Социальная работа как профессиональный вид деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная работа как профессиональный вид деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Социальный работник выполняет функции, которые раньше делили между собой общественные организации и различные государственные структуры (в органах образования, здравоохранения, социального обеспечения и пр.). Он призван осуществлять социальную защиту каждого человека, его прав и интересов, содействовать в решении конкретных проблем, помогать в нужде, горе и одиночестве.

Обязанности на работе

Основной функцией представителей социальных профессий является оказание услуг своим клиентам. Обязанности заметно отличаются в зависимости от рода деятельности, поэтому назовем лишь самые важные из них:

  • определение категорий лиц, нуждающихся в поддержке;
  • консультирование их по различным вопросам;
  • защита их прав и интересов;
  • помощь на дому;
  • реабилитационные услуги;
  • общение с целью психологической поддержки;
  • содействие в оформлении официальных документов;
  • посредничество в решении конфликтов;
  • адаптация в социуме инвалидов, подростков с девиантным поведением, выпускников интернатов, жертв насилия, лиц, вышедших из мест лишения свободы, мигрантов и др.

Специфика профессиональной социальной работы

Современная профессиональная социальная работа выступает как:

  • • многогранная целенаправленная деятельность государственных, частных организаций, отдельных лиц по оказанию по оказанию помощи человеку в реализации его творческих, интеллектуальных способностей и создании для этого необходимых условий и т. д.;
  • • деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками;
  • • деятельность, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию;
  • • деятельность, реализуемая на основе информирования, диагностики, консультирования, прямой натуральной и финансовой помощи, ухода и обслуживания больных и одиноких, педагогической и психологической поддержки;
  • • деятельность, ориентирующая клиентов на собственную активность по разрешению трудных ситуаций;
  • • область профессиональной практики по содействию людям в решении их личностных проблем;
  • • область активной деятельности, направленной на создание мер социальной поддержки.

Профессиональная деятельность в социальной сфере. Профессии социальной сферы

Социальные профессии больше всего подходят тем, кто имеет склонность к работе с другими людьми, способен сострадать и готов посвятить свое время решению чужих проблем. Уровень владения школьными предметами зачастую отходит на второй план.

Связывая свою жизнь со служением людям, представитель любой социальной профессии должен обладать такими качествами:

  • гуманность и уважение к другим гражданам;
  • готовность выслушать и помочь;
  • честность и искренность;
  • способность мобилизовать все ресурсы для поддержки клиента;
  • справедливость;
  • умение работать в команде;
  • готовность следовать социальной этике.

Работников сферы соцподдержки в основном не балуют высокой зарплатой. В среднем социальный работник или педагог получает около 15–18 тысяч рублей в месяц. Представители более дефицитных новых специальностей могут зарабатывать от 30 до 45 тысяч рублей. Размер дохода также сильно зависит от уровня квалификации специалиста и региона (в столицах их труд ценится выше).

Перспективность профессий социального направления на сегодняшнем этапе не подвергается сомнению. Множество глобальных процессов происходит на наших глазах: открытие границ с расширением межнационального общения, трудовая миграция, увеличение продолжительности жизни населения. Для приспособления человека к меняющимся условиям ему все чаще нужна помощь извне. К тому же в последние годы наблюдается большая ориентация на отдельную личность, а не на общество в целом.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия социальные профессии подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Профессии социальной сферы подходят людям, жаждущим быть полезным для общества и каждого конкретного его представителя. Несмотря на невысокие зарплаты, частое отсутствие перспектив карьерного роста и откровенно сложную работу. Абитуриенту важно понимать, что специалисты этого профиля более всего востребованы государственными учреждениями.

В процессе работы придется сталкиваться с бюрократией, равнодушием коллег и не всегда корректным поведением людей, с их беспочвенными требованиями и обвинениями. Социальные специальности стоит выбрать абитуриентам, которые на 100% уверены в наличии следующих качеств и личностных черт:

  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • чуткость и доброжелательность;
  • высокая работоспособность;
  • целеустремленность.

