Могут ли инспекторы останавливать машину вне постов в ночное время?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли инспекторы останавливать машину вне постов в ночное время?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Действия сотрудников ГИБДД на дорогах регулирует Административный регламент, утвержденный Приказом МВД № 664 от 23.08.2017 года. В нем отражены меры и способы осуществления государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения законодательных требований в сфере безопасности дорожного движения. В документе рассмотрены основания, на которых сотрудники ГИБДД вправе требовать остановки транспортного средства.

Где разрешено и где запрещено останавливать транспорт?

В идеальном случае, инспектор должен останавливать транспортные средства возле поста патрульной службы с утвержденной зоной ответственности работников ГИБДД. Также допускается осуществление контроля на тех участках дороги, на которых не запрещена остановка. На мостах, эстакадах, в тоннелях и на скоростных трассах, машины могут быть остановлены из патрульного автомобиля с включенными проблесковыми маячками.

Водитель обязан остановиться по требованию инспектора, однако правила остановки и стоянки лучше не нарушать, чтобы впоследствии не оказаться оштрафованным за нарушение ПДД. Если сотрудник ДПС указывает водителю остановиться в месте, где остановка запрещена, то лицу, управляющему авто рекомендуется доехать до места, где по правилам она разрешена.

Запрещена остановка машины сотрудником ГИБДД на тех участках дорог, на которых она не разрешена ПДД. Исключением являются ситуации, когда остановка связана с необходимостью пресечения преступления или предотвращения реальной угрозы жизни или здоровью другим участникам дорожного движения. Запрет правового акта не актуален также при обозначении места остановки патрульным автомобилем с включенным световым сигналом или использующим другие средства организации дорожного движения.

Если на стационарном посту инспектор может остановить машину с целью проверки документации, то вне его такая причина не может быть основанием для прекращения движения участника по инициативе уполномоченного лица. Повод для такого действия должен быть вынужденной мерой, без которой невозможно обеспечить безопасность других участников дорожного движения. Водитель имеет право свободно получить информацию о своих правах. К нему не могут быть применимы меры, не предусмотренные правовыми актами. Инспектор не вправе ссылаться на секретные инструкции, поскольку Конституций РФ определяет, что человек должен владеть информацией, которая его касается, особенно если вопрос находится в правовом поле.

Работают ли дорожные инспекторы ночью

В своей работе сотрудники ГИБДД руководствуются Приказом № 664 от 23.08.2017, который не регламентирует время несения службы. Главная задача инспекторов ДПС — круглосуточное обеспечение безопасности дорожного движения. Время патрулирования дорог и освещенность участка в Приказе не оговорены, зато четко перечислены основания для остановки транспортного средства. К ним относятся:

  • нарушение водителем ПДД;
  • подозрение в угоне транспортного средства;
  • опрашивание водителя и пассажиров как понятых или свидетелей правонарушений;
  • необходимость воспользоваться в чрезвычайной ситуации автомобилем владельца;
  • проведение запланированной проверки документов и операции по предупреждению нарушений;
  • содействие в оказании помощи при ДТП.

Любое из перечисленных оснований дает право представителю ДПС остановить автомобилиста где угодно и в любое время. Сотрудник ГИБДД, исполняющий ночью служебные обязанности на дорогах, должен иметь при себе жилет со светоотражающими элементами и жезл, который виден в темноте.

Где разрешено и где запрещено останавливать транспорт?

В идеальном случае, инспектор должен останавливать транспортные средства возле поста патрульной службы с утвержденной зоной ответственности работников ГИБДД. Также допускается осуществление контроля на тех участках дороги, на которых не запрещена остановка. На мостах, эстакадах, в тоннелях и на скоростных трассах, машины могут быть остановлены из патрульного автомобиля с включенными проблесковыми маячками.

Водитель обязан остановиться по требованию инспектора, однако правила остановки и стоянки лучше не нарушать, чтобы впоследствии не оказаться оштрафованным за нарушение ПДД. Если сотрудник ДПС указывает водителю остановиться в месте, где остановка запрещена, то лицу, управляющему авто рекомендуется доехать до места, где по правилам она разрешена.

Запрещена остановка машины сотрудником ГИБДД на тех участках дорог, на которых она не разрешена ПДД. Исключением являются ситуации, когда остановка связана с необходимостью пресечения преступления или предотвращения реальной угрозы жизни или здоровью другим участникам дорожного движения. Запрет правового акта не актуален также при обозначении места остановки патрульным автомобилем с включенным световым сигналом или использующим другие средства организации дорожного движения.

