Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый агент по НДС: кто должен платить «чужие» налоги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 161 НК РФ российские организации, приобретающие на территории РФ услуги (работы) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, признаются налоговыми агентами по НДС, т. е. они обязаны исчислить, удержать у иностранного налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога.
Что изменилось кардинально?
НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2023 г., больше не предусматривает, что налоговый агент должен перечислить НДС в бюджет в тот же день, когда произвел оплату иностранному поставщику.
Уплата налога производится в составе ЕНП за истекший налоговый период равными долями не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Специальных норм для налоговых агентов не установлено. Это правило не препятствует перечислить НДС в составе ЕНП в бюджет досрочно – частями или единовременно (п. 1 ст. 45 НК РФ).
В прошлом НК РФ увязывал право налогового агента на вычет НДС с уплатой налога в бюджет. Теперь же такой взаимосвязи нет.
Отсрочка уплаты налога налоговым агентом в бюджет без отсрочки вычета явно на руку покупателю.
Из совокупности норм п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ делаем вывод, что для обоснованного вычета начиная с первого налогового периода 2023 г. налоговому агенту требуется:
- быть налогоплательщиком НДС;
- приобрести товары (работы, услуги) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС;
- составить счет-фактуру.
Как заполнить налоговую декларацию?
Налоговый агент в налоговой декларации по НДС должен заполнить раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» – отдельно по каждому иностранному лицу.
По строке 060 в этом разделе отражается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом.
По строке 070 – код операции, осуществляемой налоговыми агентами. Обратите внимание: в соответствии с коррективами, внесенными Приказом ФНС России от 12.12.2022 № ЕД-7-3/1191@ в порядок заполнения декларации, налоговые агенты в рассматриваемых нами случаях используют следующие коды:
- 1011720 – оказание иностранными организациями услуг в электронной форме, в том числе на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров, организациям и индивидуальным предпринимателям;
- 1011721 – реализация товаров, работ, услуг налогоплательщиками – иностранными лицами, указанными в пункте 1 статьи 161 НК РФ.
При получении услуг нерезидента и при уплате НДС налогового агента в бюджет, у организации есть право принять к вычету суммы НДС. Для того, чтобы вычет автоматически попал в декларацию, надо провести регламентную операцию Формирование записей книги покупок.
В результате в регистр бухгалтерии вводятся следующие записи: по дебету счета 68.02 и кредиту счета 19.11 — на суммы НДС, уплаченные в бюджет в качестве налогового агента и подлежащие вычету.
Рисунок 7 — Проводки, отражающие принятие к вычету НДС налогового агента в регламентированном учете
В декларации этот налоговый вычет отражается в разделе 3, строка 180.
Рисунок 8 — Заполнение вычета по НДС налогового агента в декларации НДС
Сведения из книги покупок будут отражены в разделе 8 налоговой декларации по НДС.
Арендуем у государства: Особенности НДС-расчетов
Не каждая компания может позволить себе иметь в собственности помещения для работы. Да это и необязательно, ведь недвижимость можно арендовать. А как известно, самым крупным собственником площадей является государство. Поэтому оно может предложить арендаторам большой выбор и приемлемые цены.
Однако налогоплательщикам следует помнить, что процедура найма федерального (муниципального) имущества и ее налоговые последствия имеют свои особенности.По сей день остается актуальным вопрос уплаты НДС при аренде госимущества.
Кто в такой ситуации должен пополнить бюджет налогом, и по какой ставке следует его исчислять? Каким образом на решение данных вопросов влияют условия арендного договора? Об этом и пойдет речь в нашей статье.
Правильный договор аренды
Для начала напомним в общих чертах основные положения арендных отношений. Установлены они в главе 34 Гражданского кодекса и распространяются на любых участников договора аренды, в том числе на представителей государственной власти.
Итак, по договору арендодатель (собственник или уполномоченное лицо) обязуется предоставить имущество за плату арендатору (ст. 606 ГК РФ). В обязанности последнего при этом входит как своевременная оплата, так и использование объекта аренды в соответствии с его назначением или договором. Невыполнение этих условий может привести к расторжению контракта (ст. 614, п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ).
Необходимо также помнить, что для договора аренды здания (сооружения) обязательна письменная форма. А при его заключении дольше чем на один год – еще и госрегистрация в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ ст. 651 ГК РФ)
Кроме того, в арендном контракте должно быть точно указано местонахождение сдаваемых в аренду помещений, их параметры, характеристика и площадь, а также размер оплаты и срок аренды. Отсутствие таких данных означает, что объект аренды не согласован, а сам договор не заключен.
Особое внимание арендатор должен уделить упоминанию в договоре о правах арендодателя на помещение. Ведь передача площадей не уполномоченным на это лицом может повлечь не только правовые, но и налоговые последствия для арендатора. Финансисты, к примеру, полагают, что тогда он не сможет подтвердить расходы по арендной плате (письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/288).
