой выбора. Этот выбор выражается в его поступках в социальной среде в которой он непосредственно живет и реализуется и развивается. Другими словами у каждого человека всегда встает проблема согласования своего поведения с устоями общества, с поведением других людей, которые окружают его в данной социальной сфере и конечно же государства. Нужный и установленный образец поведения человека получается и складывается из установленных в этом обществе социальных норм. Социальные нормы имеют особенность видоизменяться, уходить в прошлое, заменяясь тем самым другими нормами. Этот факт говорит о том, что со временем меняется, как сама социальная сфера, развиваясь под воздействием господствующих классов и государственной властью, торжествующей в тот или иной промежуток времени. Социальные нормы весьма многообразны и определяют все человеческое бытие. Без них невозможно ни здорового функционирования, как самого общества, так и государства в целом. Конституция РФ провозглашает права и свободы человека высшей ценностью. Человек непосредственно взаимодействует с государством через право. Права человека есть высшая ценность, а законы и нормативно-правовые акты устанавливают для каждого человека его обязанности. Только право есть главный посредник во взаимодействии государства и общества. Социальная сущность права заключена в теориях, которые сформировались на рубеже XIX-XX века. Данные теории права с социальной точки зрения нашли свое отражение в трудах не только российских, но и зарубежных ученых. Актуальность данной темы является безоговорочной, так как право, выступая главным регулятором общественной жизни находит свое отражение в теориях российских и зарубежных мыслителей, что свидетельствует о его неподдельной ценности. Целью данной работы является рассмотрение социологические теории права.

Ее приверженцы противопоставляют законы, устанавливаемые государством, естественному праву.

Концепция естественного права подразумевает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами.

Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов.

Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения.

Психологическая теория возникновения права, разработанная Петражицким, имела ряд недостатков. Автор считал правовыми все эмоциональные переживания, обусловленные представлениями о взаимных обязанностях и возможностях. Он относил к нормам правила игр, в том числе и детских, требования этикета, правила вежливости и так далее.

В сочинениях по психологической теории происхождения права автор специально оговаривал, что нормы формируются не через согласование эмоций субъектов, участвующих в общественных отношениях, а каждым человеком в отдельности. Он утверждал, что переживания, имеющие место в психике одного индивида и не признанные другими людьми, не перестают являться правом. В соответствии с этим, автор допускал вступление в правоотношения с неодушевленными предметами, нереальными субъектами, животными.

Психологическая теория происхождения государства
Ведя речь о психологической теории государства, хотелось бы освятить происхождение этой теории, её суть и отцов-основателей, рассмотреть плюсы и минусы этой теории.

Государство- это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Государство- совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества на определённой территории.

Психологическая теория происхождения государства- теория происхождения государства, разработанная Львом Петражицким, Жаном Габриелем Тардом и Зигмундом Фрейдом . Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.

Наибольший вклад в разработку психологической теории государства сделал Петражицкий и поэтому я хотел бы написать его краткую биографию.

Лев Иосифович Петражицкий родился в 1867 г. в польской дворянской семье, в Витебской губернии. Первоначально Л.И. Петражицкий учился на медицинском факультете Киевского университета, затем перешел на юридический. Л.И. Петражицкий отличался выдающимися способностями.

Так, обучаясь на юридическом факультете, он перевел “Пандекты” Барона, которые стали своего рода учебником для ряда поколений студентов-юристов. Окончив Киевский университет, Л.И. Петражицкий продолжил обучение в Германии.

Научным итогом обучения в Германии стала его монография по римскому праву «Учение о доходах», который внес существенный вклад в учение о римском праве и цивильное право. Л.И. Петражицкий ввел в оборот новые понятия: «доход от собственности» и «права на доходы, добытые трудом». По возвращении в Россию Л.И. Петражицкий занялся вопросами общей теории права. В 1896 г.

он преподавал в Киевском университете. В 1897 г. защитил тезисы докторской диссертации по теме «Акционерные общества» и стал ординарным профессором права в Санкт-Петербургском университете.

В этот период правовед издает два своих основных произведения – «Введение в изучение права и нравственности» (1905) и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907 – 1910). В них он и осуществил синтез теории права с психологией. По возвращении в Россию Л.И. Петражицкий активно начал заниматься политической деятельностью.

Он был членом партии кадетов и до 1915 г. входил в ЦК этой партии. Л.И. Петражицкий был избран от этой партии депутатом первой Государственной Думы и активно участвовал в законопроектной деятельности (законопроекты о земельной реформе, о правах личности, о национальном равноправии). После Февральской революции Временное правительство назначило Л.И.

Петражицкого одним из сенаторов первого департамента Правительствующего Сената с оставлением должности профессора Петроградского университета. После Октябрьской революции в 1921 г. Петражицкий принял польское гражданство. В Польше правовед занимался сугубо преподавательской деятельностью, работал над социологическими проблемами, переиздавал свои труды.

Общий ход исторических событий и тяжелая болезнь породили в Л.И. Петражицком настроения глубокого пессимизма, который привел к тому, что в 1931 г. он покончил с собой. В формировании теории права и государства Л.И. Петражицкого можно выявить несколько этапов. Первый период (с 1897 г. по 1900 г.) – творчески очень плодотворный. Сочинение Л.И.

Петражицкого «Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права» сопровождалось двумя приложениями. В первом из них автор выступал за борьбу с юридическим позитивизмом и с теорией Р. Иеринга. Во втором он призвал к созданию в России правового государства. В 1898 г.

