Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «10.2. Самовольное занятие земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.
Основания, по которым Росреестр может запустить процедуру изъятия земельного участка у собственника или расторгнуть с ним договор аренды, указаны в Гражданском и Земельном кодексах. Среди них:
- неиспользование участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в течение трех лет;
- использование земельного участка не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.
Комментарий к статье.
1. Под самовольным захватом земли понимается безосновательное, совершенное без наличия каких-либо надлежащим образом оформленных разрешительных документов занятие участка земли путем размещения на нем принадлежащего виновному лицу имущества либо разработки данного земельного участка в личных целях этого лица.
Введение в КоАП РФ рассматриваемого состава административного правонарушения обусловлено необходимостью обеспечения защиты правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также обеспечения неприкосновенности права собственности на данные объекты недвижимости.
В комментируемой статье рассматриваются два самостоятельных формальных состава административного правонарушения, различающиеся по объективной стороне и противоправности деяния.
Целью введения комментируемой статьи в КоАП РФ является обеспечение защиты права государственной, муниципальной и частной собственности на земельные участки, обеспечение установленного действующим законодательством порядка пользования, владения и распоряжения ими.
2. Как и любые другие составы административного правонарушения, содержащиеся в комментируемой статье составы имеют частично отличные от других объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону правонарушений.
Рассматриваемые составы носят формальный характер, поскольку административная ответственность за их совершение наступает с момента совершения виновных действий, независимо от возникновения или отсутствия негативных последствий, так как сами по себе действия, составляющие объективную сторону составов, влекут нарушение установленного порядка владения, пользования и распоряжения самовольно занятым земельным участком либо существующего на него права собственности.
Объектом рассматриваемого правонарушения, предусматривающего административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, являются общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.
В качестве предмета рассматриваемого состава административного правонарушения можно обозначить земли и составляющие их земельные участки, то есть части поверхности земли, включая покрывающий их почвенный слой. Границы таких земельных участков обязательно должны быть определены и закреплены в установленном законом порядке путем проведения необходимой процедуры государственной регистрации.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными на установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке.
В качестве таких действий могут рассматриваться два вида действий:
— самовольное занятие земельного участка, выражающееся в размещении на нем каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лиц, имеющих законное право на владение, пользование или распоряжение им;
— использование земельного участка путем его засевания сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений, разведения в плодородном слое бактериально обогащенных культур и т.п.
По объективной стороне можно провести разграничение двух самостоятельных составов, отличающихся по признакам противоправности деяния:
— занятие и использование земельного участка в случае отсутствия документов, подтверждающих право пользования, владения или распоряжения данным земельным участком. В соответствии с положениями, закрепленными в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2006 N 404, правоустанавливающими документами на земельный участок являются:
копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;
кадастровый план земельного участка;
иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы;
— занятие и использование земельного участка при отсутствии документов, предоставляющих право на осуществление хозяйственной деятельности в пределах границ такого земельного участка, то есть ведение на нем работ, которые целиком либо в какой-то конкретной части требуют оформленного в установленном законом порядке разрешения на их осуществление (например, ведение строительства многоквартирного дома на земельном участке без специального разрешения на осуществление строительной деятельности и без отнесения занимаемого строительством земельного участка к необходимой категории земель).
3. Совершение рассматриваемых составов административных правонарушений возможно только в умышленной форме, поскольку неосторожная форма вины совершения подобных деяний не может образовать состав правонарушения и повлечь за собой наложение административной ответственности. Таким образом, субъективная сторона правонарушения устанавливается только в форме умысла.
В санкции комментируемой статьи КоАП РФ предусмотрен общий субъект рассматриваемого состава административного правонарушения.
Так, к административной ответственности могут быть привлечены:
— физические лица — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
— должностные лица — лица на постоянной или временной основе либо в соответствии со специальными возложенными на них полномочиями осуществляющие полномочия представителей власти, наделенные в установленном действующим законодательством порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, или выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные полномочия в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (подробнее см. комментарий к ст. 2.4 КоАП РФ);
— юридические лица — организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении выделенное имущество, отвечающие данным имуществом по своим обязательствам и действующие от своего имени в гражданско-правовых и иных правоотношениях.
