Размер средней пенсии в Узбекистане перевалил за миллион сумов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер средней пенсии в Узбекистане перевалил за миллион сумов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В отличие от многих других стран, которые ранее входили в состав бывшего Советского Союза, здесь на протяжении всего периода независимости не наблюдалось сокращения численности населения. Напротив, демографический прирост в стране один из самых высоких в Центральной Азии.

Во сколько лет выходят на отдых узбекские пенсионеры

Справка! Доля лиц в возрасте до 65 лет в стране составляет около 94%. Пожилых лиц, возраст которых составляет более 65 лет, менее 6%.

Данная ситуация предполагает, что пенсионная система Узбекистана не имеет столь значимой нагрузки по сравнению со странами с более возрастным населением. Кроме прочего, это является причиной того, что здесь за последние годы еще ни разу не повышался возраста выхода на пенсию, хотя обсуждение этого вопроса имеет место быть даже на высшем официальном уровне.

В соответствии с законодательством пенсионный возраст в Узбекистане у женщин составляет 60 лет.

Бюрократический вопрос

Согласно новому документу, человек, осуществляющий уход за недееспособным или пожилым родственником, перешагнувшим восьмидесятилетний рубеж, обязуется ежегодно оформлять соответствующие акты.

После того как необходимые документы будут оформлены и подшиты, они будут являться основанием для того, чтобы период ухода за недееспособным родственником или глубоким стариком был включен в двадцатилетний стаж.

Если человек, потерявший кормильца, обращается в Пенсионный Фонд с соответствующим заявлением, то назначение пенсии происходит с первого числа актуального месяца. Граждане Узбекистана, постоянно проживающие за пределами своего государства, также могут рассчитывать на получение пенсионных выплат. Для этого им необходимо оформить доверенность на выплату пенсии. Документ должен быть заверен апостилем. Заверение документа должно осуществляться в соответствующем государственном органе.

Иногда выплаты пенсионных накоплений могут быть прекращены. Для восстановления выплат пенсионеру необходимо лично явиться в ПФ Узбекистана. Если пенсионер не может явиться в ПФ по уважительным причинам, то допускается явка его опекуна. В этом случае человек, осуществляющий уход за пенсионером, обязуется предоставить гражданский паспорт или любой другой документ, подтверждающий личность.

Досрочный выход на пенсию

Ряд категорий граждан в 2023 году могут досрочно выйти на пенсию. К таковым относятся:

  • Сотрудники, занятые на вредных производствах или чьи условия труда признаны тяжёлыми.
  • Работники специализированных областей, имеющие право на получение пенсии на льготных основаниях: медицинские работники, преподавательский состав, сотрудники сферы транспорта общего пользования.
  • Работники, имеющие длительный стаж работы (женщины — стаж не менее 37 лет, мужчины — 42 года).
  • Работники, имеющие стаж не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и не менее 20 лет стажа в районах, приравненных к таковым.
  • Лица, находящиеся в предпенсионном возрасте, но уволенные с последнего места работы по причине сокращения штата сотрудников или ликвидации предприятия.
  • Иные категории лиц.

Необходимо отметить, что при расчёте и начислении пенсии также принимают во внимание установленный региональный пенсионный прожиточный минимум. Это означает, что в случае расчёта пенсии по имеющимся у гражданина показателям, если её сумма получается меньше указанного установленного параметра, то назначается социальная доплата пенсионеру для соблюдения установленного уровня пенсионных выплат.

В Узбекистане пенсии будут рассчитывать по-новому

С 2023 года устанавливается новый порядок учета трудового стажа и определения среднемесячного заработка для назначения пенсий.

Соответствующие поправки внесены в Закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан», сообщает . В свете изменений теперь при исчислении пенсии учитывается любая работа, если работник выплачивал страховые взносы. Данный порядок сохранится для определения трудового стажа за период трудовой деятельности, осуществляемой до 1 января 2023 года.

