Адаптация ребенка к условиям детского сада

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Адаптация ребенка к условиям детского сада». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Большинство детей, достигнув 3-4 летнего возраста, начинают посещать дошкольные учреждения – новую и неизвестную среду. С началом посещения детского связана необходимость приспособления к новому социальному окружению, налаживанию контактов с незнакомым детьми и взрослыми, развитию адаптивных механизмов.

Социальная адаптация дошкольников

Для ребенка становятся неожиданностью четкий распорядок дня, определенные обязанности и требования, что вызывает стрессовое состояние.

Отсутствие предварительной подготовки к посещению дошкольных учреждений может вызвать у ребенка ряд реакций невротического характера: расстройства эмоционального состояния, развитие чувства страха перед детским садом, ухудшение аппетита, нарушение сна, повышение частоты заболеваний.

Социально-психологическая адаптация у детей происходит по-разному и зависит от возраста, типа высшей нервной деятельности, состояния здоровья, особенностей семейного воспитания и взаимоотношений между ее членами, контактности, доброжелательности, уровня развития игровых навыков, эмоциональной зависимости от матери.

В современном социально-культурном пространстве ребенку, чтобы легко адаптироваться к окружающей действительности, важно владеть коммуникативными навыками.

Развитие навыков коммуникации является наиважнейшей проблемой в психологии и педагогике. Ее актуальность особенно видна в сегодняшнее время, когда наблюдается большой дефицит «живого» общения, а дети предпочитают проводить время в своих гаджетах.

Качество общения между ребенком и взрослым также снижается. Объясняется это определенными социальными условиями, занятостью родителей на работе, что приводит к недостатку внимания со стороны взрослых по отношению к ребенку. В таких условиях легко не заметить те серьезные сложности, которые испытывает ребенок при общении с окружающими.

Коммуникация и отношения с другими людьми начинают развиваться с раннего возраста. Примерно с 3-4 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по общению – это сверстник. Именно потребность в общении с ним является одной из основных потребностей в дошкольном возрасте. В диалоге со сверстниками дети получают неоценимый опыт коммуникации, учатся говорить связно, понятно, задавать вопросы, отвечать, аргументировать свои высказывания и т.д.

На момент поступления в школу примерно 1/3 всех детей имеет определенные речевые нарушения разной этиологии и степени выраженности, что негативно сказывается на их социализации. Отмечаются не только различные дефекты речи, но и сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей.

Для детей с речевыми нарушениями характерно:

  • недостаток или полное отсутствие инициативы в общении;
  • более пассивная роль в общении и поведении;
  • проблемы со сглаживанием конфликтных ситуаций;
  • отсутствие речевых способов выражения своих мыслей и внутреннего состояния.

Задачей современного учителя-логопеда является помощь детям-логопатам не только в преодолении речевых нарушений, но и в их социализации, чтобы ребенок мог найти себя в будущем, был самостоятельным, уверенным в себе человеком.

Проблемы со звукопроизношением отрицательно сказываются не только на развитии речи, но и накладывают сильный отпечаток на личность ребенка. Если же нарушение сильное, то это может привести к серьезным изменениям характера ребенка: он может замкнуться в себе, перестать общаться или вообще говорить.

Кон И.С. определяет социализацию как «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества».

Мудрик А.В. рассматривает социализацию как результат социального становления человека, освоенность личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития, сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данных обществом.

Галагузова М.А. определяет социализацию ребенка как процесс приобщения его к социальной жизни, которая заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

По Галагузовой М.А., социальная адаптация ребенка – это процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой.

Социальная адаптация ребенка есть процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность ребенка этой средой.

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание (нем. психолог А.Уберт). Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Ребенок пришел впервые в школу. Его встречает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.( Приложение 1)

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования. В это время формируется новый вид психической деятельности – «я – школьник».

Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют «адаптационной болезнью», «школьным шоком», «школьным стрессом».

С началом школьного обучения происходит переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе.

Исследование уровня социальной адаптации первоклассников проводилось

на базе МБОУ «СОШ №2» с. Верхнеяркеево, Илишевского района, РБ. В тестировании принимали участие обучающиеся 1 класса в количестве

11 человек, из них 5 девочек и 6 мальчиков.

Цель исследования: выявление уровня социальной адаптации

первоклассников к условиям обучения в образовательной организации.