Почему целеустремленность? Потому что без нее вам будет сложно противостоять бюрократии и равнодушию, часто свойственным деятельности государственных учреждений. Если же вы не собираетесь работать для людей, а для отметки в журнале учтенных часов, то профессия едва ли принесет вам моральное удовлетворение. Что же касается удовлетворения финансового, то на него может рассчитывать лишь малая часть специалистов. Преимущественно высокие зарплаты получают представители перспективных, редких социальных профессий.

Профессии социальной направленности — обзор

Разберемся подробнее, кто такой социальный работник. Это специально обученный человек, который оказывает различные виды услуг определенным категориям граждан:

  • лицам с ограниченными физическими возможностями;
  • пенсионерам, престарелым и одиноким людям;
  • многодетным малообеспеченным семьям;
  • бездомным;
  • жертвам насилия;
  • беженцам;
  • алко-, наркозависимым и их семейному окружению;
  • семьям, которые по разным причинам оказались в сложных жизненных обстоятельствах, и не могут их преодолеть самостоятельно.

Социальные работники изучают проблемы таких людей, оказывают профессиональную поддержку (правовую, психологическую, моральную), консультируют их по разным вопросам, обеспечивают коммуникацию с соответствующими государственными и муниципальными организациями.

Заниматься соцподдержкой можно, работая:

  • в госструктурах (управления труда и социальной защиты, службы занятости, пенсионные фонды, пенитенциарные органы);
  • в коммунальных учреждениях (детские дома, приюты, центры социального обслуживания, реабилитации и ресоциализации);
  • в благотворительных и общественных организациях;
  • частным консультантом.

В зависимости от места работы перечень функций специалистов может сильно отличаться. Одни в основном занимаются приемом посетителей и оформлением им необходимых социальных выплат, другие работают непосредственно «в поле», навещая подопечных по месту их проживания и оказывая самые разные услуги.

Читайте также:  Как обналичить до 3 лет материнский капитал в 2023 году?

Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Специалист по социальной работе содействует предоставлению необходимой социальной помощи и услуг гражданам (семьям), проживающим в зоне обслуживания и находящимся в трудной жизненной ситуации.

Его основные функции:

  • выявление проживающих в зоне обслуживания граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации
  • формирование банка данных о них
  • установление причин их социального неблагополучия
  • определение характера и объема необходимой социальной помощи и услуг, а также содействие их предоставлению

Студенты данной специальности учатся:

  • Оказывать социальную защиту, помощь и поддержку, предоставлять социальные услуги отдельным лицам и социальным группам (пожилые люди, инвалиды, неблагополучные семьи, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодежные группы риска, мигранты, женщины и мужчины, подвергшиеся насилию и т.д.)
  • Разрешать конфликтные ситуации на различных уровнях (межличностных, межгрупповых, политических, трудовых)
  • Проводить профилактику социально опасных явлений в обществе (терроризм, наркомания, алкоголизм, проституция и т.п.)
  • Проводить консультации по правовым, социальным, психологическим и педагогическим проблемам
  • Разрабатывать региональные, муниципальные и корпоративные социальные программы
  • Участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок в сфере психосоциальной и социальной работы, разрабатывать социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг)
  • Создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей
  • Проводить деловые переговоры в области организации работы по социальному обслуживанию населения
  • Оказывать первую психологическую помощь различным категориям населения
  • При необходимости оказывать первую доврачебную медицинскую помощь
  • Организовывать и проводить социологические, психологические исследования

Cпециалист может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям:

  • диагностическому и прогностическому
  • правозащитному
  • организационно-управленческому
  • предупредительно-профилактическому
  • социально-медицинскому
  • социально-педагогическому
  • психологическому
  • социально-бытовому
  • коммуникативному
  • реабилитационному
  • научно-методическому
  • научному (экспериментально-исследовательскому)
  • лекторско-просветительскому
  • консультативному

