Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки детей в автомобиле». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующая Конституция РФ и правила дорожного движения делают основной упор на приоритетности здоровья, жизни, прав и законных интересов граждан. На практике такой подход предполагает пропорциональное и соразмерное ограничение прав и свобод граждан государства.
Штраф за перевозку детей без кресла
В рамках вопроса транспортировки малышей в машинах описанные выше приоритеты выражаются в использовании разнообразных административных мер ответственность для физических лиц и организаций.
Перевозка малышей в машине без специальных кресел предполагает меры ответственности. Наиболее распространенной мерой представляется штраф 3000 рублей (для физических лиц).
Отдельно стоит отметить ответственность за оставление малыша в авто. За такое деяние также накладывается штраф в соответствии с действующим законодательством.
Отсутствие автокресла является признаком состава преступления, квалифицирующим применение ч. 1 ст. 238 УК РФ. Это касается водителей такси, перевозящих малышей без специализированного оборудования. В эту же группу нарушений относят транспортировку пассажиров на транспортных средствах, имеющих неисправности тормозной или рулевой системы.
Отключение подушки безопасности
Большая часть новых современных автомобилей оборудуется пассажирской подушкой безопасности, расположенной напротив переднего пассажирского сиденья. При этом предусмотрена техническая возможность отключения этой подушки при перевозке ребенка.
В связи с этим у водителей возникает вопрос, всегда ли нужно отключать подушку при установке детского кресла на переднее сиденье? Или только тогда, когда кресло устанавливается против хода движения?
Получить ответ на данный вопрос довольно легко. Следует обратиться к руководству по эксплуатации Вашего автомобиля и найти в нем раздел, посвященный перевозке детей.
В процессе написания данной статьи я обратился к книжке по эксплуатации своего автомобиля и нашел там следующую информацию:
При установке на сиденье переднего пассажира детского сиденья, в котором ребенок сидит спиной вперед, фронтальную подушку безопасности переднего пассажира нужно обязательно отключить.
Причем информация дублируется на разных страницах книги как минимум 3 раза. При этом ничего не говорится о том, что подушку нужно отключать при установке кресла по направлению движения.
Т.е. в моем автомобиле подушку нужно отключать только тогда, когда ребенок сидит в кресле спиной вперед.
Рекомендую изучить руководство Вашего автомобиля и найти там аналогичную информацию. Обратите внимание, информация может отличаться! В некоторых автомобилях подушку нужно отключать как при установке кресла спиной вперед, так и при установке лицом вперед.
На что следует обратить внимание при подборе автокресла
Независимо от возраста, действующими нормами ПДД категорически запрещена перевозка детей на руках взрослых – в противном случае водителя накажут штрафом. Для безопасности ребенка необходимо приобрести автолюльку (для младенцев) или автокресло. При выборе устройства следует учесть рост, вес и возраст маленького пассажира.
Все автокресла должны отвечать международным требованиям Европейской Экономической Комиссии. В России эти нормы прописаны в документе ГОСТ Р 41.44.
Кроме роста, веса и возраста ребенка, немалую роль в подборе кресла играет и непосредственное место установки. Сзади кресло может быть установлено сбоку или в середине. При этом стоит обратить внимание на расположение кресла относительно лобового стекла – есть варианты устройств лицом в сторону движения и наоборот.
Можно ли сажать ребенка вперед
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.
Классификация детских автокресел
Дети до какого возраста ездят в автокресле? До семилетнего на заднем и до двенадцатилетнего возраста на переднем сиденье по ПДД пассажиры путешествуют в авто в детском удерживающем устройстве. При выборе его надо учитывать возраст, вес малыша и рост, крепления и способы фиксации ребенка. Поэтому существует следующая классификация автомобильных кресел для детей по категориям:
- «0» – для детей от нуля до года и весом не более 10 кг. Кресло похоже на колыбельку. Ремни широкие, есть защита головы. Его устанавливают вдоль заднего сиденья.
- «0+» – для малышей до 15 месяцев и весом до 13 кг. Предусмотрено полусидячее положение ребенка, устанавливают его против движения транспорта.
- «1» – используют от года до четырех лет, вес — 9-18 кг. Установка кресла по ходу транспорта, ремни трех- и пятиточечного крепления, голова защищена.
- «2» – для малышей 3–7 лет, которые весят 15-25 кг. Для детей этого возраста предусмотрена регулировка спинки по высоте, что гарантирует удобную посадку.
- «3» – для детей до 12 лет, имеющих вес 20-40 кг. Особенно рекомендуют его при росте ребенка больше 120 см. Предусматривается возможность использовать штатный ремень. Кресло просто поднимает пассажира на определенный уровень. Есть опция отсоединения спинки.