А для учета периода работы, выполняемой после этой даты, ввиду отмены страховых взносов, будет засчитываться уже любая работа с начислением доходов в виде оплаты труда. Ранее мы уже писали об этих изменениях, представленных проектом соответствующего акта.Соответственно, в заработок для исчисления пенсии, а также в натуральную часть заработка будут включаться:- за период работы до 1 января 2023 года – все доходы в виде оплаты труда, на которые начислялись страховые взносы;- за период работы после 1 января 2023 года – все начисленные доходы в виде оплаты труда.Также уточнен порядок исчисления пенсии работникам, рабочее время которых не поддается учету.

Речь идет об индивидуальных предпринимателях, нанимаемых ими работниках, членах дехканского хозяйства и членах семьи субъекта семейного предпринимательства.

Для начисления им пенсии размер заработка за период до 1 января 2023 года будет определяться исходя из суммы уплаченных страховых взносов, а после этой даты – исходя из суммы уплаченного ЕСП.Аналогичный порядок начисления пенсий будет действовать для граждан, работавших за границей по найму.

Это одна из основных категорий получателей этого вида пенсий. Те, кому не хватило пенсионных баллов и стажа для выхода на страховую пенсию по старости, могут подождать 5 лет и выйти на социальную (и это могут быть только неработающие пенсионеры).

Размер этой пенсии до 31 марта 2023 года составляет 6 924,81 руб. Чтобы посчитать повышение на 3,3%, нужно умножить эту сумму на 1,033. Получится 7 153,33 руб. – именно такой будет пенсия по старости до конца года. Как видно, базовая социальная пенсия увеличится с 1 апреля 2023 года на 228,52 руб.

Правда, стоит учесть важный момент: все пожилые граждане в России не могут получать меньше прожиточного минимума в их регионе проживания. А он составляет в среднем 11-12 тысяч руб. в месяц и был увеличен еще с 1 января. Соответственно, с апреля просто изменится соотношение – сумма пенсии станет больше, но на столько же уменьшится размер социальной доплаты к ней.

Планируется ли еще повышение пенсии в 2023 году

Социальные пенсии в России обычно повышаются лишь раз в году с 1 апреля. Но бывает, что проводится внеплановая индексация – как это было в прошлом году. Для этого нужно политическое решение, для которого требуется какое-то обоснование (например, незапланированный рост инфляции). Так что прогнозировать еще одно повышение социальных пенсий в 2023 году не будем. Но если такое решение будет принято – обязательно об этом напишем.

Кроме того, в 2023 году запланированы еще два повышения пенсий:

  • с 1 августа будут пересчитаны выплаты работающим пенсионерам – в расчет прибавят пенсию за баллы, которые те заработали за 2022 год (но не более 3-х коэффициентов);
  • с 1 октября пересчитают размеры денежного довольствия военнослужащих, что автоматически увеличит на этот же процент военные пенсии.

Что такое базовая величина исчисления пенсии (БВИП) в Узбекистане и ее размер

Базовая величина исчисления пенсии (БВИП) применяется для исчисления пенсий, надбавок, доплат и компенсаций, применяемых в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

  • С 01.05.2022 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 324 000 сум в месяц
  • С 01.09.2021 до 01.05.2022 года размер БВИП в Узбекистане был равен 289 000 сум в месяц
  • С 01.02.2020 до 01.09.2021 года размер БВИП в Узбекистане был равен 262 470 сум в месяц
Читайте также:  Адреса и телефоны отделений пенсионного фонда ПФР Москвы и МО

В Узбекистане увеличат размеры пенсий

Если базовая пенсия сегодня ограничивается 100 процентами от величины прожиточного минимума, то при переходе к минимально гарантированной пенсии предлагается не устанавливать верхний предел.