Объектами будущей профессиональной деятельности выпускников специальности «Социальная работа» в зависимости от избранного ими направления будут являться:

  • семья, детские сады, школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты, дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания населения, детские дома, учреждения для лиц с особенностями психофизического развития, внешкольные учреждения, культурно-досуговые учреждения, подростковые клубы, детские и молодежные объединения, государственные учреждения социального обслуживания населения, социальные приюты, социальные службы помощи, центры реабилитации, управления по труду, занятости, социальной защите, центры и отделения занятости населения, управления фонда социальной защиты, отделы социальной защиты населения, центры по начислению и выплате пенсий и пособий, учреждения исполнительной власти, отделы социальной и воспитательной работы учреждений и предприятий, общественные организации и объединения;
  • психологические службы министерств, ведомств и организаций республиканского, областного, городского, районного и учрежденческого уровней, специализированные центры с психологическими службами в своем составе;
  • учреждения здравоохранения;
  • учреждения и предприятия социальной сферы.

Выпускники специальности «Социальная работа» могут работать на различных должностях в указанных выше типах учреждений образовательной и социальной сфер, органах местной власти и управления, системе органов внутренних дел. Спектр занимаемых должностей велик: специалист по социальной работе, специалист отдела местных органов власти, инспектор по основной деятельности, педагог социальный, педагог- психолог, инспектор по охране детства, стажер младшего научного сотрудника, воспитатель общежития.

Основной областью деятельности выпускников становится работа с социально незащищенными слоями населения – детьми, подростками, молодыми матерями, пенсионерами, мигрантами. Многие выпускники находят свое призвание в правоохранительной деятельности, выбирая должности инспектора отдела по делам несовершеннолетних или социального педагога; других больше привлекает решение проблем трудоспособного населения, они выбирают путь специалиста службы занятости или социолога.

Обучение на социального работника организовывают средние профессиональные и высшие учебные заведения. Колледжи и техникумы предлагают специальность, которая так и называется – «социальная работа», в университетах выбор направлений гораздо шире:

  • психология и социальная педагогика;
  • медико-социальная работа с населением;
  • социальная защита и социальное обслуживание детей и семей;
  • социальное страхование и пенсионное обеспечение;
  • социальная работа с молодежью и др.

Чтобы поступить в колледж, достаточно предоставить приемной комиссии аттестат об окончании 9 или 11 классов, зачисляют по результатам конкурса средних баллов. Чтобы получить высшее образование, нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, математике, биологии или истории (при поступлении на разные специальности).

Как и любая другая, специальность «социальный работник» требует наличия определенных навыков и знаний, соответствующих единому профессиональному стандарту, утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 г. № 677н.
Согласно этому документу, специалист социальной службы должен соответствовать следующим требованиям:

  • отсутствие ограничений по состоянию здоровья;
  • наличие среднего общего образования и стажировки по специальности или диплома о получении среднего профессионального образования;
  • удостоверение о прохождении курсов оказания первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимостей по статьям Уголовного кодекса РФ против личности и половой неприкосновенности.

Есть также негласный критерий для специалистов данной профессии – они должны любить людей.

Социальная работа – универсальный вид деятельности, требующий от специалистов разносторонних знаний и умений. В квалификационном справочнике социального работника представлен перечень его должностных обязанностей, в соответствии с которыми работник социальной сферы обязан:

  • выявлять граждан и семьи, нуждающиеся в социальной, материальной, юридической, медицинской, психолого-педагогической помощи, в охране психического, нравственного и физического здоровья;
  • выявлять причины возникающих конфликтных ситуаций, трудностей, оказывать содействие в разрешении конфликтов и трудностей, оказывать социальную помощь;
  • содействовать в деятельности государственных и общественных организаций по предоставлению социальной и экономической помощи различным категориям населения;
  • проводить юридические и психолого-педагогические консультации, касающиеся семьи и брака, осуществлять воспитательные мероприятия в отношении несовершеннолетних с девиантным поведением;
  • оказывать необходимую помощь в заключении трудовых договоров по удаленной работе женщинам, имеющих детей несовершеннолетнего возраста, пенсионерам и инвалидам; помогать в семейном воспитании;
  • выявлять лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказывать им содействие в устройстве в учебно-воспитательные и лечебные учреждения, в получении социально-бытовой, материальной и иной помощи;
  • принимать участие в создании центров социальной помощи семьям (центры опеки и попечительства, усыновления, социальной реабилитации; детские, молодежные, семейные центры; приюты; объединения по интересам; клубы и ассоциации и т.д.);
  • содействовать в общественной защите несовершеннолетних правонарушителей в суде в качестве их общественного защитника и др.
Читайте также:  Закон о тишине — 2023: когда можно шуметь

Что такое «социальная» профессия

К социальным специальностям относят все профессии, связанные с соцсферой и взаимодействием с людьми. Внутри области выделяют два ключевых направления:

  1. Деятельность, связанная с непосредственной помощью гражданам, нуждающимся в поддержке государства. Относятся соцработники и педагоги, сотрудники службы занятости, специалисты органов опеки и попечительства.
  2. Профессии, охватывающие группы лиц, с потребностью в профессиональной психологической, медицинской или юридической помощи и консультировании. Включают психологов, полицейских, медиков, педагогов.

Места трудоустройства:

  • Госучреждения;
  • Частные компании и центры;
  • Волонтерские движения;
  • Благотворительные фонды;
  • Образовательные и трудовые лагеря для детей и подростков;
  • Бюро МСЭК;
  • Биржа труда;
  • НИИ.

Для работы с людьми и кризисными ситуациями, требуется определенный набор личностных качеств:

  • Стрессоустойчивость;
  • Импатия, умение сопереживать;
  • Коммуникабельность;
  • Организованность;
  • Ответственность;
  • Пунктуальность;
  • Логическое мышление;
  • Умение сохранять объективность.

Понадобятся знания юриспруденции, психологии, физиологии, обществознания и педагогики.

Наталья Дубовенко: Людям не хватает общения

Социальный работник отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов № 5 территориального центра социального обслуживания «Марьино»

— Я уже более 22 лет занимаюсь социальной работой: приношу подопечным продукты, хожу с ними в поликлинику, покупаю лекарства, оплачиваю счета и помогаю в оформлении документов, и многое другое.

В профессии оказалась по особому стечению обстоятельств. Я потеряла мать, и мне было настолько тяжело, что четыре года не могла прийти в себя. И знакомая, которая сама работала в этой сфере, предложила мне устроиться в центр социального обслуживания. Я решилась и не пожалела о своем выборе. Причем не только сама помогала людям, но и у них находила поддержку. Так сложилась судьба, что у меня нет родственников, а бабушки и дедушки стали в определенной степени моей семьей, о которой нужно заботиться и всячески помогать.

Социальная помощь особенно нужна тем людям, которые совсем не выходят из дома. Многие из них одиноки и по-детски относятся к миру, несмотря на возраст.

А еще, кроме решения насущных проблем, им не хватает общения. Мои подопечные — инвалиды и пенсионеры от 67 до 95 лет. Они очень разные, но все нуждаются в том, чтобы их слушали, хотят делиться своим опытом и впечатлениями, хотят быть нужными. И это нормально.

У меня была одна подопечная, вот она мне говорила: «Наташенька, ты для меня как свет. Я тебя всегда очень жду». А другие часто спрашивают: «Ой, ты что, уже убегаешь?»

Бывает, придешь и рассмеешься вместе с ними — тебе и частушку споют, и веселую историю какую-нибудь расскажут. А бывает, и плачем с ними, это тоже иногда полезно, но чаще смеемся, конечно. Все очень интересные люди с колоссальным жизненным опытом.

Понятие профессиональной социальной деятельности

Дипломные работы от 1190 руб.

Курсовые работы от 238 руб.

Контрольные работы от 170 руб.

Рефераты от 170 руб.

