Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статьи Конституции РФ. Обязанности человека и гражданина.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
- естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
- права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
- гражданские (личные)
- политические
- экономические
- социальные
- культурные
Общее понятие основных обязанностей человека и гражданина в РФ
Отсутствие понимания того, каким должно быть правильное поведение, может привести к активизации механизма принуждения. В законной форме право на его включение есть только у государства, а применение допускается в строго определенных случаях.
Обязанности, подразумевающие те или иные нормы поведения гражданина, являются составляющей правового статуса его личности. Данная компонента непременная, а также тесно взаимосвязана с правами, свободами человека, изложенными в Конституции РФ.
Каковы главные обязанности гражданина, прописывается в той же главе основного закона государства.
Практически ни о ком, кроме младенцев и совсем малолетних детей, нельзя сказать, что у него есть либо то, либо другое. В наличии должны быть как права, так и обязанности гражданина. Возможность использования первых обеспечивается законом, государством, вторые требуются от каждой личности взамен.
В обоих понятиях предусмотрено разделение. Так обязанности граждан РФ отличаются от человеческих, имеющих естественное происхождение. Они вытекают из факта: индивид является членом государства. Возлагаются на тех, кто находится под его верховенством.
Разновидности конституционных обязанностей
Одна из составляющих правового статуса гражданина – декларируемые конституционные обязанности. Базовые обязанности апатрида и гражданина, которые делятся на:
- общие конституционные обязанности;
- частные обязанности.
Общие обязанности – строгое соблюдение федеральных законов и Конституции, безусловное уважение прав и свобод соотечественников, бережное отношение к природе своей страны, сохранение культурного, исторического наследия и памятников. Выполнение этих обязанностей обязательно для всех граждан России.
Частными обязанностями считаются только те, которые касаются определенных категорий населения – родителей, совершеннолетних детей, военнообязанных, налогоплательщиков и т. д. Например, налогоплательщики обязаны платить установленные местными и федеральными законами налоги, сборы. Конституция РФ четко определяет основные обязанности:
- неукоснительное соблюдение Конституции, федеральных законов;
- оборона Отечества;
- уплата установленных законами фискальных выплат;
- бережное отношение к окружающему миру;
- уважение к правам и свободам других граждан;
- стремление сохранить памятники истории и культуры;
- патриотическое воспитание и качественное образование детей;
- помощь престарелым родителям.
Статья 15 Конституции устанавливает за гражданами, должностными лицами, администрациями муниципального самоуправления, правительственными организациями, обязанность – соблюдение Конституции и государственных законов.
Защита Отечества от внешней агрессии – основная обязанность и священный долг граждан России. Эта обязанность направлена на обеспечение безопасности государства, защиту населения, материальных и моральных ценностей российского общества. Федеральный закон о военной службе создан на основе на ст. 59 ч.2 Основного Закона. Всеобщая воинская обязанность включает в себя следующие элементы:
- воинский учет;
- систему обязательной подготовки к службе;
- компанию призыва на военную службу;
- период прохождения службы;
- увольнение в запас;
- периодический призыв для граждан находящихся в запасе на переподготовку.
Уплата налогов, сборов в бюджет страны и местные бюджеты регионов. Статья 57 Конституции декларирует – каждый гражданин России обязан платить налоги и местные и муниципальные сборы. Важно, что законы, ухудшающие положение плательщиков налогов, а также вводящие новые налоги, не имеют обратной силы.
Сохранение заповедников, природы, лесов, рек и окружающей среды обитания. Статья 58 Конституции определяет, что в обязанности каждого гражданина, правительственных организаций и местного самоуправления, входит сохранение окружающей природной среды. За нарушения этой статьи, в зависимости от возникших последствий, предусмотрена дисциплинарная или административная ответственность, а в особо тяжелых случаях – уголовная ответственность.
Уважение прав и свобод сограждан. В Основном Законе зафиксировано, что при реализации своих законных прав и свобод запрещено нарушать права и свободы кого-то бы ни было. Реализуя свои права, люди постоянно взаимодействуют, и порой между ними возникают конфликты и противоречия. Важнейшей задачей считается достижение определенных компромиссов для согласования взаимных интересов. Считается недопустимым проявление эгоизма, анархии и своеволия при реализации своих прав за счет других лиц.
Обязанности человека и гражданина защищать отечество
Ещё одна неотъемлемая задача россиянина – защищать свою страну. Но эти обязанности гражданина распространяются не на всех жителей страны. Они касаются только молодых мужчин (18-27 лет), если их не освобождают от призыва или не дают отсрочку. Женщины могут попасть на военную службу посредством контракта, как и мужчины, которые не хотят проходить срочную службу. Если же человек должен пройти обязательную службу, но уклоняется от неё, ему угрожает ответственность уголовного характера.