«То есть за каждый год, который проработал человек сверх пяти лет, размер этой пенсии предлагается увеличивать на 2 процента и без ограничений. Если человек проработал, скажем, 20 лет, то сегодня он получает порядка 74 процентов от прожиточного минимума — около 25,5 тысячи тенге. При переходе на систему минимальной гарантированной пенсии с таким же стажем человек будет получать 100 процентов от прожиточного минимума. На сегодняшний день это 34 302 тенге», — поделилась директор департамента Минтруда.

В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.

«Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.

Еще одно направление модернизации — введение пятипроцентных обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ работникам за счет средств работодателей с 2023 года.

Виктория Шегай отметила, что это изменение предусматривалось еще с 2018 года, однако отложилось до 2020 года из-за роста нагрузки на фонд оплаты труда для работодателя в связи с введением обязательного социального медицинского страхования. В 2020 году введение пятипроцентных взносов отложили на 2023 год из-за экономических последствий COVID-19.

«Фактически введение пятипроцентных взносов работодателя завершает формирование в Казахстане многоуровневой сбалансированной пенсионной системы, которая основывается не только на ответственности государства и работника за обеспечение пенсионного будущего казахстанцев, но и на ответственности самого работодателя. Это, в принципе, и есть повсеместная международная практика», — подчеркнула она.

В качестве сравнения директор департамента Минтруда привела пример России, где взнос работодателя в пенсионную систему соцстрахования сегодня составляет 22 процента.

Пенсионные аннуитеты заключаются между вкладчиком ЕНПФ и страховой организацией. Это значит, что, заключив договор пенсионного аннуитета и передав компании по страхованию жизни определенную сумму своих пенсионных накоплений, граждане получают право на ежемесячные аннуитетные пенсионные выплаты.

По словам Шегай, если ранее размер аннуитетной пенсионной выплаты устанавливался не ниже размера минимальной пенсии (около 43 тысяч тенге на сегодняшний день), то сегодня размер минимальной аннуитетной выплаты снижен до 70 процентов к величине прожиточного минимума (около 24 тысяч тенге на сегодняшний день).

«Что это нововведение привнесло в жизнь казахстанцев? Во-первых, пенсионный аннуитет стал более доступным, за счет того, что этот договор можно заключать с 45-летнего возраста. При этом выплата может начать осуществляться с 55 лет. Размер страховой премии, которую выплачивает человек из своих пенсионных накоплений в страховую компанию, стал более доступным. Если раньше размер страховой премии для мужчины 55 лет составлял порядка 13 миллионов тенге, то сегодня он составляет от 7 до 7,7 миллиона тенге», — заявила директор департамента Минтруда.

Пособие по потере кормильца

Размеры государственных социальных пособий по случаю потери кормильца зависят от количества иждивенцев умершего, а также от величины прожиточного минимума, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Сейчас действуют такие размеры пособий:

  • при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 0,86 ПМ (32 155 тенге);
  • при наличии двух – 1,49 ПМ (55 710 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии трёх – 1,85 ПМ (69 170 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии четырёх – 1,96 ПМ (73 283 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии пяти – 2,03 ПМ (75 900 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 2,11 ПМ (78 891 тенге).

В связи с увеличением величины прожиточного минимума размеры государственных социальных пособий по потере кормильца будут повышены на 8,5% и с 1 января 2023 года составят:

  • при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 34 888 тенге;
  • при наличии двух – 60 445 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии трёх – 75 049 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии четырёх – 79 512 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии пяти – 82 352 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 85 597 тенге.

С 1 июля в Узбекистане повышаются минимальные размеры пенсий и пособий

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал указ о повышении с 1 августа 2021 года минимальных размеров заработной платы работникам бюджетных учреждений и организаций, а также пенсий, стипендий и пособий на 10 процентов, сообщили dividends в пресс-службе главы государства.

В частности, минимальный размер заработной плату повышается с 202730 сумов ($23,63) до 223000 сумов ($26), пенсии по возрасту и пособия инвалидам с детства – с 396500 сумов ($46,22) до 436150 сумов ($50,84), пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, – с 243300 сумов ($28,36) до 267650 сумов ($31,2).