Читайте также:  Подать жалобу на поликлинику или врача 2023 году

Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (годы жизни:1225-1274г.)

Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.

Замечание 1

Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».

Плюсами теории являются:

  • Теория объснет образование государства совместно с монорелигией;
  • Теория дает возможность устанавливать общественный порядок;
  • Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.

Минусы – теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.

Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи.

В соответствии с данной теорией, люди представлены существами коллективные, устремляющиеся к общению между собой, которое ведет к появлению семьи. Позже развитие и разрастание семьи при объединении людей, а также рост числа семейств ведут к образованию государственности. Власть правителя – естественное продолжение отцовской власти, «патриарха» в семействе.

Плюсами теории является то, что она:

  • справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
  • помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»;
  • поддерживает людские верования в нерушимость мира;
  • раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.

Минусы данной теориизаключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.

Социальная теория права плюсы и минусы

Нравственный подход признает важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, т.е. представления людей о праве. Правовые нормы могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат естественным неотъемлемым его правам, то тогда они составляют право.

В теоретической разработке всех этих проблем принимали участие М. Вебер, Т. Парсонс, Н. Луман, П. Бурдье. Обращение к их идеям представляется необходимым условием любого обсуждения теоретической проблематики социологии права.

Такое определение социологического подхода к праву исторически характерно для отечественной юриспруденции. Например, С.А.

Масловская Елена Витальевна — кандидат философских наук, доцент Межвузовского центра гуманитарного образования при факультете социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Адрес: 603000 Нижний Новгород, Университетский пер., д. 7, к. 201. Телефон: (8312) 338-349.

1. Регулятивная функция. Эта функция представляет государственное регулирование позитивного развития общественных отношений. Регулирование осуществляется путем закрепления в нормативных актах прав и свобод , обязанностей, правового статуса, правил оптимального функционирования общественной жизни, развития свобод и активности личности , а также установления правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний, развитие и организованность общественной жизни.

2. Охранительная функция. Она обеспечивает охрану общественных отношений от противоправных посягательств, вытеснение отношений, вредных для личности и общества . Эта функция осуществляется путем установления запретов совершать общественно-опасные деяния и применения юридических санкций к виновным в правонарушениях .

Говоря о плюсах и минусах социологической школы права, коснемся ее явных недостатков:

  • Развитие концепции ведет к размытию границ такого понятия, как право. Если под правом понимать прежде всего реализацию законов, утратится разница между законным и противозаконным. Ведь воплощение в жизнь может быть и правомерным, и неправомерным.
  • Если правотворческая деятельность станет прерогативой судей, это может привести к произволу в судебной практике. Особенно в этом ключе критиковали социологическую школу уголовного права.
  • Без устойчивой нормативной основы велика вероятность проявления тенденции к решению судебных дел в пользу экономически и политически влиятельных лиц.

Одно из течений в юриспруденции, которое выражало интересы феодальной аристократии и получило широкое распространение прежде всего в Германии.

Основные положения, которые выдвигали представители исторической школы:

1) историческая школа права отрицала вероятность существования единого для всех народов права, при этом опиралась на то, что у каждого государства, как и любого другого народа, есть свое, характерное ему право, отличающееся от права какой-либо другой страны и устанавливаемое исторически свойственным ему народным духом;

2) право каждого народа является проявлением народного духа, которое выражает его «общее убеждение», «общее сознание». Оно вырабатывается как результат исторического процесса; передается как традиция от поколения к поколению, способно к саморазвитию и складывается постепенно, так же, как язык и нравы.

Как положительную сторону анализируемой школы многие ученые отмечают то, что она обратила внимание на необходимость изучения истории права, прежде всего его источников, и сама собрала связанный с этим богатый материал, главным образом по истории римского права.

Историческая школа права возникла после падения империи Наполеона I, когда феодальная аристократия была вынуждена пойти на уступки буржуазии. Она являлась одним из выражений аристократической реакции против французской буржуазной революции конца XVIII в. Считают, что историческая школа права только по своему названию была исторической. В действительности у ее представителей не было подлинно исторического отношения к исследованию права. Представители школы ссылались на историю главным образом для того, чтобы оправдать наличие уже отживших феодальных обычаев и учреждений, что соответствовало интересам остатков феодальных классов и притязаниям королей на абсолютную власть.

Основными представителями исторической школы права были германские юристы: Гуго, Савиньи и Пухта. Представители школы так же, как и другие идеологи феодальной реакции, являлись противниками буржуазно-демократических идей школы естественного права. Идеям исторической школы свойствен реакционный характер и стремление рассматривать право в качестве продукта мистического «народного духа», зачастую вопреки историческим фактам (в частности, рецепция (заимствование) римского права рядом западно-европейских стран, с xii и в xv—xvi вв.).

Ими утверждалась полная замкнутость национального права и невозможность взаимодействия правовых систем разных народов. Само развитие права, считали идеологи школы, могло происходить мирно, стихийно, сходно тому, как развивается язык народа. Поэтому они отрицали основное утверждение школы естественного права о том, что нормы позитивного права учреждаются сознательной волей народа или правителями. Идеологи исторической школы права противопоставляли этому идею о стихийном и при этом спокойном, безболезненном процессе развития права.


Похожие записи:

Добавить комментарий