Для изучения процесса социальной адаптации были использованы

следующие методики:

1.Анализ педагогической документации: анализ схемы — характеристики

класса.

2. Анкетирование для родителей.

3. Проективная методика «Краски» (автор Р.П.Ефимкина).

4. Проективная методика «Что мне нравится в школе» (автор Н.Г.

Лусканова).

5. Также использовался метод наблюдения по методике Р. Сирса. Данная

методика направлена на определение уровня тревожности и эмоционального

состояния ребенка на основании наблюдаемых поведенческих и

неврологических проявлений.

Достаточно хорошую информацию о состоянии ребёнка при начале

обучения могут дать родители. С этой целью можно использовать

анкетирование.

Таким образом, в конце первой четверти педагог составляет

характеристику класса, которая позволяет в динамике оценить состояние

адаптационных процессов у ребенка.

Анализ данных, которые содержатся в характеристике класса, а также

данных, полученных от родителей, позволяют оценить характер адаптационных механизмов у каждого ученика и разработать более индивидуальный подход к тем, у кого наблюдаются проблемы.

Однако для того, чтобы качественно оценить состояние группы,

требуется проведение дополнительных методов исследования, поскольку они

помогут выявить трудности у уже указанных детей и, возможно, выявят еще

детей с проблемами в адаптации.

Методика наблюдения Р.Сирса

Цель: выявление уровня тревожности у первоклассников.

Метод оценивания: наблюдение в группе детьми во время

непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной

деятельности, во время игр и прогулок. Также с целью уточнения проявлений

проводились беседы с родителями и с педагогами.

Результаты методики по выявлению уровня тревожности занесены в

таблицу 1.

Таблица 1

Результаты проявления уровней тревожности у учащихся 1 класса

Уровень тревожности Количество детей

Не проявляется 2

Низкий уровень тревожности 2

Пограничный уровень 1

Выраженная тревожность 6

Таким образом, мы видим, что признаки тревожности присутствуют у

большинства детей в той или иной мере.

Рис.1. Отображение уровня тревожности в 1 классе

Таким образом, мы видим, что только 2 детей в классе испытывают

эмоциональный комфорт, у остальных детей имеет место тревожность,

выраженная в той или иной степени. У 6 детей уровень тревожности

значительный, у 2 – низкий, но она присутствует. Один ребенок находится на

пограничном уровне между средним и выраженным уровнем. Следовательно,

общий уровень в классе достаточно тревожный. Эмоциональное состояние

детей нестабильное.

Проективная методика «Краски» (автор Р.П.Ефимкина)

Цель методики: изучение эмоционального отношения ребенка к

школьному обучению.

Анализ результатов: выбор темных цветов по отношению к большинству

кружков свидетельствует о негативных эмоциях ребенка по отношению к

школьному обучению в целом.

Результаты методики изучения эмоционального отношения ребенка к

школьному обучению занесены в таблицу 2.

Таблица 2

Результаты изучения эмоционального отношения детей

к школьному обучению

Количество учеников Негативно окрасили слова

3 ученика 27% слов

2 ученика 18 % слов

6 учеников 55 % слов

Таким образом, мы видим, что трое детей негативно окрасили более 50 %

слов, связанных со школьной тематикой. 6 детей оценило негативно только 20

% слов, 2 детей негативно оценили 30 % слов.

Рис.2. Отображение эмоционального отношения детей к школьному обучению

Таким образом, мы видим, что у каждого ребенка присутствуют какие-то

эмоционально значимые, негативно окрашенные факторы, связанные со

школьным обучением. У большинства детей процент негативно окрашенных

слов небольшой, но есть и такие дети, которые негативно воспринимают почти

все атрибуты, связанные со школой.

Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (автор Н.Г. Лусканова)

Цель: выявить отношение ребенка к школе и его мотивационную

готовность через рисунок.

Для того чтобы исключить диагностические ошибки, после рисования с

детьми проводится беседа, в ходе которой уточняется, почему он нарисовал ту или иную ситуацию. Результаты методики отношения ребенка к школе и его мотивационная готовность представлены в таблице 3.

Таблица3

Уровень социальной адаптации первоклассников к школе.