Если на стационарном посту инспектор может остановить машину с целью проверки документации, то вне его такая причина не может быть основанием для прекращения движения участника по инициативе уполномоченного лица. Повод для такого действия должен быть вынужденной мерой, без которой невозможно обеспечить безопасность других участников дорожного движения. Водитель имеет право свободно получить информацию о своих правах. К нему не могут быть применимы меры, не предусмотренные правовыми актами. Инспектор не вправе ссылаться на секретные инструкции, поскольку Конституций РФ определяет, что человек должен владеть информацией, которая его касается, особенно если вопрос находится в правовом поле.

Можно ли прятать патрульные автомобили в кустах?

Патрульный автомобиль должен располагаться таким образом, чтобы его могли видеть участники дорожного движения. Цель такого размещения — не «поймать за руку» нарушителя, а предотвратить нарушения. Таким образом, в кустах прятать автомобиль запрещается, зато можно спрятать его за остановкой или за пригорком. Причем такое возможно только в аварийно-опасных местах или при использовании фото-, видеосъемки.

Также в новом регламенте запрещается маскировать автомобиль и ставить его в темноте. Это, несомненно, очень важно. Объясню, почему. Представьте себе такая ситуация: «Едете Вы по дороге ночью где-нибудь за городом. А тут из кустов выпрыгивает непонятная личность и требует остановиться. А что это за личность, и какие у нее намерения неизвестно». Теперь патрульные автомобили будут стоять только на освещенных участках дорог, и никогда не возникнет сомнений в том, кто машет руками из темноты.

43. При контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность для своевременного пресечения правонарушения.

В целях обеспечения контроля за дорожным движением в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.

Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются (за исключением случаев использования специальных технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме, размещаемых в салоне патрульного автомобиля с открытой панелью багажного отделения).

В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник должен нести службу на освещенных участках дорог, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение.

Законодательное регулирование вопроса

Действия сотрудников ГИБДД на дорогах регулирует Административный регламент, утвержденный Приказом МВД № 664 от 23.08.2017 года. В нем отражены меры и способы осуществления государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения законодательных требований в сфере безопасности дорожного движения. В документе рассмотрены основания, на которых сотрудники ГИБДД вправе требовать остановки транспортного средства.

Сотрудник ГИБДД может остановить транспортное средство в любое время суток при наличии оснований для таких действий. Законом определено право уполномоченного работника на остановку автомобилей для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, для проверки водительской документации, бумаг, подтверждающих право собственности или эксплуатации транспорта, наличия полиса обязательной страховки и документов на перевозимый груз.

Отмена закрытых площадок при сдаче экзаменов в 2023

Внесенные изменения в сдаче экзамена в ГИБДД в 2023 году исключают демонстрацию навыков будущих водителей на закрытых площадках.

Им достаточно показать свое умение управлять транспортным средством в городском шоссе, где наблюдается естественный поток автомашин. То есть им не приходиться сдавать «площадку».

Такое правило относится к выпускникам, которые хотят получать права для управления легковым автомобилем, автобусом, грузовиком и составом.

Дополнительно от них требуется выполнять следующие маневры в реальных условиях:

  • развернуть автотранспорт в ограниченном пространстве;
  • параллельно припарковать ТС;
  • начинать ход на подъеме;
  • въезд в гараж выполнением заднего хода.

В автодромах или закрытой площадке будут проводиться испытания для тех, кто намерен получать удостоверение, разрешающее управлять мотоциклом, трициклом, квадроциклом и мопедом.

Электронные документы водителя

21 век уже давно на дворе, но до недавнего времени, мы были заложника макулатуры, и да, нельзя не отметить, что наше правительство постоянно совершенствует систему, и вот наконец, мы дождались:

В ПДД РФ, есть пункт 2.1.1 добавлен еще один абзац, а именно:

«Документы, предусмотренные настоящими Правилами, в случае их оформления в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе».

То есть теперь у каждого водителя появилась возможность при необходимости предъявлять все документы (полис страховки — ОСАГО, свидетельство о регистрации ТС — СТС, водительское удостоверение – права) не только на бумажном носителе, но и в электронном виде! По сути в некоторых регионах это уже можно делать некоторое время и эксперимент показал себя с положительной стороны. Суть электронных документов заключается в том, что есть приложение «Госуслуги Авто», загружая туда данные документов у Вас будет сформирован уникальный QR-код, по которому любой сотрудник ГИБДД сможет проверить ваш документ.

Читайте также:  Лишение родительских прав отца

Кстати, из ПДД исключена необходимость иметь при себе следующие документы (если это применимо):

  • Лицензионная карточка;
  • Временное разрешение на право управления ТС;
  • Карточка допуска на ТС для осуществления международный перевозок.

