Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджетная классификация на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вступает в силу Приказ Минфина России от 17.05.2022 № 75н, которым установлены перечни КБК на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Приказ содержит 95 перечней КБК. При этом отличия от перечней на 2022 год незначительные.
Принцип использования плана счетов
Компания сама решает, какие счета будут использоваться ею в работе. Кроме того, надо продумать, какие субсчета требуется открыть с учетом специфики ее деятельности.
Внимание! Компания не обязана строго придерживаться перечня субсчетов. Она может их переименовать, уточнить, объединить или исключить. Главное — с субсчетами должно быть удобно работать.
В результате формируется рабочий план счетов. Он утверждается учетной политикой компании. Если в течение года компания меняла свою деятельность, на следующий год она может утвердить скорректированный вариант.
Когда какая-либо операция специфична для деятельности компании и для нее отсутствует подходящий синтетический счет, допускается с разрешения Минфина ввести новый счет. При этом применяются счета, которые не задействованы в плане счетов.
Таблица ПСБУ 2023 с расшифровкой
Счета первого порядка (синтетические) |
Счета второго порядка (субсчета) |
||
Тип |
Наименование |
Номер |
Номер и наименование |
Раздел I. Внеоборотные активы |
|||
Активный |
Основные средства (ОС) |
01 |
По видам ОС |
Пассивный |
Амортизация ОС |
02 |
|
Активный |
Доходные вложения в материальные ценности |
03 |
По видам материальных ценностей |
Активный |
Нематериальные активы (НМА) |
04 |
По видам НМА, по расходам на НИОКР и на технологические работы |
Пассивный |
Амортизация НМА |
05 |
|
Активный |
Оборудование к установке |
07 |
|
Активный |
Вложения во внеоборотные активы |
08 |
1. Приобретение земельных участков 2. Приобретение объектов природопользования 3. Строительство объектов ОС 4. Приобретение объектов ОС 5. Приобретение НМА 6. Перевод молодняка животных в основное стадо 7. Приобретение взрослых животных 8. Выполнение НИОКР и технологических работ |
Раздел II. Производственные запасы |
|||
Активный |
Материалы |
10 |
1. Сырье и материалы 2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали 3. Топливо 4. Тара и тарные материалы 5. Запчасти 6. Прочие материалы 7. Материалы, переданные в переработку на сторону 8. Стройматериалы 9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности 10. Специальная оснастка и спецодежда на складе 11. Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации |
Активный |
Животные на выращивании и откорме |
11 |
|
Активно-пассивный |
Резервы под снижение стоимости материальных ценностей |
14 |
|
Активный |
Заготовление и приобретение материальных ценностей |
15 |
|
Активно-пассивный |
Отклонение в стоимости материальных ценностей |
16 |
|
Активный |
НДС по приобретенным ценностям |
19 |
1. НДС при приобретении ОС 2. НДС по приобретенным НМА 3. НДС по приобретенным материально-производственным запасам |
Раздел III. Затраты на производство |
|||
Активный |
Основное производство |
20 |
|
Активный |
Полуфабрикаты собственного производства |
21 |
|
Активный |
Вспомогательные производства |
23 |
|
Активный |
Общепроизводственные расходы |
25 |
|
Активный |
Общехозяйственные расходы |
26 |
|
Активный |
Брак в производстве |
28 |
|
Активный |
Обслуживающие производства и хозяйства |
29 |
|
Раздел IV. Готовая продукция и товары |
|||
Активно-пассивный |
Выпуск продукции (работ, услуг) |
40 |
|
Активный |
Товары |
41 |
1. Товары на складах 2. Товары в розничной торговле 3. Тара под товаром и порожняя 4. Покупные изделия |
Пассивный |
Торговая наценка |
42 |
|
Активный |
Готовая продукция |
43 |
|
Активный |
Расходы на продажу |
44 |
|
Активный |
Товары отгруженные |
45 |
|
Активный |
Выполненные этапы по незавершенным работам |
46 |
|
Раздел V. Денежные средства |
|||
Активный |
Касса |
50 |
1. Касса организации 2. Операционная касса 3. Денежные документы |
Активный |
Расчетные счета |
51 |
|
Активный |
Валютные счета |
52 |
|
Активный |
Специальные счета в банках |
55 |