Санкция рассматриваемой статьи предусматривает единственно возможный вид наказания — административный штраф, размер которого установлен отдельно для каждой категории субъектов рассматриваемого состава административного правонарушения.
4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Вместе с тем, если указанным правонарушением нарушены права на участки земель лесного фонда и земель, не входящих в состав лесного фонда, рассмотрение административных дел может осуществляться только должностными лицами органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда.
Что делать и куда следует обращаться
Неправомерные и незаконные действия в отношении земельных участков общего пользования могут существенным образом осложнять жизнь гражданам. В этих случаях необходимо действовать в рамках закона и обращаться в соответствующие органы.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, земли общего пользования и любые действия с ними находятся в ведении следующих лиц и органов:
- Госземконтроль – уполномоченный государственный орган);
- ОМС или Земельный контроль муниципалитета;
- Органы, осуществляющие территориальное общественное самоуправление, а также другие организации и объединения общественного типа;
- Земельный контроль общественного направления – в него входят заинтересованные в решении проблемы граждане;
- Субъекты землепользования – собственники, арендаторы, пользователи.
Владение земельными наделами может осуществляться гражданами и юрлицами на постоянной и временной основе, за плату или безвозмездно. Среди правовых и законных оснований для получения прав на землю можно выделить:
- выделение земельных участков во временное арендное пользование;
- приобретение надела в собственность по договору купли-продажи;
- получение земли по наследству;
- выкуп земли у государства или муниципалитета по итогам аукциона;
- иные основания, перечисленные в ЗК РФ и ГК РФ.
В каждом из перечисленных случаев постоянный или временный владелец участка приобретает право на защиту своего права от противоправных действий третьих лиц. Эта защита может осуществляться и от самовольного занятия земельного участка.
Исходя из норм ЗК РФ и гражданского законодательства, под самовольным занятием земли понимаются следующие ситуации:
- противозаконные действия владельца земли, направленные на расширение площади своего участка – вынесение элементов ограждения на границу своего надела, перенос межевых знаков на чужую территорию;
- вынесение части здания или строения на чужую территорию, либо нелегальное строительство на чужой земле;
- размещение имущества на чужом земельном наделе без согласия надлежащего собственника;
- эксплуатация участка без наличия правоустанавливающих документов;
- использование земли для коммерческих целей без оформления предпринимательской деятельности или специальной разрешительной документации.
Ответственность за самозахват: гражданская, административная, уголовная
Нередко правонарушители пытаются самовольно захватить и застроить землю в надежде, что со временем удастся оформить эту недвижимость на себя. Но, как показывает практика, легально получить чужой участок без согласия собственника невозможно, а захватчику рано или поздно приходится нести ответственность за нарушение закона. Прежде всего стоит помнить о гражданско-правовых последствиях:
- Невозможность законно пользоваться участком земли, осуществлять на нем строительство (застройку), использовать его в коммерческих целях и проводить сделки с самозанятым участком.
- Обязанность нарушителя покинуть самозахваченную территорию по требованию собственника, а также возместить причиненный вред и провести за свой счет все работы, позволяющие вернуть участку состояние, пригодное для дальнейшего использования земли (статья 76 ЗК РФ). К таким видам работ относятся: снос нелегальных построек, очистка от загрязнений, восстановление ограждения и межевых знаков.
- Обязанность компенсировать владельцу убытки и выплатить собственнику сумму, аналогичную полученной от участка прибыли.
Важным условием является то, что сам правонарушитель не имеет права претендовать на возмещение понесенных убытков, например, на возмещение ему стоимости нелегальных построек на самозахваченном участке (статья 222 ГК РФ).