Россия впрок запаслась зимней резиной

«Не думаю, что у инспекторов возникнут проблемы с определением сезонности шин, это видно невооруженным взглядом, летняя резина определяется по маркировке»,— указывает капитан ГИБДД в отставке, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов. Эксперт обратил внимание на то, что регионы получили право лишь увеличивать зимний период запрета езды на летней резине, тогда как ряд регионов, например, Краснодарский край или Адыгея, напротив, могли бы сократить его до одного месяца. Автовладельцы порой ездят на летней резине «не от хорошей жизни», добавляет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: покрышки подорожали, ассортимент сокращается. Он также говорит о возможных сложностях, которые могут возникнуть у автовладельцев при перемещениях между регионами, например из Краснодара в Москву.

«По идее в каждой поездке нужно будет переобуваться, но делать этого никто не будет,— говорит господин Шапарин.— Вопрос нужно как-то отрегулировать».

Комментируя усиление контроля за световыми приборами, эксперт рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках регуляторной гильотины Григорий Шухман пояснил: нештатные ксеноновые и светодиодные лампы грамотный инспектор в состоянии обнаружить через стекло фары или подняв капот, хотя в случае с газоразрядными сделать это чуть сложнее. «В любом случае вскрытие фары с анализом сменной лампы однозначно говорит, стандартная она или нештатная альтернатива лампе накаливания»,— резюмирует он.

Когда можно моргать фарами?

Да, чаще всего водители моргают фарами (одно или несколько кратковременных переключений фар с ближнего или ДХО на дальний) при предупреждении о сотрудниках ДПС встречным автомобилям. Однако, ПДД рекомендуют это делать совсем в других случаях. В каких же:

  • для предупреждения других участников дорожного движения о начале обгона;
  • если Вас ослепляет встречное транспортное средство.

При этом, нигде в Правилах не указан прямой запрет моргать фарами. Тем не менее, сотрудниками ДПС это может быть расценено как нарушение ПДД, вследствие чего можно легко заработать штраф в размере 500 рублей. Подумайте сами, ведь при моргании Вы включаете дальний свет, а его включать в большинстве случаев запрещено.

Как видите, всё очень просто! Но давайте ещё больше упростим эти Правила использования световых приборов и представим всё в наглядном табличном виде.

Условия/свет Светлое время Тёмное время суток, освещённые участки дорог населённых пунктов Тёмное время суток, неосвещённые участки дорог Тоннель Недостаточная видимость
Ближний свет + + + + +
Дальний свет + + +
Противотуманные фары +1 +2 +2
Дневные ходовые огни +
Задние противотуманные фонари +

Остановка Дпс В Темное Время Суток 2022

Пойдя на принцип, я ни разу не показал ни одного документа — в ответ на просьбу инспектора сразу спросил: «назовите причину остановки». Практически во всех случаях гаишники рассказывали, что такое же авто находится в розыске (универсальный предлог), но на ответную просьбу показать ориентировку на такую же машину замолкали и молча отходили.

Ответ: В соответствии с п.22.7 ПДД запрещается перевозить пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, не считая детей до 12-летнего возраста. При этом фактическая масса транспортного средства не должна превышать величины разрешенной максимальной массы, установленной предприятием-изготовителем, и количество детей до 12-летнего возраста не должно превышать числа посадочных мест для пассажиров.

Полномочия инспекторов

Порядок исполнения обязанностей сотрудниками автоинспекции прописан в Приказе МВД №185. Многие автовладельцы задают вопрос, имеет ли право представитель инспекции требовать от водителя покинуть салон машины? Сотрудник вправе попросить об этом, но выполнять просьбу или нет – право водителя, а не его обязанность.

Приказ остановиться подается инспектором при помощи громкой связи или жезла со свистком. В обязанность сотрудника инспекции вменяется точное указание жезлом на авто. Если на машину жезл не указывает, водитель вправе продолжить движение.

Где можно остановить ТС? По Правилам ПДД это должна быть хорошо освещенная трасса или пост ДПС. При остановке авто на дороге, одежда работника ДПС должна содержать светоотражающие детали. Если нарушен порядок остановки ТС, автовладелец вправе обжаловать действия инспектора у руководства или через суд.

Кто из полицейских имеет право остановить ТС?

Что же касается непосредственно сотрудников полиции, то важно понимать, кто имеет право останавливать ТС и при каких условиях. Под определение регулировщиков в первую очередь попадают инспекторы батальонов, рот и полков дорожно-патрульной службы. Если вас останавливают на стационарном посту, то это может сделать и инспектор технического надзора.

Важный момент: на дорогах можно встретить не только сотрудников дорожной полиции, но и стажеров ДПС. Так вот, им запрещено останавливать любые транспортные средства. Это специально прописано в приказе федерального Министерства внутренних дел от 2011 года. В частности, в этом приказе отмечается, что при привлечении стажера к патрулированию сотрудникам полиции строго запрещается поручать ему самостоятельно осуществлять следственные действия, регулировать движение на улицах, составлять документы о дорожно-транспортных происшествиях и оформлять соответствующие протоколы о нарушениях административного законодательства. Так что стажер ДПС официально не является регулировщиком, у которого есть право на остановку автомобиля или любого другого транспортного средства.