Отчеты о практике от 510 руб.

Доклады от 170 руб.

Профессии социальной сферы подходят людям, жаждущим быть полезным для общества и каждого конкретного его представителя. Несмотря на невысокие зарплаты, частое отсутствие перспектив карьерного роста и откровенно сложную работу. Абитуриенту важно понимать, что специалисты этого профиля более всего востребованы государственными учреждениями.

В процессе работы придется сталкиваться с бюрократией, равнодушием коллег и не всегда корректным поведением людей, с их беспочвенными требованиями и обвинениями. Социальные специальности стоит выбрать абитуриентам, которые на 100% уверены в наличии следующих качеств и личностных черт:

  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • чуткость и доброжелательность;
  • высокая работоспособность;
  • целеустремленность.

Почему целеустремленность? Потому что без нее вам будет сложно противостоять бюрократии и равнодушию, часто свойственным деятельности государственных учреждений. Если же вы не собираетесь работать для людей, а для отметки в журнале учтенных часов, то профессия едва ли принесет вам моральное удовлетворение. Что же касается удовлетворения финансового, то на него может рассчитывать лишь малая часть специалистов. Преимущественно высокие зарплаты получают представители перспективных, редких социальных профессий.

Факторы, которые влияют на эффективное выполнение профессиональной деятельности

Каждый человек готов трудиться в том случае, если у него есть интерес к работе. Для того чтобы профессиональная деятельность была на первом месте, необходима мотивация успеха. Если человек видит смысл в будущем, тогда он будет стремиться к улучшению.

Бытует мнение, что есть два фактора, которые помогут стимулировать личность к профессиональной деятельности:

1. Материальные факторы.

  • Заключается договор о привязке материального вознаграждения. Если сотрудников стимулировать финансами, тогда эффективность работы будет повышена. Это сказывается на материальном благополучии всего предприятия в целом.
  • Премиальные для сотрудников. Если человек будет знать, что за отлично выполненную работу он получит бонус, тогда он максимально выложится в своей профессиональной деятельности.
  • Повышение зарплаты за квалификацию. Дополнительное финансирование лучших сотрудников даст стимул остальным людям работать более качественно.
  • Предоставление льгот. Каждому человеку приятней работать, если за него будет оплачиваться проезд или питание (частично или полностью), путёвки на море, турбазы.

Педагогическая деятельность

Каждый человек учится всю свою жизнь. Профессиональная педагогическая деятельность – очень важная специальность в школах, училищах, в высших учебных заведениях. Преподаватель должен каждые пять лет повышать свою квалификацию. От этого зависит его профессионализм. Цель педагога – воспитывать и обучать человека всему новому. Именно преподаватель помогает многим учащимся стать специалистом в своей области.

Профессиональная деятельность педагога организовывает воспитанников, помогает решать задачи разных видов сложности, определять цель, ради которой необходимо развиваться и обучаться. Преподаватель должен иметь эмоционально-устойчивый характер и свою позицию.

Для того чтобы стать профессионалом, педагогу выдвигаются такие требования:

  • Психологическая готовность. Не все воспитанники являются порядочными и послушными людьми. Поэтому необходимо быть готовым к тому, что придётся даже в стрессовых ситуациях оставаться спокойным и уравновешенным преподавателем.
  • Физическая готовность. У педагога много работы, к которой выдвигаются высокие требования. Поэтому преподаватель должен быть физически здоров.
Читайте также:  Перечень федеральных налогов в РФ, нюансы их начисления и оплаты в 2023 году

Работа истинного профессионального педагога спокойная и уравновешенная. Преподаватель должен быть мудрым и образованным. Ему нельзя отвечать своим воспитанникам или ученикам, что он чего-то не знает по своей специфике. Только в этом случае определяется профессиональная педагогическая деятельность. Только так можно заслужить авторитет.

Управление социальной сферой

Управление социальной сферой осуществляют институты власти и находящиеся в их ведомствах государственные учреждения.