1. Аккредитивы 2. Чековые книжки 3. Депозитные счета |
Активный |
Переводы в пути |
57 |
|
Активный |
Финансовые вложения |
58 |
1. Паи и акции 2. Долговые ценные бумаги 3. Предоставленные займы 4. Вклады по договору простого товарищества |
Пассивный |
Резервы под обесценение финансовых вложений |
59 |
|
Раздел VI. Расчеты |
|||
Активно-пассивный |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
60 |
|
Активно-пассивный |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
62 |
|
Пассивный |
Резервы по сомнительным долгам |
63 |
|
Пассивный |
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
66 |
По видам кредитов и займов |
Пассивный |
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
67 |
По видам кредитов и займов |
активно-пассивный |
Расчеты по налогам и сборам |
68 |
По видам налогов и сборов |
активно-пассивный |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
69 |
1. Расчеты по социальному страхованию 2. Расчеты по пенсионному обеспечению 3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию |
Пассивный |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
70 |
|
Активно-пассивный |
Расчеты с подотчетными лицами |
71 |
|
Активно-пассивный |
Расчеты с персоналом по прочим операциям |
73 |
1. Расчеты по предоставленным займам 2. Расчеты по возмещению материального ущерба |
Активно-пассивный |
Расчеты с учредителями |
75 |
1. Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал 2. Расчеты по выплате доходов |
Активно-пассивный |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
76 |
1. Расчеты по имущественному и личному страхованию 2. Расчеты по претензиям 3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам 4. Расчеты по депонированным суммам |
Пассивный |
Отложенные налоговые обязательства |
77 |
|
Активно-пассивный |
Внутрихозяйственные расчеты |
79 |
1. Расчеты по выделенному имуществу 2. Расчеты по текущим операциям 3. Расчеты по договору доверительного управления имуществом |
Раздел VII. Капитал |
|||
Пассивный |
Уставный капитал |
80 |
|
Активный |
Собственные акции (доли) |
81 |
|
Пассивный |
Резервный капитал |
82 |
|
Пассивный |
Добавочный капитал |
83 |
|
Активно-пассивный |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
84 |
|
Активно-пассивный |
Целевое финансирование |
86 |
По видам финансирования |
Раздел VIII. Финансовые результаты |
|||
Активно-пассивный |
Продажи |
90 |
1. Выручка 2. Себестоимость продаж 3. Налог на добавленную стоимость 4. Акцизы 9. Прибыль / убыток от продаж |
Активно-пассивный |
Прочие доходы и расходы |
91 |
1. Прочие доходы 2. Прочие расходы 9. Сальдо прочих доходов и расходов |
Активный |
Недостачи и потери от порчи ценностей |
94 |
|
Пассивный |
Резервы предстоящих расходов |
96 |
По видам резервов |
Активный |
Расходы будущих периодов |
97 |
По видам резервов |
Пассивный |
Доходы будущих периодов |
98 |
1. Доходы, полученные в счет будущих периодов 2. Безвозмездные поступления 3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы 4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей |
Активно-пассивный |
Прибыли и убытки |
99 |
|
Забалансовые счета |
|||
Арендованные основные средства |
001 |
||
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение |
002 |
||
Материалы, принятые в переработку |
003 |
||
Товары, принятые на комиссию |
004 |
||
Оборудование, принятое для монтажа |
005 |
||
Бланки строгой отчетности |
006 |
||
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов |
007 |
||
Обеспечения обязательств и платежей полученные |
008 |
||
Обеспечения обязательств и платежей выданные |
009 |
||
Износ ОС |
010 |
||
ОС, сданные в аренду |
011 |
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 101)
Рассмотрим основные изменения в счете 101 00 000 «Основные средства»:
1. Появилась новая проводка. Когда основные средства передаются в финансовую аренду (безвозмездное бессрочное пользование) арендодателем (ссудодателем), выбытие объектов ОС, классифицируемых как объекты неоперационной (финансовой) среды, отражается следующими проводками:
ДЕБЕТ счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» соответствующих счетов аналитического учета: |
0 104 00 000 «Амортизация» |