Читайте также:  Льготы по транспортному налогу для пенсионеров

Алгоритм общения с инспектором ГИБДД

Порядок остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД подробно прописан в законе. Требуя остановиться, инспектор должен явно указать, где автомобиль необходимо припарковать. Это должно быть разрешенное для остановки места, за исключением особых случаев, описанных выше.

Остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД должен назвать свое имя и должность, сообщить о причине остановке. Кстати, ему разрешено скрыть от водителя истинную причину, по которой остановлен автомобиль, но только в том случае, если водителя или кого-то из его пассажиров подозревают в участии в преступлении или организации ДТП. Их задержание входит в обязанности сотрудников Госавтоинспекции.

Обратите внимание, что по правилам остановки сотрудникам ГИБДД запрещается требовать, чтобы водитель вышел из транспортного средства. Есть только несколько исключений, когда требования сотрудника ДПС выполнить необходимо. Водитель обязан выйти, если его подозревают в том, что он находится в состоянии наркотического, алкогольного или токсикологического опьянения, а также для устранения поломки авто или при выявлении нарушений правил транспортировки грузов, в случае если водители или пассажиры подозреваются в преступлении или помощь нужна другим водителям.

Также инспектор должен предъявить служебное удостоверение. Но тут есть оговорка, что делать это необходимо только по требованию водителя. Конечно, не все на такое решаются, может возникнуть психологический барьер при общении с представителем власти, преодолеть его не всегда удается. Предъявляя удостоверение, сотрудник дорожной полиции не должен передавать его в руки водителю, но должен по требованию сообщить номер своего нагрудного знака. Если остановка произошла по причине нарушения, то полицейский обязан подробно и ясно объяснить, в чем было нарушение.

При езде ночью очень важны хорошие зрение и фары. Если зрение или фары с изъяном, это отразится на стиле езды. Чрезмерно напрягать зрение или быстро ехать с плохо светящимися фарами — все равно что ехать наугад. То, что вы все же видите происходящее непосредственно перед автомобилем, не имеет решающего значения. Если вы едете со скоростью 90 км/ч и видите только на 60 м перед собой, то, собственно, ничего не видите — в лучшем случае вы остановитесь в 17 м за непредвиденным препятствием!

Свое зрение вы улучшить не можете. Помочь беде можно только очками. Предусмотрительные автомобилисты постоянно имеют при себе в машине их запасную пару. Если очки разобьются, водители не будут обречены на езду вслепую (даже днем). Можно усилить свет фар, состояние их и уход за ними зависят от вас. Таким образом вы непосредственно влияете на свою безопасность и во время ночных поездок.

Обгон в ночное время на дороге не так опасен, как разъезд со встречным автомобилем, если в поле зрения его нет. Начинается этот маневр с момента, когда водитель обгоняемого автомобиля видит в зеркало заднего вида свет фар обгоняющего автомобиля.

При подъезде к обгоняемому автомобилю на расстояние, при котором свет начинает попадать в зеркала заднего вида, необходимо сменить дальний свет на ближний, чтобы не ослепить водителя обгоняемого автомобиля. Дорога видна и так, ее освещают головные фары обгоняемого автомобиля.

Поравнявшись с обгоняемым транспортным средством, можно переключить свет фар на дальний, потому что обгоняемому транспортному средству этим не помешаешь. После обгона нельзя тотчас же съезжать вправо, т.к. есть опасность переехать дорогу автомобилю, оставшемуся сзади. Следует отдалиться от него на несколько десятков метров и только тогда постепенно перемещаться на правую половину дороги.

Водитель обгоняемого автомобиля должен обезопасить себя от ослепления через зеркало заднего вида. Внутреннее зеркало легкового автомобиля имеет устройство для перевода его в положение, исключающее ослепление. Не забывайте об этом устройстве. На грузовом автомобиле необходимо отклонить голову немного в сторону. Отклонять наружные зеркала нельзя, потому что установить их вновь на темной дороге будет невозможно. Когда водитель обгоняемого автомобиля замечает, что обгоняющий автомобиль оказался вблизи его автомобиля, он должен принять вправо и освободить дорогу для обгона. В момент обгона можно немного уменьшить скорость, чтобы сократить время выполнения небезопасного маневра. Когда обгоняющий автомобиль выдвинулся немного вперед, водитель обгоняемого автомобиля должен изменить дальний свет на ближний и ехать с ближним светом фар до тех пор, пока не перестанет отчетливо видеть дорогу в свете фар автомобиля, едущего впереди, только тогда опять можно включить дальний свет.

Подача звукового сигнала перед обгоном ночью не является необходимой, т.к. луч света фар предупреждает водителя впереди едущего автомобиля о намерении обгона.


Похожие записи:

Добавить комментарий