Отсрочку или освобождение могут получить такие граждане:
Защищать отечество не обязано должны отдельные лица и военные формирования, которые занимаются миротворческими миссиями в других странах.
Получить юридическую помощь по вопросам обязанностей гражданина РФ можно на нашем сайте.
В чем заключается суть и какова структура конституционных обязанностей?
На первом месте стоят конституционные обязанности граждан. Конституция не позволяет должностным лицам или государственным органам принимать решения и документы, нарушающие конституционные права. В случае возникновения ситуации противоречия необходимо урегулировать ее в соответствии с законом.
Главное правило выступает в качестве юридического основания для выполнения любых обязанностей по закону. Обязанности по конституции РФ закреплены в общих чертах. Данные о должностных обязанностях, установленных отраслевыми нормативными актами, раскрываются в должностной инструкции.
На всей территории страны суверенитет России действует на всей территории в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.
Все граждане обязаны выполнять свои обязанности, которые прописаны в Конституции РФ. Этот факт свидетельствует о равенстве и принципе правового статуса людей в стране.
Действующее законодательство предусматривает ответственность за нарушения конституционных обязанностей. Согласно действующему закону, это юридическая ответственность.
Что говорит Конституция
Согласно основному государственному документу, все привилегии, которыми наделен российский гражданин, являются естественными и неотчуждаемыми. Ограничиваться они могут только тогда, когда вступают в конфликт с такими же правами других граждан и становятся причиной ограничения их свобод.
Кроме того, главный правовой статут гласит, что все российские граждане абсолютно равны перед судебной и правовой системой страны. На это равноправие не влияют ни национальность, ни пол, ни возраст, ни расовая принадлежность, ни политические взгляды, ни имущественное, социальное или должностное положение. Это значит, что все обозначенные в законе права российского гражданина являются естественной и неотъемлемой частью его жизни.
Составной частью правового статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность.
Конституция РФ 1993 г., в отличие от предыдущих российских конституций и основных законов некоторых иностранных государств, не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся главным образом в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», что подчеркивает неразрывное единство двух составных частей конституционно-правового статуса личности в России – конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей.
Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина, конкретизированных и детализированных в отраслевом законодательстве:
1) соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);
2) уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);
3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ);
4) обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»);
5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.);
6) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ);
7) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.).
8) обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе».
Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что:
– во-первых, обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер, т. е. устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный, внезаконотворческий характер. Таким образом, никаких «естественных», дозаконотворческих и внезаконотворческих обязанностей у человека по отношению к государству нет;
– во-вторых, Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6), следовательно, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности, которая, в отличие от права, являющегося мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица. Освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона;
– в-третьих, как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России (например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан Российской Федерации (в частности, обязанность по защите Отечества).
Федерализм в России находится в стадии становления. Обусловлено это тем, что у России нет собственного опыта подлинных федеративных отношений: большую часть своей истории Россия де-юре (до 1918 г.) или де-факто (в советский период) была унитарным государством. Тем не менее элементы федерализма в России были.
Идеи самоуправления закреплялись еще в Русской Правде, Новгородской и Псковской судных грамотах, Судебниках 1497 и 1550 гг., Соборном уложении 1649 г., актах Петра I и т. п. В процессе расширения Российской империи входящие в состав России народы и территории (княжества, ханства, царства, губернии и пр.) сохраняли возможность самоуправления и достаточно широкую степень автономии.
В конституционных проектах декабристов уже содержатся оформленные идеи и концепции федерации («республика многонациональной федерации славянских и некоторых соседних государств Центральной и Южной Европы», «конституционная монархия, состоящая из федеративных территорий» и т. п.).
Обострение национальных отношений в России в конце XIX – начале XX в. предопределяет расширение антиимперского движения, появление различных платформ политических партий и расширение идеи перехода к федерации с созданием областных и национальных автономий.
Пришедшие к власти в 1917 г. большевики к федерации относились отрицательно («…федерация вредна, федерация противоречит принципам социал-демократии в их применении к русской действительности…»), однако ход истории достаточно быстро изменил их взгляды, и именно при советской власти (в 1918 г.) Россия впервые де-юре стала федеративным государством. Переход к федерализму рассматривался как единственный способ остановить распад бывшей Российской империи.
Российская федерация изначально носила не договорный или конституционно-договорный (как федерация СССР), а конституционный характер: федерация в России была провозглашена, учреждена, а не явилась следствием добровольного объединения различных территорий и народов. В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов принимает Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая учредила Россию как федерацию советских национальных республик. Позднее федеративная форма территориального устройства закрепляется в Конституции 1918 г. и во всех последующих российских конституциях. Субъектами федерации в советский период развития являлись только республики (в том числе автономные республики), хотя предусматривалось наличие в составе федерации отдельных территорий (автономных областей, автономных округов) с особым национальным составом, бытом, традициями, которые также принимали участие в работе федеральных органов власти. Примечательно, что по Конституциям СССР 1937 и 1977 гг. автономные республики РСФСР имели непосредственное фиксированное представительство в одной из палат – Совете национальностей Верховного Совета СССР. Таким образом, представители большей части составных частей РСФСР (краев и областей) от участия в решении общефедеральных вопросов были отстранены. Количество, состав, названия автономных республик России неоднократно (зачастую произвольно) изменялись.