0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов» |
КРЕДИТ соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» |
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 0 111 00 000)
На счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» осуществляется учет объектов операционной аренды:
Счет аналитического учета | Наименование |
0 111 41 000 | Права пользования жилыми помещениями |
0 111 42 000 | Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями) |
0 111 44 000 | Права пользования машинами и оборудованием |
0 111 45 000 | Права пользования транспортными средствами |
0 111 46 000 | Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным |
0 111 47 000 | Права пользования биологическими ресурсами |
0 111 48 000 | Права пользования прочими основными средствами |
0 111 49 000 | Права пользования непроизведенными активами |
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 206 00)
В КОСГУ в счет 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» были добавлены новые подстатьи, а потому вводятся и новые счета:
Счет | Подстатья КОСГУ |
0 206 96 000 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов» | 296 (с 1 января 2023 года) |
0 206 27 000 «Расчеты по авансам по страхованию» | 227 (с 1 января 2023 года) |
0 206 28 000 «Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений» | 228 (с 1 января 2023 года) |
0 206 29 000 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» | 229 (с 1 января 2023 года) |
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
При объекте «доходы» (единый налог) | 182 1 05 07000 01 1000 110 | 182 1 05 07000 01 2100 110 | 182 1 05 07000 01 3000 110 |
При объекте «доходы минус расходы» (единый и минимальный налог) | 182 1 05 07000 01 1000 110 | 182 1 05 07000 01 2100 110 | 182 1 05 07000 01 3000 110 |
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
ПФР и ФСС объединились и образовали новую структуру — Социальный фонд России (СФР). Вот что изменилось в работе страхователей после объединения фондов:
- Применяется единая предельная база для исчисления страховых взносов. Её будут ежегодно индексировать, в 2023 году база составляет 1 917 000 рублей.
- Для всех плательщиков применяется единый тариф страховых взносов, который не делится по видам страхования. Новый тариф составляет 30% в пределах единой базы и 15,1% сверх базы. Пониженные тарифы для МСП, IT-компаний и других льготников сохранились.
- За работников на ГПД и большинство временно пребывающих иностранцев теперь нужно платить взносы по тому же тарифу, что и за остальных работников.
- Работники по ГПД теперь имеют право получать больничные и детские пособия. Но только в случае, если в 2022 году за работника заплатили не менее 4 833,72 рублей взносов на ВНиМ.
- В связи с объединением фондов отчётность по персонифицированному учёту и взносам на травматизм тоже изменилась: теперь вместо отчётов 4-ФСС, СЗВ-ТД, СИоЗП (для бюджетников), СЗВ-СТАЖ и ДСВ-3 нужно сдавать единую форму сведений — ЕФС-1.
Единый налоговый платёж и единый налоговый счёт
С 1 января 2023 года все платежи в бюджет совершаются через единый налоговый счёт. Это касается и организаций, и предпринимателей на всех системах налогообложения.
Схема работы ЕНП такова: налогоплательщик одним платёжным поручением перечисляет деньги на счёт, открытый в Федеральном казначействе. А налоговая сама распределяет эти средства на уплату:
- налогов, в том числе агентских;
- авансовых платежей по налогам;
- взносов на ОПС, ОМС и на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ВНиМ;
- сборов, кроме госпошлины;
- пеней, штрафов и процентов по перечисленным платежам.
Расчеты по операциям финансирования из бюджетов
Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных Письмах от 15 января и от 4 февраля 2021 г. Эти корреспонденции закрепили в инструкциях к планам счетов.
По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе прописали, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.
Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.
Изменения Плана счетов бюджетного учета
Согласно Приказу № 127н в План счетов бюджетного учета добавлены следующие счета.