Арендодатель госимущества: возможны варианты
Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.
На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.
Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.
Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю.
Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество.
Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.
Когда арендатору быть агентом
Исходя из норм действующего законодательства, выбор НДС-обязанного участника арендных отношений является наименее очевидным как раз в случае трехстороннего договора аренды. То есть контракта, сторонами которого, помимо арендатора, являются орган госвласти (на правах собственника имущества) и балансодержатель (МУП, ГУП и т. п.).
Проблема в том, что налоговое законодательство разъяснений по данному вопросу не содержит.
Буквальное прочтение пункта 3 статьи 161 НК РФ об агентских обязанностях арендаторов муниципального или государственного имущества показывает, что арендатор должен удерживать из доходов арендодателя и платить в бюджет НДС в определенной ситуации.
А именно «при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества».
То есть возможность наличия в арендных отношениях третьей стороны никак не упомянута в кодексе. Поэтому вполне логично предположить, что положения упомянутого пункта не распространяются на случаи найма помещений у оперативного управляющего или прочего распорядителя гос-имуществом. Иначе говоря, арендатору не нужно выступать в роли налогового агента в случае трехстороннего договора.
На возникновение агентских обязанностей арендатора только при двустороннем договоре уже несколько лет назад указывал и Конституционный суд РФ. В определении от 2 октября 2003 г.
№ 384-О судьи отметили, что порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, необходимо применять лишь «в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях».
Уплата НДС налоговым агентом в 2021 году
Оказание услуг по аренде регистрируется документом Поступление (акт, накладная) вид операции Услуги (акт) в разделе Покупки – Покупки — Поступление (акты, накладные) — кнопка Поступление — Услуги (акт).
Рассмотрим особенности заполнения документа Поступление (акт, накладная) по данному примеру.
- Акт № от – номер и дата Акта оказания услуг на аренду.
Поставщик в данной ситуации в первичных документах не будет выделять НДС, но т.к. в 1С в документе Поступление (акт, накладная) устанавливается ставка НДС 18%, то необходимо установить:
- НДС — в поле НДС значение НДС в сумме;
- Сумма – сумму по договору, включающую НДС;
- Ставка НДС – ставку 18%;
- НДС рассчитается автоматически из графы Сумма по указанной ставке.
Уплата НДС в бюджет отражается документом Списание с расчетного счета вид операции Уплата налога в разделе Банк и касса — Банк — Банковские выписки — Списание.
Поля документа заполняются следующим образом:
- Налог — НДС;
- Вид обязательств — Налог;
- Счет учета — 68.32 «НДС при исполнении обязанностей налогового агента»;
- Сумма — сумма уплаченного НДС по выписке, которая должна быть не менее 1/3 от исчисленной суммы НДС налоговым агентом по декларации.
Пункт 3 статьи 161 НК РФ применяется при аренде государственного или муниципального имущества и только в том случае, когда таким имуществом распоряжается соответствующий орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления.
Именно неверное определение статуса арендодателя и является наиболее распространенной ошибкой при определении налоговых обязательств арендодателя и арендатора.
Так, при заключении договора аренды с государственным или муниципальным унитарным предприятием во многих случаях арендатор полагает, что становится налоговым агентом.
В свою очередь арендодатель даже не подозревает, что у него возникли обязанности налогоплательщика.
По сути, такие заблуждения основываются на том, что имущество, находящееся у таких предприятий на праве хозяйственного ведения, остается в собственности у государства.
Да, действительно, в силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, закрепляемое за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, остается в государственной собственности.
Вместе с тем, статья 214 ГК РФ разделяет имущество, находящееся в государственной собственности, на две части — имущество, закрепляемое за государственным предприятием или учреждением, и средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Вторая часть государственного имущества составляет государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Что касается имущества, находящегося в муниципальной собственности, то согласно пункту 3 статьи 125 ГК РФ оно также либо закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, либо составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Распоряжение имуществом, закрепленным за юридическим лицом, производится именно этим юридическим лицом, а не органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления.
С учетом положений статей 125, 214, 294, 296 и 299 ГК РФ уполномоченные органы власти распоряжаются только тем имуществом, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственным или муниципальным унитарным или казенным предприятием.
Именно от этих позиций и надо отталкиваться при решении вопроса о возникновении статуса налогоплательщика или налогового агента.
Как отметил Конституционный Суд РФ в своем Определении от 02.10.
2003 № 384-О, порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, применяется только в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, то есть составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях. Если имущество арендуется у юридических лиц, за которыми оно закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то плательщиками НДС являются арендодатели, обладающие тем или иным вещным правом в отношении имущества. В вышеназванном Определении КС РФ указано, что при реализации на территории РФ услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит в соответствии со статьей 294 ГК РФ на праве хозяйственного ведения или согласно статье 296 ГК РФ на праве оперативного управления, исчисление и уплату в бюджет НДС осуществляют данные юридические лица.