Минимальный размер пенсий по инвалидности лицам с инвалидностью второй группы увеличивается с 50 до 75 процентов минимальный пенсии по возрасту. Размер надбавки к пенсиям пенсионеров, одиноких лиц с инвалидностью второй группы также вырастет с50 до 75 процентов. Размер пособия по случаю потери кормильца устанавливается исходя из минимального размера пенсии по возрасту с сохранением действующих процентных соотношений на количество нетрудоспособных членов семьи.

» Дата:01.04.2019Рейтинг автора4.8

Автор статьиЮристНаписано статей945 Политика Узбекистана, предусматривает индивидуальный подход к пенсионным выплатам. За последние несколько лет власти внесли ни одну корректировку в показатели этой отрасли, все нововведения можно назвать социально направленными, так как они осуществляются ради интересов своих граждан.

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Что нового вступает в силу в Узбекистане с 1 июля

В текущем году принят законопроект по реформированию пенсионного обеспечения. Это связано с тем, что предыдущий вариант не полностью отвечал современным нормам и требованиям, которые дают возможность благоприятного проживания граждан в престарелом возрасте.

Самым важным моментом является повышение пенсии в Узбекистане в 2019 году. В первую очередь стоит отметить, что пенсионеры будут получать полную помощь вне зависимости от их трудоустройства. Увеличится выплата тем, кто одинок и проживает в домах престарелых, пансионатах. Минимальный стаж для оформления пенсии по возрасту станет 7 лет. Однако пенсионный возраст планируют постепенно повышать. Чтобы посчитать уровень пенсии в рублях необходимо перевести местные деньги по курсу.

Уровень жизни пенсионеров нельзя назвать высоким, однако правительство страны принимает законы, чтобы безопасность и социальные гарантии повышались и становились на один уровень с мировой практикой. Это повышает защиту населения, ведь пожилые граждане являются мало защищенными людьми.

Стоит отметить, что теперь при возникновении проблем с трудовым стажем, человек может обратиться в суд, чтобы получить максимально возможный коэффициент для расчета пенсионных выплат. То есть не просто выбрать менее привлекательный вариант, а доказать свою правоту. Это серьезная возможность показать, что страна работает четко по законам и не нарушает их порядок в предоставлении помощи гражданам.

Читайте также:  Порядок подачи искового заявления

Одним из основных приоритетных направлений Стратегии развития Республики Узбекистан является развитие социальной сферы.

Кроме того, внимание к престарелому поколению, полноценная социально-экономическая поддержка их всегда находятся в центре пристального внимания главы нашего государства.

Однако, необходимо отметить, что в данной области до сих пор имеются вопросы ожидающие своего решения.

В настоящее время в нашей стране насчитывается более 118 тыс. работающих пенсионеров, из которых только 40 тыс. или 34% получают пенсию в полном размере. В частности, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от декабря 2017 года, с 1 января 2018 года врачам — пенсионерам, работающим в медицинских учреждениях, предоставлено право получения пенсии в полном размере.

Далее, в соответствии с принятыми в нынешнем году ряду Правительственных решений, право на пенсию в полном размере получили еще несколько категорий работающих пенсионеров. К данной категории относятся работающие пенсионеры системы Совета фермеров, дехканских и подсобных хозяйств, пенсионеры негосударственных-некоммерческих организаций и пенсионеры министерства внутренних дел и министерства обороны.

При этом более 78 тыс. (или 66%) работающих пенсионеров были лишены возможности получения пенсии в полном размере.

Действительно, в ряде постановлениях Президента была предусмотрена, выплата пенсии в полном размере педагогам-пенсионерам и воспитателям, работающим в среднеобразовательных школах и дошкольных учреждениях.