Номер счета |
Название счета |
Примечание |
---|---|---|
0 107 10 000 |
Недвижимое имущество учреждения в пути |
Применяются в части воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов |
0 107 11 000 |
Основные средства – недвижимое имущество учреждения в пути |
|
0 109 60 200 |
Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг |
Является обобщающим для затрат, относящихся непосредственно к реализации готовой продукции, выполнению работ, оказанию услуг |
0 205 82 000 |
Расчеты по невыясненным поступлениям |
Применяется для отражения сумм доходов, требующих уточнения |
0 206 11 000 |
Расчеты по оплате труда |
Применяется для учета дебиторской задолженности по выданным авансам по оплате труда |
0 209 30 000 |
Расчеты по компенсации затрат |
Введены для отражения дополнительной аналитики показателей, учитываемых на счете 0 209 00 000 |
0 209 40 000 |
Расчеты по суммам принудительного изъятия |
|
0 209 83 000 |
Расчеты по иным доходам |
|
0 210 10 000 |
Расчеты по налоговым вычетам по НДС |
Введены вместо ранее применявшегося счета 0 210 01 000 |
0 210 11 000 |
Расчеты по НДС по авансам полученным |
|
0 210 12 000 |
Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам |
|
0 401 60 000 |
Резервы предстоящих расходов |
Введен для отражения операций по созданию и использованию резервов предстоящих расходов |
0 502 07 000 |
Принимаемые обязательства |
Введен для обособленного учета бюджетных обязательств, принимаемых при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) |
0 502 09 000 |
Отложенные обязательства |
Введен для обособленного учета обязательств в сумме созданных резервов |
0 504 00 000 |
Сметные (плановые, прогнозные) назначения |
Применяется для обобщения информации о прогнозируемых (планируемых) доходах (поступлениях) |
0 507 00 000 |
Утвержденный объем финансового обеспечения |
Используется для обобщения информации о сумме денежных средств, предусмотренных в пределах прогнозируемых показателей по доходам (поступлениям) |
Забалансовый счет 27 |
Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам) |
Предназначен для учета форменного обмундирования, специальной одежды и иного имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей |
Забалансовый счет 30 |
Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц |
Предназначен для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплате пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов) |
Что представляет собой Приказ № 157н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год)? Это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.
Новая система организации бюджетного учета
Основными причинами разработки и внедрения новой системы бюджетного учета были следующие.
Недостатком существующей системы можно считать отсутствие интеграции с бюджетной классификацией РФ. Указанная проблема выражается в невозможности использования учетных регистров при анализе состояния активов и обязательств бюджетной системы РФ, а также соотносить их с операциями, осуществляемыми при исполнении бюджета. Таким образом, значительно усложняется использование отчетных данных при составлении проектов бюджетов.
Бухгалтерский учет единиц бюджетной системы РФ в зависимости от возложенных на них функций в ходе исполнения бюджета делится на две области ведения учета: учет по операциям кассового обслуживания бюджета и учет по операциям исполнения бюджета бюджетным учреждением, которое в отличие от органов, организующих исполнение бюджетов, в рамках реализации Бюджетного послания Президента РФ «О бюджетной политике на 2003 год» должно вести учет финансово-хозяйственных операций по методу начисления. Для формирования качественной прозрачной отчетности о государственных операциях должна существовать единая система ведения бухгалтерского учета для всех единиц бюджетной системы РФ, позволяющая консолидировать учетную информацию по правилам бухгалтерского учета.
Третьей причиной реформирования системы бюджетного учета является необходимость формирования отчетности на основании Международных стандартов, что дает возможность формировать всеобъемлющую и полную информацию о секторе государственного управления, причем на качественно новой основе. Для внутренних пользователей формирование полной и всеобъемлющей информации об операциях сектора государственного управления может стать предметом серьезного анализа, являющегося основой для планирования и разработки налогово-бюджетной политики, а также для оценки влияния деятельности сектора государственного управления на экономику страны в целом и на отдельные ее сектора. Кроме того, такая информация будет способствовать информированности общества в проводимой экономической политике и укреплению доверия к деятельности правительства. Однако при существующей системе учета исполнения бюджетов, разделенной на два обособленных сегмента, опосредованно связанной с бюджетной классификацией и не в полной мере соответствующей Международным стандартам учета, сформированная на ее основе бухгалтерская отчетность не дает целостной картины состояния государственных финансов в стране и непонятна иностранным партнерам.
- И, наконец, такой важный участок финансово-хозяйственной деятельности, как санкционирование бюджетных расходов, вообще не отражался в бухгалтерском учете участников бюджетного процесса. Учет таких операций осуществлялся вне рамок бухгалтерского учета: по Ведомости учета ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) и объемов финансирования расходов у главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (ф. N 301) и у получателя бюджетных средств (ф. N 294). В результате нарушался один из основных принципов бюджетного законодательства РФ — принцип санкционирования всех расходов бюджетных учреждений, что существенно снижало уровень контроля со стороны распорядителей бюджетных средств за их целевым использованием.