Как перевозить ребёнка на переднем сиденье с подушкой безопасности?
В случае использования автокресла и наличия подушек безопасности ребёнка запрещено перевозить с установкой автокресла против хода движения. Этого требует Технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств» (пункт 3.2.5 раздела 3.2), да и тот же пункт 22.9 ПДД, как Вы помните, говорит нам о том, что должна быть обеспечена безопасность перевозки, а в этом случае подушка может сделать плохое дело.
Но пункт 3.2.6 раздела 3.2 того же регламента не запрещает перевозить ребёнка на переднем сиденье в автокресле против хода движения, если система срабатывания подушки безопасности оборудована сенсором, позволяющим определить установленное против хода движения автокресло и отключающая таким образом срабатывание подушки.
Плюсы и минусы установки детских автолюлек и автокресел на переднем сидении
У размещения самых младших пассажиров спереди есть как положительные стороны, так и отрицательные.
Из плюсов можно отметить следующие:
- малышам нравится смотреть в переднее стекло, они отвлекаются, разглядывая мир вокруг, и обычно ведут себя на переднем сиденье спокойнее;
- если в машине нет других взрослых, то водителю проще наблюдать за малышом и реагировать на его действия, когда тот находится рядом;
- когда кресло крепят спереди, ребёнка обычно меньше укачивает;
- не во всех машинах можно расположить на задних сиденьях 3 автокресла, поэтому при перевозке сразу трёх детей одного, скорее всего, придётся посадить спереди.
Минусы у такого решения тоже имеются:
- самый главный минус — переднее сиденье рядом с водителем является самым опасным местом во всём автомобиле, именно оно чаще всего страдает во время аварий;
- непоседливый малыш может дотянуться до органов управления машиной, открыть окно или дверь, что, в свою очередь, может привести к аварии;
- иногда детское автокресло может перекрывать водителю обзор в зеркало заднего вида;
- при активном взаимодействии с ребёнком водитель может отвлечься от ситуации на дороге, а это чревато дорожно-транспортным происшествием;
- в некоторых случаях необходимо выключать и включать работу подушки безопасности — не во всех машинах это можно сделать самостоятельно.
Каждый родитель сам принимает решение, как ему везти ребёнка с учётом всех требований правил дорожного движения. Но перед тем как усадить малыша вперёд, стоит взвесить все плюсы и минусы.
Почему не рекомендуется возить детей спереди?
Несмотря на тот факт, что возить несовершеннолетних спереди можно по закону, многие родители не рискуют устанавливать ДУУ вблизи передней панели автомобиля. Данное мнение оправдано тем, что сидения, расположенные сзади, намного безопаснее передних, поэтому не каждый родитель готов подвергать возможному риску своего ребенка.
ДТП, причиной которого стало лобовое столкновение, является самым опасным видом автомобильных аварий. В данных транспортных происшествиях страдают в первую очередь люди, сидящие спереди, а вот пассажиры, расположившиеся сзади, более защищены от различных травм и повреждений.
Таким образом, при установке ДУУ спереди у маленького человека больше шансов получить серьезные травмы в случае автомобильной аварии.
Перевозка детей после 12 лет
Ст. 22 ПДД запрещает перевозить детей в легковом автотранспорте без использования ДДУ. При достижении этого возраста начинают действовать правила транспортировки взрослых пассажиров. Они закреплены в ст. 2 ПДД и обязывают при поездке пристегиваться трехточечными ремнями безопасности.
Но конструкция их такова, что эффективным данный вид удерживающего устройства будет только, если рост пассажира составляет не менее 150 см. Т.е. если ребенок достиг 12-летнего возраста и подходящих габаритов, ему можно пользоваться простыми автомобильными ремнями. В иных случаях стоит дополнительно применять, хотя бы, бустер.
Если ребенка старше 12 лет перевозят на переднем сидении, подушку безопасности следует активировать (если она предусмотрена в автомобиле).
Все легковые автомобили снабжены ремнями безопасности. На старых моделях для задних кресел их предусмотрено два, а на новых – три. С их помощью можно укрепить детские автокресла.
Раньше малышам рядом с водителем ездить запрещалось. Новые правила, изложенные в ПДД, никак не ограничивают возраст ребенка, перевозимого на переднем сидении. Но как демонстрируют различные тесты и практика ДТП: детей безопасней перевозить сзади. Переднее пассажирское сиденье – самое незащищенное в случае лобового или бокового столкновения. Естественно, речь идет о леворульных автомобилях. У праворульных самым опасным будет место водителя.