Методика Н.Г. Лускановой

Уровни адаптации Количество учащихся % соотношение

Высокий 3 27

Средний 5 46

Низкий 3 27

Рис.3 Распределение первоклассников по уровням социальной адаптации

Таким образом, в данной группе мы можем видеть все три уровня

адаптации.

27% хорошо адаптированы. Они позитивно относятся к школе, адекватно

воспринимают задание, прилежны, могут до конца выслушать объяснение

учителя и выполнить задание без помощи со стороны. Легко усваивают

учебную программу.

46% детей так же положительно относятся к школе. Учебная ситуация не

вызывает негативных переживаний. Они понимают материал, могут решать

типовые задания. Дети дружат с одноклассниками. Однако мотивация к учебе не всегда выражена.

27% детей к учебе и школе относятся отрицательно. У них чаще

отмечается подавленное настроение. Дети склонны к нарушениям

дисциплины. Могут нерегулярно готовиться к занятиям. Учебный материал

усваивают фрагментарно, поскольку не способны к длительному

сосредоточению. У них нет друзей в классе.

Таким образом, по результатам проведенных методик, мы видим, что у

27% учащихся имеются проблемы с социальной адаптацией к школьному

обучению, наблюдается повышенная тревожность и эмоциональный

дискомфорт.

По результатам проведенного исследования мы получили данные о том,

что процесс адаптации у многих детей завершен (поскольку их внешнее

поведение благополучно), на самом деле у 27% детей в классе имеются

проблемы с социальной адаптацией. Они испытывают тревожность, негативные

эмоции. Таким детям требуется специальная помощь.

Факторы адаптации ребенка к школе

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

  • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
  • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
  • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
  • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Проблемы адаптационного периода

Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание. Подготовка малыша к учёбе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс. Но и проблемы, возникшие в процессе учёбы, можно устранить.

Признаки того, что у ребёнка не всё в порядке с учёбой и вливанием в социум:

  • Неуспеваемость. Ребёнок может отставать или полностью не воспринимать школьную программу. Проблема усугубляется, если родители ожидают слишком высоких результатов. Завышенные требования и даже скрываемое недовольство ухудшают период привыкания, делают первоклассника неуверенным в себе, мешают полноценно воспринимать учебные материалы. К успеваемости малышей в первом классе нужно относиться мягко, лояльно, желательно хвалить их даже за малейшие успехи. Не следует заострять внимание на неудачах.
  • Лень. Причин для неё достаточно много. Это отсутствие мотивации, то есть увлечение школьника другими делами или играми, природная медлительность, неуверенность в собственных силах, боязнь сказать или что-то сделать неправильно. Лень может быть и следствием избалованности. Избавиться от неё можно только систематической работой дома с ребёнком. Желательно чем-либо мотивировать первоклассника и всячески избегать скандалов и выдвижения жёстких требований.
  • Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем. Проблема может быть связана с личностными качествами, излишней отвлекаемостью, семейными проблемами. Пребывание в школе некоторые первоклассники воспринимают как возможность отвлечься от конфликтов дома. Решить такую проблему можно, только уделяя больше внимания малышу, показывая ему свою любовь и создавая спокойную обстановку в семье.
  • Непослушание. Такая проблема чаще всего затрагивает избалованных вниманием детей. Привычка всегда быть в центре вселенной, неприятие общепринятых правил приводит к конфликтам в классе. Естественно, что всё заканчивается вызовом в школу мамы, беседой с социальным педагогом и директором. То есть ребёнок опять получает порцию пусть и негативного, но внимания. Проблему в большинстве случаев это не решает, а только усугубляет. Поэтому единственно правильное решение – какое-то время не обращать внимания на проделки малыша. Разумеется, если они не критичны для окружающих и не мешают учебному процессу. Родителям желательно выработать свою тактику поведения вместе с опытным социальным педагогом.
  • Вербализм. Данным термином обозначают высокий речевой уровень ребёнка, протекающий с задержкой мышления. Бойкая речь первоклассника и даже заучивание длинных стихов не указывают на то, что он по умственному развитию способен адекватно воспринимать школьную программу. Ребёнку в такой ситуации необходимо развитие образного и логического мышления, что достигается систематическими занятиями – наклеиванием аппликаций, лепкой, рисованием, несложными тестами.