В целях реализации новых принципов формирования системы бюджетного учета и устранения вышеперечисленных и иных недостатков ранее действующей системы организации бухгалтерского учета в секторе государственного управления Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н была утверждена Инструкция по бюджетному учету (далее по тексту — Инструкция N 70н).
Первая из перечисленных выше проблем реализована в Инструкции N 70н путем включения КБК РФ в структуру счетов бюджетного учета в виде первых 17 знаков номера счета. Благодаря интеграции с бюджетной классификацией РФ План счетов бюджетного учета позволяет на основе кодов классификации запасов активов и обязательств и потоков по операциям учитывать запасы конкретного типа активов или пассивов в начале учетного периода, провести учет изменений в этих запасах, вызванных операциями, и соответственно выйти на стоимость запасов на конец отчетного периода. Такая система учета дает возможность полностью анализировать последствия конкретных экономических событий в секторе государственного управления.
Организация бюджетного учета финансовых активов и обязательств
Структура отражаемых в бюджетном учете финансовых активов и обязательств включает счета бюджетного учета как для отражения операций по методу начисления в бюджетных учреждениях, так и по кассовому обслуживанию исполнения бюджета в соответствующих органах исполнительной власти и федерального казначейства. Особенности ведения бюджетного учета в органах, организующих исполнение бюджетов, а также в органах федерального казначейства в настоящем материале не рассматриваются.
В части организации бюджетного учета в бюджетных учреждениях следует отметить, что, несмотря на то что основным методом исполнения бюджета является казначейский (при котором учреждению не открываются собственные счета в банках, а все их расчеты осуществляются органами федерального казначейства через открытые в них данным учреждениям лицевые счета), в практике бюджетных учреждений ограниченно применяется и кассовый метод исполнения бюджетов (т.е. с использованием собственных счетов учреждений в банковских организациях). Кроме бюджетных учреждений, еще не переведенных по каким-либо причинам на обслуживание в органы федерального казначейства, расчеты через открытые им банковские счета осуществляются в настоящее время, например, между бюджетными медицинскими учреждениями и организациями, действующими в рамках реализации программ обязательного медицинского страхования. Учитывая вышеизложенное, Инструкцией N 70н предусмотрено применение разных механизмов отражения осуществляемых бюджетными учреждениями финансово-хозяйственных операций в зависимости от того, в рамках какого из перечисленных выше методов исполнения бюджетов эти операции осуществляются. Рассмотрим особенности организации бюджетного учета в случае применения каждого из них.
В случае отражения учреждением финансовых активов и обязательств в рамках кассового исполнения бюджетов через открытые им собственные банковские счета порядок отражения в бюджетном учете операций по получению и движению указанных активов и обязательств в принципе не отличается от установленного Инструкцией N 107н:
- поступление сумм бюджетного финансирования на счет учреждения отражается по Д-т сч. 020101510 в корреспонденции с уменьшением задолженности соответствующего распорядителя по перечислению данных средств К-т сч. 030404ххх;
- поступление средств от заказчиков платных услуг учреждения на его банковский счет — по Д-т сч. 020101510 и К-т сч. 020503660 (уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж работ и услуг);
- получение денежных средств в кассу учреждения — по Д-т сч. 020104510 «Поступление в кассу» и К-т сч. 020101610 «Выбытие средств с банковских счетов» и т.п.
При отражении учреждением финансовых активов и обязательств в рамках казначейского исполнения бюджетов в связи с отсутствием у него собственных счетов в банках такого объекта учета, как денежные средства на данных счетах, для учреждения не существует. При этом все безналичные расчеты учреждения отражаются в его бюджетном учете в виде изменения задолженности перед соответствующим органом федерального казначейства по использованию выделенных средств. Вместо счета 020101510 «Поступление средств на банковский счет» учреждение, отражающее финансово-хозяйственные операции в рамках казначейского исполнения бюджетов, применяет счет 021002ххх «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов».