Но в любых машинах ставить ДДУ в первом ряду кресел не рекомендуется. Делать то следует только в случае крайней нужды, если ребенок категорически отказывается спокойно ехать сзади. Следует учесть, что для укрепления детского кресла впереди нужны пятиточечные ремни безопасности, а они отсутствуют в некоторых моделях. А для фиксации сзади достаточно трехточечных.
Пока перевозят младенца, ДДУ устанавливается против хода. Но как только малыш подрастет, лучше укрепить его по центру. Так можно наблюдать за дорогой. Детям это интересно, они меньше капризничают и не отвлекают водителя. Шансы покалечиться при резком торможении в таком случае не высоки.
Если исходить только из соображений безопасности, самым правильным будет установка ДДУ на заднем сидении справа. Согласно статистике, при ДДТ сюда приходится меньше всего ударов.
Сложности ожидают родителей, имеющих несколько маленьких детей. Если их всего трое, можно все ДДУ установить одновременно на заднем сиденье. Когда малышей больше, для одновременной их перевозки потребуется минивэн или микроавтобус. Отсутствие просторного салона не является основанием для перевозки ребенка без ДДУ.
Законодательное регулирование перевозки детей от 7-ми до 12-ти лет
Ранее ПДД, утвержденными Постановлением от 23.10.1993 № 1090, устанавливалось требование перевозить ребенка в специально предназначенном для этого удерживающем устройстве. Это касалось всех детей до достижения ими двенадцатилетнего возраста при условии транспортировки его в салоне легковой машины. Здесь не учитывалась возможность иного размещения с учетом того, что дети растут и могут не помещаться в автокресло в силу своего веса и роста.
После вступления в силу Постановления от 28.06.2017 № 761 маленькие пассажиры разделены на две группы по возрастному порогу:
- от нуля до семи лет;
- от семи до двенадцати лет.
В зависимости от этого изменены правила их перевозки. Теперь они изложены в следующем виде:
- младенцы, малыши и дошкольники (до семи лет) должны перевозиться только в детских удерживающих устройствах по соответствию весу и росту малыша с предусмотренными конструкцией ремнями безопасности или использоваться ремни безопасности и удерживающая система ISOFIX;
- дети младшего школьного возраста — от семи до одиннадцати лет включительно – на заднем сиденье авто могут быть пристегнуты штатными ремнями или с применением детских удерживающих устройств по его росту и весу;
- дети, не достигшие 12 лет, на переднем сиденье автомобиля должны перевозиться только в детском кресле.
Какая ответственность ожидает нарушителей
Несоблюдение 22.9 пункта ПДД регулирует Кодекс РФ об административных нарушениях. Согласно 12.23 статье 3 части КОАП РФ за пренебрежение правилами безопасности при перевозке ребенка человек, находящийся за рулем, будет оштрафован на 3000 рублей.
Если в машине без дополнительных средств безопасности находятся два и больше детей, то сумма штрафа увеличивается в зависимости от количества человек.
Детям не запрещено ездить на переднем сиденье, но до 12 лет они должны находиться в специальном автомобильном кресле (пункт 22.9 ПДД РФ). Удерживающие средства должны подходить ребенку по возрасту и весу, их нужно обновлять по мере взросления. Необходимо хранить в машине копию сертификата качества удерживающего устройства.
На какие правила стоит обратить внимание при перевозке несовершеннолетних в авто
Для того, чтобы обезопасить перевозку маленьких участников дорожного движения в авто, практически все цивилизованные страны приняли закон об установке специальных систем в ТС. Как правило, в качестве подобного приспособления используют детские автокресла.
Однако стоит помнить, что существует несколько видов кресел, которые не каждому могут подойти. В первую очередь выбор автокресла зависит от роста и веса ребенка, а после – от возраста.
Однако данные требования применимы не ко всем странам. Для примера, в России ребенка необходимо перевозить в автокресле, пока его рост не составит 150 см. или ему не исполнится 12 лет. Кстати, подобного правила придерживаются и в Ирландии. А вот в других странах Европы можно отказаться от автокресла при достижении ребенком роста в 135 см.
Официально закон о перевозке детей в РФ был принят в 2017 году. На сегодняшний день действуют следующие правила:
Перевозка может осуществляться как на переднем, так и на заднем сидении. Наличие автокресла обязательно.
Если ребенок едет на заднем сидении, то кресло уже не нужно. Однако обязательным будет требование быть пристегнутым во время дорожного движения.
Для передвижения на переднем сидении вновь понадобится автокресло. ВАЖНО: подушка безопасности на этом сидении должна быть отключена.