Из описанного выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить 3 основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физические проявления стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.
Компоненты адаптации Критерии Показатели
Когнитивный Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа
Эмоциональный Самооценка, уровень притязаний Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний
Поведенческий Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

Роль семьи в адаптации

В. И. Долгова называет детско-родительские отношение главным фактором адаптации ребенка. Автор в своем исследовании по выявлению влияния стиля семейного воспитания на школьную адаптацию опиралась на 2 показателя успешности адаптации: тревожность и учебная мотивация. Результаты исследования показали следующее:

  • в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;
  • высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;
  • снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

Лучшая позиция (стиль) в семье при адаптации первоклассника – признание ребенка активным субъектом семейных отношений; адекватный контроль в виде эмоционального принятия ребенка и объемных, четких, посильных, последовательных требований.

  • активны (социально, физически и коммуникативно);
  • инициативны;
  • независимы;
  • эмпатийны и доброжелательны.

Тема: « Гигиенические аспекты адаптации детей к детским образовательным учреждениям».

« … не пора ли объектом медицинских исследований сделать здорового человека и не на предмет поисков в нем начала тех или иных болезней, входящих в нозологический каталог, а на предмет выяснения не только индивидуальных, но и биологических и коллективных адаптационных способностей».

(И.В. Давыдовский, 1962 год).

Адаптация – это устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды путем развития реакций противосрессорной защиты.

Насчитывается большое количество определений термина «адаптация». Согласно определению, которое дается в БМЭ, «адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – морфофизиологические приспособления животных и растительных организмов к конкретным условиям существования во внешней среде» /изд. 2. – Т. 1. – С. 193/. Это определение относится к биологической адаптации.

Физиологическая адаптация понимается «как совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза» /БСЭ. – изд. 3. – Т. 1. – С. 624/. Постоянство внутренней среды организма – непременное условие существования.

Адаптацию можно рассматривать как способность организма к сопротивлению неблагоприятным факторам как биологического, так и социального характера. Отсюда вытекают понятия биологической и социальной адаптации.

По отношению к большинству факторов внешней среды ребенок подготовлен эволюционно, путем мобилизации функциональных резервов организма. Однако резкое изменение интенсивности воздействующих факторов может вызвать перенапряжение приспособительных механизмов и привести к развитию дезадаптационных расстройств.

Например, многочисленными исследованиями установлена реакция детского организма на загрязнение атмосферного воздуха, выявлено увеличение численности детей с перенапряжением функции внешнего дыхания в загрязненных районах города, по сравнению с чистыми районами, отклонения в функциональном состоянии дыхательной системы вызывали изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы, иммунологических и биохимических показателей.

Главной отличительной чертой социальной адаптации от биологической является то, что все неспецифические воздействия окружающей среды преломляются через психоэмоциональную сферу детей.

Эффективность приспособительных реакций зависит от степени зрелости его функциональных систем. Под социальной адаптацией мы понимаем биологически целесообразный процесс приспособления ребенка к новым для него условиям микросоциальной среды, выделяя при этом комплекс конкретных факторов, к которым ему приходится приспосабливаться.

Эмоциональное напряжение составляет основу структуры синдрома адаптации детей и выступает в роли мобилизующего фактора (Макаренко Ю.А., 1980, Анохин П.К., 1980). Динамизм окружающей среды, расширение сети коллективного воспитания предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям детского организма и требуют углубленного изучения физиологических механизмов его биологической и социальной адаптации (Вельтищев Ю.Е., Касиян Н.С., 1979; Студеникин М.Я. и др., 1979; Ефимова А.Н., 1983). Способность к биологической и социальной адаптации может быть признана одним из главных критериев здоровья (Макаренко Ю.А., 1985; Северова Е.Я., 1980). При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни.

При чрезмерных воздействиях факторов окружающей среды включаются все механизмы адаптации, и процесс этот проходит несколько фаз (периодов):

  • первая фаза – возбуждение, декомпенсация, нарушение функций – ориентировочно — приспособительная;

  • вторая фаза – неустойчивого, неполного приспособления, активного поиска организмом устойчивых состояний, соответствующих новым условиям среды, видам деятельности и их режимам;

  • третья фаза – относительно устойчивого приспособления, устойчивой адаптации, которая спустя большее или меньшее время сопровождается нарастанием утомления.