  • полагаются инвалидам войны I группы;
  • инвалидам войны II группы;
  • инвалидам I;
  • инвалидам II группы за которыми некому ухаживать;
  • участникам войны и приравненным к ним лицам;
  • лицам, работавшим и выполнявшим воинские обязанности в тылу в период войны 1941 — 1945 годов;
  • родителям и не вступившим в новый брак вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, — 30 процентов минимальной заработной платы;
  • лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Узбекистан;
  • артистам, имеющим право на льготную пенсию, независимо от возраста;
  • артистическому и художественному персоналу театрально-концертных организаций, профессорско-преподавательскому составу и концертмейстерам учебных заведений, занятых подготовкой творческих работников театрального и музыкального искусства.

C 1 января 2019 года максимальная заработная плата, принимаемая для назначения пенсии, будет увеличена с 8 до 10 кратного размера минимальной заработной платы. Что это такое, как это повлияет на пенсию, насколько она будет увеличена, читайте в нашем материале.

Например, у гражданина, имеющего стаж работы 35 лет, среднемесячная заработная плата составляла 2 миллиона 200 тысяч сумов. По действующим условиям пенсия рассчитывалась от суммы 1 миллион 621 тысяча сумов (8 МРЗП), а оставшаяся сумма в размере 579 тысяч сумов не учитывалась.

Право на накопительную пенсию имеет каждый гражданин Узбекистана. При этом государство является гарантом того, что все деньги, которые человек копил не один год будут сохранены и выплачены по первому требованию человека. Таким образом гражданин сам накапливает себе деньги на жизнь после окончания трудовой деятельности.

Категории граждан, которым доступна накопительная пенсия:

  • Люди, которые участвуют в программе по собственной инициативе;
  • Люди, которые обязаны это делать в принудительном порядке.

Для того, чтобы начать участие в проекте накопительной пенсии необходимо самостоятельно либо через работодателя обратиться с заявлением в филиал Народного банка. После проверки документов человеку открывают индивидуальный расчетный счет, который закрепляется за ним. Деньги могут поступать из нескольких источников:

  • Обязательные взносы, которые проводятся каждый месяц;
  • Добровольное пополнение баланса;
  • Проценты, которые насчитываются на имеющиеся накопления;
  • Другие источники доходов, которые не должны противоречить Закону.

Контроль работы и средств проводится под руководством Народного банка через органы Министерства финансов Узбекистана. В таком случае начисление пенсии будет индивидуальным в зависимости от личных накоплений.

С помощью единого портала пользователи имеют возможность отслеживать поступления средств на индивидуальный счет. Эта услуга предоставляется абсолютно бесплатно. Она доступна круглосуточно. Для подключения такой возможности необходимо указать персональные паспортные сведения и идентификационный код. Для пользования необходим ключ электронной подписи. Если у вас возникли вопросы по поводу работы системы, то для разрешения проблем следует обратиться в любое отделение Пенсионного фонда.

Размер социальной пенсии — таблица

Для каждой из категорий получателей соцпенсии определены свои фиксированные размеры выплат. Именно эти суммы и индексируют ежегодно с 1 апреля. Каким будет размер социальной пенсии в 2023 году, и на сколько увеличится выплата в результате запланированной индексации на 3,3% — представлено в следующей таблице:

Размер социальной пенсии в 2023 годув период с 1 января по 31 марта 2023с 1 апреля 2023 (с индексацией на 3,3%)

пенсионерам по старости
6924,83 7153,35 (прибавка 228,52 руб.)
инвалидам 1 группы с детства, детям-инвалидам
16619,39 17167,83 (прибавка 548,44 руб.)
инвалидам 1 группы, 2 группы с детства
13849,69 14306,73 (прибавка 457,04 руб.)
инвалидам 2 группы
6924,83 7153,35 (прибавка 228,52 руб.)
инвалидам 3 группы
5886,14 6080,38 (прибавка 194,24 руб.)
детям по случаю потери кормильца
6924,83 7153,35 (прибавка 228,52 руб.)
детям по случаю потери обоих кормильцев либо одинокой мамы
13849,69 14306,73 (прибавка 457,04 руб.)