Одновременно с вышеперечисленными последствиями за несанкционированную эксплуатацию занятой территории нарушителю будет грозить административное наказание — денежный штраф. Размер взыскания зависит от того, кем является правонарушитель. К ответственности за самозахват могут быть привлечены:
- граждане, то есть физические лица, не занимающие государственную должность и не являющиеся индивидуальным предпринимателем;
- должностное лицо — представитель органов власти, занимающий должность в государственных организациях;
- юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Пожаловаться на самозахват земли общего пользования можно в Росреестр. Для этого нужно подать заявление, которое станет основанием для проверки участка. Расследование проводят государственные федеральные инспекторы, специализирующиеся на использовании и охране земельных участков.
Если сосед незаконно использует участок общего пользования и это нарушает ваши права, можно также обратиться в прокуратуру. В заявлении следует попросить проверить законность изменения границ и площади земельного участка соседа, привлечь его к ответственности и обязать администрацию населенного пункта выдать предписание о сносе самовольной постройки.
В случае если сосед захватил участок улицы и не дает проезжать по нему другим жильцам, наносит им имущественный ущерб или угрожает чем-либо, можно написать заявление в полицию.
Гражданско-правовые последствия самозахвата земли
Для самовольного занятия земельного участка с точки зрения гражданского законодательства характерно то, что это не порождает никаких прав для лиц, которые совершили самозахват. Это означает, что захватчики:
- Не могут совершать никаких сделок с участком. Землю не возможно ни продать, ни подарить, ни заложить, ни даже завещать. Захватчик не имеет никаких прав на этот участок и потому не может никак им распоряжаться.
- Обязаны по первому требованию законного владельца освободить участок. Освобождение при этом подразумевает и уничтожение любых следов хозяйственной деятельности, на которую владелец не давал разрешения. Именно это чаще всего и бывает причиной споров, т. к. если самовольное занятие земельного участка сопровождалось постройкой на нем дома или другого объекта недвижимости, их необходимо снести. Если же снос не будет совершен добровольно, владелец может привлечь органы власти для принудительного разрушения незаконных построек.
- Обязаны заплатить владельцу, если захваченный участок использовался для извлечения прибыли. Подобного рода ситуация может трактоваться как незаконное обогащение — а гражданское законодательство в этом случае дает владельцу объекта право на взыскание компенсации. Ее размер будет равен доходу, который виновное лицо незаконно извлекло за счет земли.
Кроме того, нужно учитывать, что самовольное занятие земельного участка не дает захватчику никаких прав на возмещение тех расходов, которые он понес, к примеру, на улучшение земли или возведение зданий или сооружений на нем.
Под самовольным занятием земельного надела в стране подразумевают действия, способные подтвердить использование определенного надела по факту. В таком случае отсутствует решение органов власти, местной администрации, согласно которому надел передается в собственность, аренду либо оформляется бессрочное постоянное пользование земельным участком.
Рассматриваемое понятие имеет тонкую границу с таким явлением, как «землеотвод», что значит выделение определенной части территории, которая имеет четко установленные координаты и границы. В ситуации, когда имеется этот отвод человек, имеет возможность перейти к процедуре оформления документации относительно надела и получить государственный акт установленной формы.
Стоит отметить, что на территории страны достаточно большое количество участков, на которых располагаются строения и объекты, не подтвержденные отводом.
Такие участки получают наименование самозахваченных территорий, что подпадает по нормы административного законодательства и влечет применение к нарушителю штрафных санкций.
Зачастую в качестве объекта захвата выступают наделы, которые относятся к бесхозным, при этом имеют смежные границы с участком лица, желающего занять их. В результате можно сказать, что захват имеет своей целью увеличение собственных территорий за счет незаконного установления новых границ.
В некоторых ситуациях человек не осознает того, что использует участок земли, который ему не принадлежит. Также случает и такое, что лицо использует меньший надел, чем ему принадлежит.
Законодательная база РФ рассматривает самовольное занятие земли как административное правонарушение, за которое совершившее его лицо обязано понести имущественное наказание. Подобные санкции предписаны соответствующей статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях под номером 7.1.
Сумма наложенного штрафа зависит от юридического статуса нарушителя, а также индивидуальных особенностей земли и её кадастровой цены. В соответствии со статьей 7.1 сумма взыскания может составлять:
- гражданам – 1-1,5%;
- должностным лицам – 1,5-2%;
- юридическим лицам – 2-3%.