Каждая из фаз в разных условиях воздействия может проявляться в относительно коротком отрезке времени (2-10 дней), в годовом цикле и периодах охватывающих 5-10 лет (Казначеев В.П., 1973; Парин В.В., 1962, 1965).

Отсюда различают состояния: удовлетворительной адаптации, физиологического напряжения, неудовлетворительной адаптации и срыва.

Состояние удовлетворительной адаптации свойственно здоровому человеку, живущему и работающему в обычных условиях. В известном смысле оно может быть отождествлено с понятием нормы. По степени адаптации здоровье рассматривается как состояние организма, обеспечивающее достижение им функционального оптимума.

Состояние функционального напряжения является первичной оперативной реакцией организма на воздействие стрессорных факторов. Это состояние характеризуется мобилизацией функциональных резервов организма, повышением уровня функционирования его систем, особенно тех, которые обеспечивают приспособительный эффект.

Состояние неудовлетворительной адаптации характеризуется уменьшением уровня функционирования биосистемы, рассогласованием отдельных ее элементов, развитием утомления. Состояние неудовлетворительной адаптации обычно является результатом перенапряжения функциональных систем.

Состояние срыва адаптации включает в себя все многообразие проявлений предболезни и начальных форм различных заболеваний у здоровых и больных.

Выделяют три типа течения адаптации во всех возрастных группах:

  • благоприятное;

  • условно-благоприятное;

  • неблагоприятное.

Благоприятное течение приспособительного процесса у детей характеризуется отсутствием заболеваний, потери массы тела, задержки психомоторного развития, небольшим снижением эмоционального тонуса. Сдвиг функциональных параметров укладывается в рамки реакции активации или тренировки.

При условно-благоприятном течении отмечается легкое течение ОРВИ, увеличивается потеря массы тела, эмоциональный профиль снижается до отрицательных значений. Изменение функциональных параметров характеризуется напряжением регуляторных систем и механизмов вегетативного жизнеобеспечения.

Неблагоприятное течение адаптации сопровождается повторными тяжелыми ОРВИ, выраженным эмоциональным напряжением, у части детей — невротическими реакциями, большой потерей массы тела, задержкой психомоторного развития, с признаками астенизации.

Адаптация классифицируется по степени тяжести – легкая, средняя, тяжелая. Основными параметрами при этом являются сроки нормализации поведения, частота и длительность заболевания.

Рабочая классификация тяжести адаптации у детей.

Показатели

Степень адаптации

Легкая

Средняя

Тяжелая

А

Б

Нормализация поведен-ческих реакций (аппетит, сон, отрицательные эмо-ции в общении со взрос-лыми и детьми, боязнь пространства, восстанов-ление речевой активнос-ти).

10-20 дней

20-40 дней

До 60 дней

60 дней и >

Нервно-психическое развитие.

Нет отстава-ния в срав-нении с исходными данными.

Замедление темпа рече-вой активно-сти в тече-ние 1-2 мес.

Отставание в развитии в течение 1-2 кварталов.

То же

Острые заболевания в первые дни (длительность и кратность)

10 дней, однократно, может не быть.

10 дней, м.б. повторные.

> 10 дней, повторные и длительные, с осложне-ниями.

Невротичес-кие реакции

Масса тела и рост

Не изменены

Потеря массы тела в течение 30-40 дней.

Замедление темпов роста и прибавки массы тела при очеред-ной проверке в теч. 6 мес.

То же

Что не нужно делать при расставании с ребенком

Есть перечень рекомендаций, которые должен соблюдать каждый взрослый, отводя ребенка в дошкольное учреждение:

  1. Фраза типа: «Не будешь меня слушать — отведу в садик!» — это табу! Ведь то, чем пугают, не может вызывать положительные эмоции.
  2. Если малыш при расставании плачет, не ругайте его и не сердитесь. Здесь лучший помощник — терпение, внимание, теплые слова и действия (обнять, поцеловать, не забыть сказать, что обязательно заберете).
  3. Не обещайте невыполнимое. Например, сегодня сходишь, а завтра останешься дома. А, если пообещали, обязательно держите данное слово.
  4. Старайтесь не приходить за малышом последним. Особенно в первые месяцы его пребывания в саду.
  5. Вместо перечисленных «не», чаще хвалите, внимательно и с интересом слушайте его рассказы о жизни в коллективе, о его достижениях и неудачах.
Читайте также:  КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

Что такое социальная адаптация?