В строке 2 «Продавец» налоговые агенты, приобретающие товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ), а также налоговые агенты, арендующие государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления или приобретающие (получающие) на территории России государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (п. 3 ст. 161 НК РФ), приводят полное или сокращенное наименование продавца или арендодателя (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого они исполняют обязанности по уплате налога.
В строке 2а «Адрес» должен быть указан адрес (в соответствии с учредительными документами) продавца или арендодателя (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого налоговые агенты исполняют обязанность по уплате налога.
В строке 2б «ИНН/КПП продавца» должны быть проставлены:
- прочерк – если счет-фактуру заполняет налоговый агент, приобретающий товары (работы, услуги) у иностранной организации, которая не состоит в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ);
- ИНН и КПП продавца или арендодателя (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога, во всех остальных случаях (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Об этом сказано в подпунктах «в»–«д» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
При составлении счета-фактуры на выполненные работы (оказанные услуги) в строках 3 «Грузоотправитель и его адрес» и 4 «Грузополучатель и его адрес» налоговые агенты, приобретающие работы (услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ), а также налоговые агенты, арендующие государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления или приобретающие (получающие) на территории России государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (п. 3 ст. 161 НК РФ), ставят прочерки.
Если у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, приобретаются товары, то в строке «Грузоотправитель и его адрес» нужно указать наименование и почтовый адрес грузоотправителя, а в строке «Грузополучатель и его адрес» – наименование и почтовый адрес грузополучателя.
Об этом сказано в подпунктах «е»–«ж» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
Некоторые особенности имеет порядок заполнения строки 5 «К платежно-расчетному документу».
При приобретении (получении) или аренде государственного (муниципального) имущества в этой строке нужно указать номер и дату платежного документа, подтверждающего оплату имущества или перечисление арендной платы.
При приобретении работ (услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, в строке 5 укажите номер и дату платежного документа, подтверждающего перечисление удержанной суммы НДС в бюджет.
При приобретении товаров у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, в строке 5 укажите номер и дату платежного документа, подтверждающего оплату приобретенных товаров.
Если оплата производилась в безденежной форме, в строке 5 укажите прочерк.
Об этом сказано в подпункте «з» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
В строке 7 «Валюта: наименование, код» укажите наименование валюты согласно Общероссийскому классификатору валют и ее цифровой код (подп. «м» п. 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Если в договоре цена товара (работы, услуги) указана в валюте и его оплата также производится в валюте, налоговый агент может составить счет-фактуру в валюте (п. 7 ст. 169 НК РФ).
При заполнении граф счета-фактуры налоговые агенты, приобретающие товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ), а также налоговые агенты, арендующие государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления или приобретающие (получающие) на территории России государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (п. 3 ст. 161 НК РФ), должны придерживаться следующих правил.
При полной оплате товаров (работ, услуг) графы счета-фактуры следует заполнять в порядке, установленном пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ.
При частичной оплате в графах 2–4 ставятся прочерки, а графы 10–11 не заполняются.
Как при полной, так и при частичной оплате (в т. ч. при безденежной форме расчетов) укажите:
- в графе 1 – наименование поставляемых товаров, имущественных прав (описание работ, услуг);
- в графе 7 – расчетную ставку налога (10/110 или 18/118) или запись «Без НДС»;
- в графе 9 – сумму показателя графы 5 и показателя, рассчитанного как произведение показателя графы 5 и налоговой ставки в размере 10 или 18 процентов, деленное на 100;
- в графе 8 – сумму налога, рассчитанную как произведение граф 9 и 7, в рублях и копейках без округления (письмо Минфина России от 1 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/14417);
- в графе 6 – сумму акциза, а если товар не является подакцизным, то укажите «Без акциза».
В конфигурациях 1С 8.3 реализовано несколько основных видов учета НДС налоговыми агентами:
- Уплата НДС при покупке товаров у иностранной фирмы (нерезидента)
- Аренда
- Реализация имущества
В плане счетов для учета операций налоговых агентов используются счета 76.НА и 68.32.
Рассмотрим особенности оформления счетов-фактур налоговыми агентами.
Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.
При этом важно понимать, что компания является налоговым агентом, если заключила договор аренды непосредственно с государственным или муниципальным органом.
Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.
По поводу земельных участков мнения специалистов расходятся:
- Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
- Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
- Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.
Для расчета НДС обратимся к пункту договора аренды, в котором прописана сумма, подлежащая уплате арендатором. Тут есть 2 варианта: НДС может быть выделен либо не выделен в составе платы за аренду.