В Узбекистане с 1 мая на 12% повышаются пенсии и пособия.


Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал указ, в соответствии с которым в республике с 1 мая на 12% увеличиваются пенсии и социальные пособия. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба главы государства.

«Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал указ „О дополнительных мерах по материальной поддержке населения, нуждающегося в социальной защите“, согласно документу, с 1 мая 2022 года размер пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца будет увеличен на 12%», — говорится в сообщении. При этом уточняется, что базовая величина пенсии увеличивается с 289 тыс. сумов до 324 тыс. сумов (примерно 30 долларов — прим. ТАСС), а минимальная пенсия по возрасту — с 565 тыс. сумов до 633 тыс. сумов.

Размер пособий по инвалидности, выплачиваемых нетрудоспособным гражданам, а также пособий по инвалидности с детства вырос до 698 тыс. сумов. Также до 500 тыс. сумов увеличилось пособие престарелым, которые не имеют необходимого стажа работы и до этой же суммы выросло пособие, которое получают нетрудоспособные члены семьи, потерявшие кормильца.

Проект госбюджета-2022: сколько получат госорганы

Как мы говорили, принятый в 2018 году обеспечивает прибавку среднего размера пенсии на тысячу рублей в среднем за год. К 2024 году средняя пенсия должна вырасти до 20 тысяч с лишним.

Поскольку пенсии ежегодно растут, процент, который необходим для получения тысячной прибавки, с каждым годом будет меньше. Если в 2019 году индексация составляла 7,05%, то в 2020 году это уже 6,6%.

Дальше процент будет все ниже.

Коварство закона состоит в том, что тысячу рублей получают получатели именно средних пенсий. Это те, кто сегодня получает выплату на уровне около 14,5 тысяч рублей. Те, у кого пенсия выше, получат больше тысячи рублей прибавки в январе. Но те, кто получает меньше 14,5 тысяч, получат соответственно меньшую прибавку.

Конкретная величина прибавки к пенсии в рублях для каждого пожилого россиянина будет рассчитываться в индивидуальном порядке.

Пенсионеры могут умножить сегодняшнюю пенсию на 1,066 и узнать, какой будет выплата после нового года. Но это правило работает только в том случае, если человек получает чистую пенсию — без дополнительных выплат.

Если дополнительно к основной сумме пенсии в ежемесячное пособие входят ежемесячные денежные выплаты, которые заменяют льготы, или социальная доплата до прожиточного минимума, простая прибавка 6,6% даст неверный результат.

Источник: https://www.gazeta.kg/exclusive/15142-na-skolko-povysyat-pensiyu-s-1-yanvarya-2020-goda.html

После опубликования Указа Президента от 12 декабря 2018 года «О дополнительных мерах по усилению социальной поддержки пенсионеров и повышению эффективности системы пенсионного обеспечения граждан» за № УП-5597 в нашу редакцию все чаще обращаются читатели с вопросами о том, как и кому отныне будет начисляться пенсия. Ведь многие пенсионеры трудились большую часть своей жизни, но при этом имели разную по уровню заработную плату.

  • За разъяснением нового в праве мы обратились к начальнику отдела совершенствования методологии назначения пенсий и рассмотрения обращения граждан Исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан Шухрату УТАГАНОВУ.
  • Новый порядок
  • Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по усилению социальной поддержки пенсионеров и повышению эффективности системы пенсионного обеспечения граждан» от 12 декабря 2018 года предусмотрены выплата пенсий в полном размере работающим пенсионерам, а также ее повышение тем, чья заработная плата в перерасчете превышает 8-10 МРЗП.
  • В соответствии с действующими условиями для расчета пенсий гражданам, получавшим высокую заработную плату, принимался доход до восьмикратного размера МРЗП, а превышающий данную сумму заработок не учитывался.
Читайте также:  Налоговый вычет за лечение супруга

Например, у гражданина, имеющего стаж работы 35 лет, среднемесячная заработная плата составляла 2 200 тыс. сумов. По действующим условиям пенсия рассчитывалась от суммы 1 621 тыс.