Сумма штрафа также ограничена кадастровой ценой земли. Для гражданских лиц этот показатель не может быть выше 100 тыс. рублей, для должностных лиц – 200 тыс. рублей, а для юрлиц – 700 тыс. рублей.
Если кадастровая цена территории не определена, то сумма взыскания составляет:
- юридическим лицам – 5-10 тыс. руб.;
- должностным лицам – 20-50 тыс. руб.;
- гражданам – 100-200 тыс. руб.
Ответственность за самовольный захват земли
Любое административное правонарушение влечет за собой материальную и административную ответственность. Самовольное использование чужих земельных наделов без наличия подтверждающих это право документов (договоры аренды и т.п.) влечет за собой административную ответственность за самовольный захват земли по статье 7.1 КоАП Российской Федерации.
Для того, чтобы начать разбирательство, достаточно самого факта правонарушения. Подать прошение в суд могут все владельцы захваченных посторонними лицами участков (и физические, и юридические лица). Если факт правонарушения был замечен третьими лицами, они должны уведомить владельца земельных владений, занимаемых посторонними, либо обратиться к властям в лице ответственных учреждений.
Важно! К последнему пункту стоит отнестись с большим вниманием, так как тяжбы по нему ведутся с завидной регулярностью. Парки, развлекательные детские площадки и все другие места в черте города принадлежат городскому муниципалитету. Они не могут быть использованы для использования физическими или юридическими лицами без соответствующих разрешений. Самовольный захват земли общего пользования карается с той же строгостью, что и экспроприация находящихся в частной собственности владений.
Настоящий владелец спорного (захваченного) участка, на которого оформлены его документы, имеет право предъявить любые требования к захватчику, предусмотренные статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. Сюда входит два основных требования, которые могут быть применены в зависимости от потребностей и желания землевладельца:
- Приведение участка в первоначальный вид силами самовольного захватчика земельных владений. В этом случае любые изменения, внесенные в ходе несанкционированного использования чужой земли, должны быть устранены в установленные судом сроки. Постройки должны быть снесены (либо – воздвигнуты, однако за этот вопрос отвечают другие статьи КоАП РФ), все личное или корпоративное имущество – убрано с участка.
- Принудительное изъятие движимого и недвижимого имущества нарушителя, размещенного на захваченном земельном участке, в пользу владельца (им могут выступить как физическое, так и юридическое лицо).
Важно! В случае необходимости приведения захваченного участка в первоначальный вид все расходы ложатся на правонарушителя.
Незаконный захват земли
В населенных пунктах и на территориях, примыкающих к ним, земли общего пользования представляют собой трассы, переулки, различные проходы, водоемы (как часть территории садового или огороднического товарищества).
ВНИМАНИЕ! Такая земля находится во владении муниципальной власти или государства. К таким участкам имеют доступ все, никому не нужно оформлять законное разрешение.
По Земельному Кодексу пользоваться земельным участком по своему усмотрению (но с учетом правового статуса) могут только его собственники. Следят за выполнением этого правила различные государственные органы – Земельный контроль муниципалитета, Госземконтроль, органы территориального самоуправления.
Также контролируют законность эксплуатации земельных участков и собственники, арендаторы.
Несмотря на такой всесторонний контроль, нередко случаются прецеденты, связанные с захватом участков той или иной площади, их использование по собственному усмотрению. Это считается серьезным правонарушением.
Согласно Постановления Правительства под № 689 от 15.11.2006 (оно называется «О земельном государственном контроле»), земельные участки не могут быть захвачены самовольно ни юридическими, ни физическими лицами.
- Право собственности на земельный участок должно быть документально оформлено, также должен быть разрешительный документ на ведение различной хозяйственной деятельности на земле. Если проведена приватизация земель, также процесс подтверждается документально. Защиту земельных ресурсов осуществляет не только это постановление, но и Земельный Кодекс.
- В случае, когда наблюдается незаконный захват земли общего пользования и перекрытие доступа к ней другим гражданам, обязательно следует дать сигнал о происшествии.