Начало 1990-х гг. в истории российского федерализма отмечено как так называемый «парад суверенитетов». В Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. подтверждена необходимость существенного расширения прав автономных республик. В 1991 г. четыре из пяти автономных областей (Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская), входившие в состав краев, провозгласили себя республиками; Еврейская автономная область, сохранив свое наименование, вышла из состава Хабаровского края; Чукотский автономный округ в 1992 г. вышел из состава Магаданской области; появились проекты образования новых республик на основе некоторых краев, областей (Уральской, Дальневосточной и др.).
После распада СССР в 1991 г. стал реальным и распад Российской Федерации. В значительной степени его предотвратил Федеративный договор 1992 г. Данный Договор представлял собой фактически синтез трех договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и группами субъектов федерации: во-первых, республиками; во-вторых, краями, областями, городами федерального значения; в-третьих, автономной областью и автономными округами. Федеративный договор вошел как составная часть в Конституцию РФ 1978 г., что предопределило его юридическую силу, значение и место в правовой системе государства. Однако Федеративный договор не мог разрешить все негативные тенденции в российских внутрифедеративных отношениях прежде всего потому, что закреплял неравноправие различных субъектов федерации, а это не могло удовлетворить представителей большей части субъектов – краев и областей. Кроме того, Договор подписали не все регионы, в частности, Татарстан, Чечено-Ингушская Республика, многие субъекты РФ подписали его с оговорками. В настоящее время Федеративный договор юридически не отменен, упоминания о нем содержатся в действующей Конституции РФ, однако его значение и место в правовой системе принципиально изменились: в соответствии с ч. 1 разд. 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ положения Договора действуют в части, не противоречащей Конституции РФ. Таким образом, большая часть положений Федеративного договора сегодня фактически не действует, и этот Договор стал не столько действующим правовым актом, сколько историческим документом.
Дальнейшее развитие федеративных отношений в России осуществляется на основе Конституции РФ 1993 г.
Конституционные обязанности граждан в РФ: понятие, характеристика.
Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие — только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.
2. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы.
3. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно статье 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» (1991) установлен закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.
4. Обязанность сохранять природу и окружающую среду.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002).
5. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
В соответствии со статьёй 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность связана с конституционным правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
6. Защита Отечества.
В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (1998). Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту. Срок военной службы по призыву в мирное время — 24 месяца. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.
7. Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица.
Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Статья 43 Конституции РФ возлагает на родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования. Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).
Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации
Конституционные обязанности человека и гражданина.
|
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина (7 класс)
Механизм защиты прав и свобод человека – это установленная и гарантированная законом система, благодаря которой обеспечивается правовой статус человека, который включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод.
Его заключение с военнослужащим является добровольным мероприятием. Пребывание в рядах ВС по контракту выступает сегодня в качестве одного из направлений реформ в армии. Такая служба осуществляется на определенных условиях. В частности, они включает в себя:
- Установленный срок пребывания в ВС.
- Добросовестное исполнение специальных, общих и должностных обязанностей, установленных законодательством и прочими нормативными актами.
Вместе с этим в условиях контракта предусматриваются особые права самих солдат и их родственников (близких), компенсации, гарантии и льготы. Нести службу по особым условиям могут:
- Мужчины, пребывающие в запасе.
- Лица, у которых заканчивается срок действия предыдущего контракта.
- Женщины, не пребывающие в запасе. Они могут заключить свой первый контракт в возрасте с 18 до 40 лет.
- Военнослужащие, находящиеся в ВС по призыву не меньше 12 мес.
- Мужчины, окончившие высшие профобразовательные учреждения и не находящиеся в запасе.
Отбор кандидатов для заключения контракта из числа лиц, не находящихся в ВС, проводится военным комиссариатом, из служащих – воинскими частями.
Личные права гражданина
Личные права составляют группу прав первого поколения. Их наличие определяет гражданина как автономное, независимое и свободное звено гражданского общества. Указанные права называют естественными, и они не могут ограничиваться государством.
Личные права гражданина РФ формируют гуманистический фундамент общества и включают в себя право:
- на жизнь, при котором подразумевается исключительность применения смертной казни;
- на достоинство личности, в частности, невозможность подвергаться пыткам и насилию;
- на личную неприкосновенность (жилища, частной жизни);
- на личную тайну (тайну переписки, разговоров, иных форм коммуникации);
- на свободное передвижение (право беспрепятственного выезда из страны);
- на определение национальной принадлежности, пользование родным языком и так далее.