Социальной адаптацией («adaptatio» в переводе с лат. «приспособление») — это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.

Результат социальной адаптации – развитие самосознания личности, формирование поведенческих паттернов, способность самореализоваться. В ходе данного процесса происходит обучение человека созданию гармоничных взаимоотношений с другими людьми, природой, социумом. Всю жизнь индивида происходит не просто освоение и принятие социально значимых норм и установок, но и их передача другим членам социума.

От того, насколько быстро и легко пройдет адаптация, будет прямо зависеть возможность человека самореализоваться, выявить и раскрыть свой творческий потенциал. Данный процесс подразумевает создание совершенно новых социальных связей. Если они будут крепкими в достаточной мере, то и поставленные цели будут достигнуты. Но под адаптацией следует понимать не только общение и привыкание, данный процесс намного глубже. Приспосабливаясь к новым условиям, индивид будет оценивать свои способности, соотносить возможности для удовлетворения своих потребностей с ресурсами общества.

Виды социальной адаптации

  1. Организационная. Заключается в приспособление человека к новым организационным системам. Считается, что социальные структуры не могут существовать и функционировать без управления. Подобная адаптация помогает индивиду освоить иерархические отношения в новой среде. При этом в рамках управленческой адаптации руководство стремится к созданию благоприятных условий, способствующих развитию человека в профессиональной и личностной сферах. Этот тип встречается на работе, воинской службе.
  2. Экономическая. Подразумевает усвоение индивидом общественно-экономических норм и принципов. К примеру, приспособление к условиям труда, заработной плате, пенсиям, условиям работы. Успешность экономической адаптации зависит от множества факторов: качество и уровень образования, готовность учиться и переучиться, наличие социального опыта, место материального благополучия в системе ценностей и т. д.
  3. Педагогическая. Представляет собой организованный процесс восприятия учащимися социального опыта, приспособления к системе образования, освоения различных ролей в социуме. Все действия при этом направлены на активное включение обучающихся в социальную среду. Руководители образовательного и педагогического процесса должны учитывать индивидуальные особенности учащихся, условия среды и ее влияние на становление и совершенствование личности.

Уровни социальной адаптации

Для адаптации человека характерным является процесс его социализации, усвоение социальных поведенческих норм, «врастание» в социальный мир. Другими словами, социальная адаптация – важнейший механизм, обеспечивающий эффективную социализацию.

Так, если под «социализацией» следует понимать постепенный процесс, в ходе которого при определенных социальных условиях формируется личность, то социальная адаптация – это относительно короткий временной промежуток, когда происходит активное освоение личностью новой социальной среды.

Рассмотрение социальной адаптации должно быть трехуровневым:

Адаптация человека в данном социуме происходит, когда он вступает в систему взаимоотношений (с другими людьми, социальных, деловых, профессиональных). Социальная адаптация состоит из разных видов процессов адаптации, которые образуют систему, а именно: производственная, профессиональная, бытовая, досуговая, политическая, экономическая, приспособление к формам общественного сознания.

Социальная адаптация: что это?

Социальная адаптация выступает в качестве одного из значимых объектов социологической науки. Исследователи определяют социальную адаптацию как особый процесс, который оказывает влияние на приспособление отдельной личности или более широкой социальной группы к новым условиям, или же к условиям, которые претерпевают постоянные изменения по различным параметрам (экономическим, политическим, социальным, духовным и иным). Иными словами, социальная адаптация – это результат приспособления человека к социальной группе или обществу, в котором он существует или планирует реализовывать свою жизнедеятельность.

От адаптационного процесса человека напрямую зависит возможность его самореализации, выявления и раскрытия творческого потенциала. Адаптируясь, человек вступает в совершенно новые социальные связи, и если они достаточно крепки, то и цели, которые ставит перед собой личность, адаптируясь, будут реализовываться более успешно. Тем не менее, адаптация – это не только привыкание и общение: это более глубокий процесс. Он предполагает оценку своих способностей, соотнесение возможности удовлетворения потребностей с теми ресурсами, которыми располагает общество.