сумов (8 МРЗП), а оставшаяся сумма в размере 579 000 сумов не учитывалась. Таким образом, размер пенсии составлял 1 054 тыс. сумов (т.е.

базовый размер — 55% от средней заработной платы или 892 012 сумов и 10% за каждый год работы, превышающий требуемого стажа (25 лет)).

Согласно новому порядку среднемесячная заработная плата для назначения пенсии будет учитываться в размере 2 027 тыс. сумов (10 МРЗП). При этом сумма пенсии составит 1 317 тыс. сумов или будет увеличена на 263 тыс. сумов.

Как начисляют

Таким образом, документ не предусматривает повышение пенсий всем пенсионерам, которых сегодня в республике около 3,1 млн человек, а только тем, чья заработная плата в перерасчете составляет свыше 1 621 тыс. сумов. Таких пенсионеров в стране — 520 тысяч.

Необходимо отметить, что для расчета берутся любые пять лет из последних десяти в трудовом стаже. Как известно, пенсионный возраст для мужчин в Узбекистане начинается с 60 лет, для женщин — с 55 лет. Минимальный стаж работы для выхода на пенсию у мужчин составляет 25 лет, у женщин — 20 лет.

  1. Важно: при начислении пенсии учитывается и стаж, и размер заработной платы.
  2. Для выяснения индивидуальных вопросов следует обращаться в районное отделение внебюджетного пенсионного фонда (собес).
  3. Кроме того, во многих странах согласно требованиям МРОТ, минимальный стаж для начисления пенсии составляет 10-15 лет, в Узбекистане — 7 лет.

Законопроектом предлагается увеличить финансирование Минфину на 9,2% — с 67,3 до 73,5 трлн сумов. Расходы на повышение размеров зарплаты, пенсий, стипендий и пособий, а также тарифов отдельных видов услуг планируется увеличить на 31,6% — с 8,9 до 11,7 трлн сумов.

На борьбу с пандемией коронавируса и закупку вакцин планируется выделить меньше, чем в этом году, — 1,7 трлн сумов. Расходы на финансирование программ обеспечения населения жильём также сократятся — с 2,4 трлн до 1,7 трлн сумов.

При этом вырастут процентные расходы по обслуживанию государственного долга — до 4 трлн сумов.

Большие средства предусмотрены для проектов в сфере сельского хозяйства. Например, на безвозмездную финансовую помощь в Фонд господдержки сельского хозяйства выделяется 5 трлн сумов.

В следующем году предлагается сократить финансирование следующим госорганам:

  • Министерству дошкольного образования — менее чем на 1% (с 6,52 до 6,49 трлн сумов). 1,5 трлн сумов выделяется на субсидии учреждениям дошкольного образования, образованным на основе государственно-частного партнерства;
  • Министерству здравоохранения — на 31,1% (с 4,45 до 3 трлн сумов);
  • Министерству культуры — на 29,4% (с 1 трлн до 727,9 млрд сумов);
  • Министерству сельского хозяйства — на 35,5% (с 955,9 до 615,7 млрд сумов);
  • Министерству транспорта — на 13,4% (с 6,8 трлн до 5,9 трлн сумов);
  • Госкомэкологии — 16% (с 45,7 млрд до 38,4 млрд сумов);
  • Министерству жилищно-коммунального обслуживания — на 13,5% (с 1,5 до 1,3 трлн сумов).
  • Кабинету министров — на 25,6% (с 2,2 трлн до 1,6 трлн сумов);
  • Администрации президента — на 44,5% (с 1,4 трлн до 795,1 млрд сумов);
  • и другим.