При завершении финансового года собранные в Д-т сч. 021002ххх суммы доходов за минусом списанных с данного счета в течение года сумм налогов и иных отчислений списываются в дебет счета 040103ххх «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Таким же образом в корреспонденции со счетами расчетов с органами федерального казначейства отражаются и операции по возникновению и погашению «расходных» обязательств учреждения.
Описанные выше принципы отражения безналичных операций при кассовом и казначейском исполнении бюджета в бюджетном учете применяются и при отражении указанных операций через кассу учреждения. Отражение в бюджетном учете операций по движению денежных средств во временном распоряжении или в пути также осуществляется в соответствии с описанными выше принципами учета. Правда, не совсем понятно требование отражения на счете 020102ххх «Денежные средства учреждения во временном распоряжении» средств, полученных на ответственное хранение. Поскольку права на данные средства к учреждению не переходят, по-моему, следует отражать их на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Проблемы отражения в бюджетном учете доходов и расходов от предпринимательской деятельности учреждения
Доходы бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности согласно ст.ст.41 и 42 БК РФ являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета. Кроме того, Законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ в эти статьи внесены изменения, согласно которым доходы от оказания бюджетными учреждениями платных услуг и от использования закрепленного за ними федерального (муниципального) имущества считаются неналоговыми доходами бюджета только после уплаты начисленных на них в соответствии с действующим налоговым законодательством РФ сумм налогов и сборов. В гл.25 НК РФ, кроме того, была включена ст.321.1, регламентирующая особенности ведения налогового учета в бюджетных учреждениях.
Вместе с тем, учитывая, что доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений при казначейском исполнении бюджета (являющемся основным методом исполнения бюджета) поступают непосредственно на доходные счета бюджета органов федерального казначейства, а также положение ст.40 БК РФ о том, что денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда, следует признать, что объекта налогообложения хотя бы налогом на прибыль в данном случае возникать не должно. В противном случае следует констатировать, что государство в соответствии с НК РФ обложило налогом на прибыль само себя.
Если в рамках действующей до 2005 г. системы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, регламентированной Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, еще можно было говорить о получении учреждением каких-либо подлежащих налогообложению доходов, так как средства, находящиеся на счетах органа федерального казначейства, классифицировались в соответствии со старым Планом счетов как «средства учреждения», то новая система бюджетного учета предполагает отражать доходы, получаемые от оказания бюджетным учреждением платных услуг, только как изменение задолженности данного учреждения по перечислению в бюджет неналоговых доходов. Таким образом, подлежащая налогообложению предпринимательская выручка бюджетного учреждения после вступления в действие принципов новой системы бюджетного учета, по мнению автора, может возникать только при кассовом исполнении этим учреждением соответствующего бюджета (т.е. не через лицевой счет в органе федерального казначейства, а через счета, открытые непосредственно учреждению в банковско-кредитных организациях).
В настоящее время в соответствии с п.5 Приказа Минфина России от 26.08.2004 N 70н о введении в действие Инструкции по бюджетному учету предусмотрено обеспечить в соответствии с требованиями указанной Инструкции с 1 января 2006 г. бухгалтерский учет начисления доходов бюджетов, кроме доходов от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. Такая формулировка не совсем понятна, так как ввести План счетов бюджетного учета без счетов «доходов от предпринимательской деятельности» или порядка их применения в строго взаимосвязанной системе отражения в учете учреждения всех осуществляемых им финансово-хозяйственных операций практически невозможно. Согласно комментариям специалистов Минфина России (в частности, директора Департамента бюджетной политики Минфина России А.М. Лаврова) в процессе дальнейшего реформирования бюджетной системы РФ доходы, получаемые бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности, предполагается все же считать неналоговыми доходами соответствующего бюджета и использовать для финансирования нужд бюджетных учреждений в соответствии с согласованной с вышестоящим распорядителем бюджетных средств их потребностью в соответствующих затратах.
Наличие в действующих нормативных актах положений, трактующих доходы от предпринимательской деятельности и как подлежащую обложению налогом на прибыль выручку, и как неналоговые доходы соответствующего бюджета.
При дальнейшем внедрении и совершенствовании новой системы бюджетного учета соответствующим государственным органам, по мнению автора, следует, наконец, решить проблему налогообложения предпринимательских доходов бюджетных учреждений в строгом соответствии с требованиями и логикой действующего законодательства РФ и здравого смысла.