Объекты, осуществляющие контроль по организации необходимых мер и выполнению социальных программ, которые необходимы для улучшения качества жизни населения страны, подразделяются на региональные, областные или местные учреждения.

К целям социальной деятельности государственных учреждений относятся:

  • охрана здоровья и жизни населения страны;

  • обеспечение равных прав на образование и работу для всех граждан страны;

  • обеспечение населения страны доступным жильем;

  • пенсионное обеспечение после выхода гражданина на пенсию;

  • право на самовыражение и творческое развитие.

РАБОТЫ Основные принципы теории социальной работы:

1) общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие;

2) общие принципы социальных (общественных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость;

3) специфические принципы социальной работы: Содержательные. Включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

Психолого-педагогические. К ним относят модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие.

Группа методических принципов, которые составляют дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационные принципы, которые определяют всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы некоторые конкретные принципы: соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий; равные возможности для граждан при получении социальных услуг; добровольное согласие граждан на получение услуг; доступность социального обслуживания; соблюдение конфиденциальности в работе; преемственность всех видов и форм социального обслуживания адресность; приоритет содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактическая направленность; содействие социальной реабилитации и адаптации; межведомственность и междисциплинарность; деятельностныи подход; территориальная организация социальной службы; государственная поддержка добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.

Объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, но и выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом.

Если рассматриваем социальную работу как науку то имеем дело с объектно-предметными отношениями. В этом случае объект рассматривается как определенный вид практической социальной действительности. В качестве объекта социальной работы в ее широкой трактовке выступают все люди, все население.

Группы объектов социальной работы – население, которое оказалось в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность тех групп населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

Основания для классификации таких объектов:

1. Состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере или вообще решать человеку или группе самостоятельно свои жизненные проблемы.

2. Служба и труд в экстремальных социальных условиях (войны).

3. Пожилой, пенсионный возраст людей. Сюда относятся одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям).

4. Девиантное поведение в его различных формах и видах.

5. Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей: семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи и т.д.

6. Особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.).

7. Бродяжничество, бездомность.

8. Положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии.

9. Правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

Различные сферы жизнедеятельности людей Сферы жизнедеятельности как объекты социальной работы весьма многообразны. Среди них важнейшими являются:

• сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры;

• городские и сельские, а также промежуточные формы расселения;

• сфера здравоохранения.

• сфера образования;

• сфера науки;

• сфера культуры;

• культурно-досуговая сфера;

• силовые структуры общества.

• пенитенциарная система;

• социально-этническая среда;

• сфера бытового обслуживания населения.

В социальной политике государства можно выделить два направления:

1. Учет и эффективная реализация основных видов социальной работы: социальной диагностики, социальной профилактики, социального надзора, социальной терапии, социальной адаптации, социальной реабилитации, социального обеспечения, социального страхования, социальной опеки, социальной помощи, социального консультирования, социальной экспертизы, социального попечительства, социальных нововведений, социального посредничества и подвижничества.

2. Направленность на основные социальные объекты:

• группы и слои, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие, как инвалиды; безработные; участники Великой Отечественной войны; труженики тыла; одинокие пожилые люди и семьи; беженцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию; семьи, имеющие детей-инвалидов; многодетные семьи; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети и т.д.

• различные сферы жизнедеятельности социального характера: производственную и социальную инфраструктуры; городскую, сельскую, а также промежуточную форму расселения; здравоохранение; образование; науку; культуру; культурно-досуговую; социально-этническую; бытового обслуживания. Государство осуществляет (прямо и косвенно) деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных.

Психолого-педагогических, правовых услуг, по социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по оздоровлению среды их обитания.

Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики.

Задачи современной социальной политики.

• освоение зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения при осознании необходимости в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России:

• организация адресной помощи наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности;

• борьба с безработицей:

• сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи;

• предупреждение негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, т.е. профилактическая работа.


Похожие записи:

Добавить комментарий