- Жалоба или обращение по поводу захвата участков должны привести к проверочным действиям со стороны ответственных организаций. Рассматриваются жалобы и физических лиц, и юридических.
Вопрос связан с ФССП СПАСИБО Источник: Юридическая Компания «ЩИТ» 10.11.2021 |
Вопрос связан с договор дарения благодарю за исчерпывающий ответ Источник: Юридическая Компания «ЩИТ» 22.10.2021 |
Основы землепользования
Принципы и основные нормы использования земельных наделов определены . Их главные постулаты перечислены в ст. 1:
- значимость земли как основного компонента жизнедеятельности;
- приоритет ее защиты в качестве важнейшего элемента окружающей среды и средства производства;
- главенство охраны жизни и здоровья человека;
- единообразие судьбы участков и связанных с ними объектов;
- платность использования;
- право на участие общественных и религиозных организаций, а также отдельных граждан в решении вопросов, касающихся реализации их прав на землю;
- главенство сохранения особо ценных земель и охраняемых территорий;
- деление по целевому назначению на категории;
- равное соблюдение законных интересов граждан и общества.
Актуальный срок действия дачной амнистии
Интересно, что «дачная амнистия» нужна не только владельцам незарегистрированной недвижимости. Федеральным и муниципальным властям регистрация прав на недвижимость помогает лучше планировать бюджет, который пополняется за счет налога на имущество физических лиц.
С марта 2021 года упрощенный порядок перестал действовать, но многие граждане так и не решили вопрос с регистрацией. Поэтому новый закон восстановил «дачную амнистию» до 1 марта 2021 года и даже расширил ее.
До 1 марта 2021 года граждане смогут оформлять собственность на жилые и садовые дома в упрощенном порядке. Также закон продлевает до 1 марта 2022 года срок льготной передачи земли из публичной собственности в собственность членов СНТ – без проведения торгов и платы за участки. В том числе это касается земель общего пользования, которые можно будет оформить в общедолевую собственность членов товарищества.
Как оформить «лишние» 0,6 сотки?
Границы участков съехали при межевании – что делать?
Самовольный захват: определение в законодательстве
Захват чужой земли представляет собой использование участка принадлежащему другому лицу в личных целях путем размещения объектов строительства, установления ограждений, для возделывания сельскохозяйственных культур.
Наиболее распространенные способы захвата чужой территории осуществляются при следующих обстоятельствах:
- присвоение части земельного надела, находящегося в собственности другого физического лица (данная ситуация актуальна при длительном отсутствии соседей по участку или в том случае, когда имеются споры по поводу установления границ смежных наделов между собственниками);
- захват части земельного надела юридическим лицом для размещения оборудования, коммуникаций или хранения отходов производства;
- присвоение физическим лицом части территории, находящейся в распоряжение у организации (для возделывания сельскохозяйственных культур или для парковки автомобиля);
- присвоение части территории земли, собственник которой неизвестен.
Земельные участки, признанные бесхозными, по умолчанию являются собственностью государства. Использовать подобные наделы в личных целях без разрешения уполномоченного государственного органа запрещено.
Фактическое изменение границ существующих наделов требует юридического закрепления (обоснования увеличения или уменьшения площади участков). В противном случае, все действия, направленные на преобразование размеров действующих территорий, будут признаны незаконными.
Комментарий к статье 7.1. КоАП РФ:
1. Состав самовольного захвата земли в разные периоды времени предусматривался уголовным и административным законодательством. В связи с принятием нового ЗК РФ актуальность ответственности за посягательства на земельную собственность повысилась: ст. 7.1 КоАП РФ отражает изменения земельного законодательства. В ней содержатся два формальных состава, различающихся по объективной стороне и противоправности.
2. Цель статьи — защита права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы как государства, так и иных землепользователей.
3. Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п. (см. комментарий к ст. 7.10).
4. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.
5. Самовольное занятие земельного участка — простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.
6. Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как ст. 7.1 предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.
Объективная сторона — деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения (см. комментарий к ст. 8.1).
7. Субъективная сторона — умышленная вина.
8. Субъекты перечислены в санкции комментируемой статьи.
9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).