Новообразованным Агентству развития государственной службы при президента предлагается выделить 230,4 млрд сумов, Агентству по развитию медико-социальных услуг — 197,1 млрд сумов, Агентству кинематгрографии — 233,1 млрд сумов, Агентству стратегического развития — 7,5 млрд сумов, Агентству президентских образовательных учреждений — 430,5 млрд сумов.

Федерация профсоюзов и Национальная палата инновационного здравоохранения не получат финансирование из госбюджета.

Как будут перерассчитывать пенсии

В настоящее время продолжает действовать, введенное в 2016 году табу на компенсацию пенсий работающим пенсионерам. То есть пожилые люди, продолжающие официально работать и платить налоги в казну, лишены права на ежегодное увеличение пенсии на уровень инфляции.

Вопросы о том, будет ли возобновлена процедура, ежегодно поднимаются в Государственной думе и в ответственных ведомствах. Правительство периодически рассчитывает размер средств, необходимых для возобновления компенсации. Но пока положительного решения принято не было.

Так, по словам руководителя ПФ РФ, для повышения пособий всем работающим пенсионерам в 2020 году, потребовалось бы около 350 млрд. руб. Такими средствами фонд не обладает, подытожил Антон Дроздов.

В 2020 году работающие пенсионеры могут рассчитывать только на перерасчет за счет страховых взносов. За работающих граждан-пенсионеров работодатель продолжает платить страховые взносы в ПФ. Именно эти отчисления и аккумулируются в прибавку к пособию. При этом максимальная сумма прибавки в 2020 году составит 279 руб.

Такое ограничение установлено законодательством: независимо от размера зарплаты и суммы взносов работодателя, в расчет берется максимум 3 пенсионных балла. В 2020 году стоимость одного такого коэффициента (балла) составит 93 руб.

Повысят пенсии автоматически, как и в предыдущие годы, перерасчет будет сделан Пенсионным фондом с 1 августа.

Правительство ежегодно проводит повышение социальных пенсий всех видов — по старости, инвалидности, потере кормильца, а также увеличивает размер выплат по государственному пенсионному обеспечению. Повышение проводится в виде индексации на процент, зависящий от роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год. Такую индексацию Правительство проводит ежегодно с 1 апреля.

USD 1.7 EUR 1.9253 RUR 0.0229 GBR 2.2596 TRY 0.1264

ЕС наметил меры по усилению оборонного потенциала Грузии, Молдовы и Украины

Азербайджан считает встречу в Сочи шагом вперед для нормализации отношений между Баку и Ереваном – Байрамов

Армения не выполняет обязательства по Карабаху – глава МИД Азербайджана

Грузия предлагает Азербайджану и Армении Тбилиси в качестве платформы для диалога — Залкалиани

ЕС ввел санкции против «Белоруснефти», «Белшины», «Гродно Азота» и «Белавиа»

ЕС рассматривает варианты оказания поддержки Украине — Боррель

На территории Республики Узбекистан в скором времени планируется инициировать реформу ранее действовавшей пенсионной системы. Внебюджетный пенсионный фонд недавно представил на рассмотрение проект установленной “Концепции реформирования системы государственных пенсионных выплат”.

На текущий момент имеющаяся пенсионная система республики охватывает свыше 3 миллион граждан либо порядка 10 процентов всего населения Узбекистана. Пенсионное обеспечение по возрасту официально получают более 2 миллионов граждан, среди иных выплат:

По группе инвалидности Порядка 360 тысяч
По причине утраты кормильца 170 тысяч
Социальные разновидности выплат 300 тысяч

За последнее десятилетие, Правительство Узбекистана делало немало попыток улучшить сложившуюся систему и инициировать переход на современные принципы пенсионного страхования. Несмотря на это, проблем в пенсионной системе достаточно. Она за последние годы стала не только обезличенной, но и уравнительной в частности. При этом в нем отсутствуют нормы прямого взаимодействия, а большая часть актов регулируют ключевые аспекты в пенсионных начислениях и в сфере социальной защиты населения.


Похожие записи:

Добавить комментарий