Человек зависит не только от людей и социальных институтов, которые окружают его: он также зависит и от существующих в обществе установленных норм и законов. Попадая в новую среду, он обязан исполнять их, даже если они расходятся с его мировоззрением и пониманием ситуации. Только в этом случае он будет «своим», не будет отвергнут обществом. Особо это важно в том случае, если человек в течение долгого времени стремился стать частью какой-либо общности, и, попав в нее, негласно должен быть согласен с ее установками, ценностями и нормами.

Адаптация – это непрерывный процесс. Он касается человека даже тогда, когда тот не планирует изменить место своего жительства, работы. Окружающие условия постоянно меняются, на первое место выходит технический прогресс и его особенности. Все это заставляет человека приспосабливаться, чтобы быть полноценным участником социальных, политических, экономических и иных отношений. В связи с этим человек сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, каким образом определить свое предназначение, и во-вторых, как найти смысл жизни, если действительность постоянно предлагает новые условия.

Внешняя среда имеет множество природных факторов и созданных самим человеком факторов (материальной и социальной среды), под их воздействием формируется адаптация личности.

Природные факторы адаптации: компоненты живой природы, климатические условия, случаи природных катаклизмов.

Материальная среда включает такие факторы адаптации: предметы окружающей среды; искусственные элементы (машины, техника); среда непосредственного проживания; производственная среда.

Социальная среда имеет следующие факторы адаптации: государственное общество, этнос, условия современного города, связанный с ним общественный прогресс.

Наиболее неблагоприятными факторами окружающей среды считаются – антропогенные (техногенные). Это целый комплекс факторов, к которым человеку нужно приспособиться, поскольку он каждый день живет в этих условиях (техногенное электромагнитное загрязнение, строение автострад, мусорные свалки и т. д.).

Темп адаптации относительно вышеописанных факторов, индивидуален для каждого человека. Кто-то может приспособиться быстрее, кому-то очень тяжело дается этот процесс. Способность человека активно приспосабливаться к окружающей среде называется адаптивностью. Благодаря этому свойству человеку намного легче даются какие-то переезды, путешествия, попадание в экстремальные условия.

Согласно одной из теорий на успешность течения процесса приспособляемости влияют две группы факторов: субъективные и средовые. Субъективные факторы включают: демографические характеристики (возраст и пол) и психофизиологические особенности человека.

Средовые факторы включают: условия и обстоятельства жизнедеятельности, характер и режим деятельности, условия социальной среды. Демографические факторы в частности возраст человека имеет двухстороннее влияние на успешный процесс адаптации. Если посмотреть с одной стороны, то возраст молодого человека предоставляет ему больше возможностей, а в пожилом возрасте эти возможности снижаются. Но, с возрастом человек приобретает опыт приспособления, он находит «общий язык» с внешней средой.

В другой психологической теории выделяются четыре психологических фактора адаптации личности. Когнитивный фактор включает в себя когнитивные способности и специфичные особенности когнитивных процессов. Фактор эмоционального реагирования включает особенности эмоциональной сферы. Практическая деятельность – это фактор условий и особенностей деятельности индивида. Мотивация личности является особым фактором адаптации личности. Например, если у человека преобладает мотивация достижения успеха над мотивацией избегания неуспеха, тогда формируется успешная адаптация и ключевая деятельность становится более эффективной. Также на характер адаптации влияет соответствие мотивационного личностного ядра к целям и условиям деятельности. Мотив является фактором адаптации и с его помощью опосредуется воздействие внешних обстоятельств на индивида.

Покровительственная окраска

Покровительственная окраска очень важна для видов животных, не имеющих эффективных средств защиты от хищников. Благодаря ей животные становятся менее заметными на местности. Например, самки птиц, высиживающие яйца, почти не отличимы от фона местности. Яйца птиц также окрашены под цвет местности. Покровительственную окраску имеют донные рыбы, большинство насекомых и многие другие виды животных. На севере чаще встречается белая или светлая окраска, помогающая маскироваться на снегу (полярные медведи, полярные совы, песцы, детеныши ластоногих — бельки и др.). У ряда животных появилась окраска, образованная чередованием светлых и темных полос или пятен, делающая их менее заметными в кустарниках и густых зарослях (тигры, молодые кабаны, зебры, пятнистые олени и др.). Некоторые животные способны очень быстро менять окраску в зависимости от условий (хамелеоны, осьминоги, камбала и др.).


Похожие записи:

Добавить комментарий