- 12 лет и старше
Маленький пассажир имеет право ехать как на переднем, так и на заднем сидении без кресла. Как и в прошлом случаи, ребенок должен быть пристегнут.
Что позволено взрослому, противопоказано ребенку
Безопасность переднего пассажирского места рассчитывается исключительно на взрослого человека. Там особая конфигурация передней панели, расположение ремней и эргономика рабочего пространства. Во время удара преднатяжители ремня срабатывают таким образом, чтобы положить человека ровно на раскрытую подушку. Ремни тормозят перемещение, но их главная задача — это не дать пассажиру соскользнуть в сторону и протаранить головой стойку крыши.
Эти методики отрабатываются сначала на этапах компьютерного моделирования, а затем проверяются при краш-тестах. Направление движения манекена при ударе зависит от расположения его центра масс. А вот детское кресло не похоже на взрослого человека и при ударе летит непредсказуемым образом. Дело в том, что оно закреплено «как придется»: спереди нет фиксаторов стандарта ISOFIX, поэтому кресло может соскользнуть с ремней, подвернуться, сработать как рычаг при ударе и прочее.
Кроме того, мало кто из родителей затягивает своих детей ремнями строго по инструкции. И маленький пассажир подвергается в эти моменты большой опасности.
Как инспекторы проверяют наличие кресел
В данном случае все достаточно просто — с помощью визуального осмотра через стекла транспортного стекла. Если же они являются тонированными, то инспектор может попросить опустить их.
А вот знакомая многим водителям ситуация с самовольным открытием двери инспектором для проверки правил перевозки детей является противозаконной.
Сотрудник полиции может это сделать только в присутствии приглашенных понятых или с помощью видеозаписи, предварительно составив протокол досмотра.
В случае если водитель ничего не нарушает, требования сотрудников ГИБДД открыть дверь либо же опустить стекло рекомендуется выполнить.
Водитель в противном случает затрачивает больше времени, если инспектор ГИБДД решит провести процедуру досмотра согласно нормам российского законодательства. Уполномоченные лица ГИБДД в большинстве случаев проводят профилактику с наименованиями «малолетний ребенок в транспортном средстве» — сотрудники ГИБДД располагается в утренние часы вблизи дошкольных либо школьных учреждений, и досматривают все автомобили.
Почему рекомендуется избегать перевозки детей на переднем сиденье?
Ребенок на переднем сиденье в детском кресле может ездить. Однако водителю требуется отключить автоматический выпуск подушки безопасности. Так как при столкновении она может нанести больший вред малышу, чем ее отсутствие.
Важно! Самым безопасным местом для посадки ребенка в машине при езде является сиденье, находящееся сзади водителя. Переднее пассажирское место в случае аварии пострадает больше, чем задние.
Не рекомендуется возить детей в автокреслах на переднем сиденье в связи с тем, что:
- малыши могут пугаться едущих на встречу легковых автомобилей и грузовиков, начать плакать по этому поводу, тем самым отвлекая водителя от дороги;
- на переднем сиденье расстояние до панели приборов ближе, чем сзади. В случае аварии, ребенку будет безопаснее находиться сзади, чтобы не столкнуться с передней панелью машины. Именно в связи с этим рекомендуется перевозить деток до 5 лет спиной к движущимся на встречу авто.
Аварийные ситуации с тяжким вредом для здоровья (гибели) несовершеннолетних наступают:
- когда родители пренебрегают установкой автокресла, а перевозят детей на руках. При таких обстоятельствах, при столкновении малыша даже с незначительным весом в 5-15 кг трудно удержать в руках;
- когда родители пристегивают несовершеннолетних граждан ремешками безопасности. Эта мера предосторожности лишняя, так как установленные ремни защиты предназначены для взрослых от 150 см ростом. При столкновении они могут нанести вред ребенку.
Поэтому важно перевозить детей в транспорте по правилам безопасности и с использованием кресел.
Дети и поездки в кабине грузовика
Грузовые автомобили предназначены для транспортировки грузов, к ним относятся и пикапы, и легкие грузовики с числом сидячих мест, не превышающим восьми – разновидностей огромное количество. Размер транспорта не имеет значения, важна характеристика, указанная в паспорте транспортного средства. Если в документе написано, что это грузовой автомобиль, тогда перевозка детей должна выполняться следующим образом:
- до семи лет – при помощи приспособлений для безопасной перевозки;
- пассажиры 7-11 лет – с использованием удерживающих приспособлений или пристегнувшись ремнем безопасности;
- старше 11 лет – с применением обычного ремня.