В первом случае сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118. Исчисленный налог перечисляется в бюджет, а арендодатель получает сумму, указанную в договоре, за минусом НДС. В случаях же, когда налог не входит в сумму арендной платы либо вообще не упоминается в договоре, налоговому агенту придется уплатить его из собственных средств. При этом НДС рассчитывается по ставке 18% от стоимости аренды, указанной в договоре. То есть фактически для арендатора стоимость аренды увеличивается на сумму исчисленного налога.
Когда налоговый агент исчисляет сумму НДС с аренды госимущества, он должен выставить счет-фактуру. Сделать это лучше в срок, установленный для плательщиков НДС, то есть в течение пяти календарных дней — таковы рекомендации ФНС.
Когда приобретающая лом участница сделки не должна исполнять агентские обязанности, а НДС считает и платит в госбюджет сам продавец?
Продавец должен сам исчислить и перевести налог в бюджет в следующих ситуациях:
- Безосновательное проставление им отметки «Без НДС» в документации и последующее выявление данного факта контролирующими органами. Покупатель не должен нести ответственность за совершение нарушения продавцом.
- Потеря в течение налогового периода продавцом права на использование спецрежима. Хозсубъект должен сам исчислить и уплатить НДС со всех операций по продаже лома с 1-го числа квартала, в котором право на спецрежим было потеряно, до момента утраты такого права.
Пример: продавец лома слетел с УСН в связи с превышением лимита доходов 08.11.2018. С 1 октября по 7 ноября по всем отгрузкам он должен начислить и заплатить НДС, что отразится в декларации за четвертый квартал. С 8 ноября он начнет выписывать счета-фактуры с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом».
- Потеря в течение месяца права на освобождение от уплаты НДС, предоставляемого ст. 145 НК РФ. Экономический субъект исчисляет НДС с 1-го числа месяца потери права на освобождение до момента его утраты.
- Продажа металлического лома физлицу, не зарегистрированному в качестве ИП.
- Продажа лома зарубежному партнеру (экспортная операция). Здесь используется ставка НДС 0%.
Как происходит выписка счетов-фактур, если продающая лом сторона сделки освобождена от уплаты НДС или применяет спецрежим?
В случаях, когда продавец применяет освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, счет-фактура им выписывается в обязательном порядке, но с особой отметкой: «Без НДС». Здесь при реализации лома особых правил оформления счетов-фактур, книги продаж и покупок нет.
Спецрежимники и вовсе освобождены от обязанности выставлять счета-фактуры. Тогда соответствующая отметка «Без НДС» должна быть прописана в договоре в качестве одного из условий и в передаточном документе, например в накладной.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Наличие отметки «Без НДС» необходимо и в документе, подтверждающем покупку металлического лома у простого физического лица, не зарегистрированного в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя, например в закупочном акте.
Итак, мы выяснили, что при реализации лома начислять и уплачивать НДС должна приобретающая сторона. Но делать это она будет только в том случае, если продавец лома является плательщиком НДС и не освобожден от уплаты налога, например по ст. 145 НК РФ. Существуют и некоторые особенности в выставлении счетов-фактур на аванс и на отгрузку продавцами-налогоплательщиками, которые нами также были рассмотрены. Кроме того, мы рассказали, каким образом происходит заполнение налоговых регистров по учету НДС каждой стороной — участницей сделки по реализации лома.
В том случае если продавец лома освобожден от уплаты НДС или же применяет специальный налоговый режим, у покупателя не возникает обязанностей налогового агента. Главное — очень внимательно подойти к оформлению первички (договоров, накладных, актов и т. д.), чтобы у контролеров не возникло никаких претензий ни к продающей, ни к приобретающей стороне.
ЗАДАТЬ ВОПРОС |
ЗАПРОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
Как налоговому агенту заполнить счет-фактуру
В строке 2 «Продавец» налоговые агенты, приобретающие товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ), а также налоговые агенты, арендующие государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления или приобретающие (получающие) на территории России государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (п. 3 ст. 161 НК РФ), приводят полное или сокращенное наименование продавца или арендодателя (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого они исполняют обязанности по уплате налога.
В строке 2а «Адрес» должен быть указан адрес (в соответствии с учредительными документами) продавца или арендодателя (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого налоговые агенты исполняют обязанность по уплате налога.
В строке 2б «ИНН/КПП продавца» должны быть проставлены:
- прочерк – если счет-фактуру заполняет налоговый агент, приобретающий товары (работы, услуги) у иностранной организации, которая не состоит в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ);
- ИНН и КПП продавца или арендодателя (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога, во всех остальных случаях (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Об этом сказано в подпунктах «в»–«д» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
При составлении счета-фактуры на выполненные работы (оказанные услуги) в строках 3 «Грузоотправитель и его адрес» и 4 «Грузополучатель и его адрес» налоговые агенты, приобретающие работы (услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ), а также налоговые агенты, арендующие государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления или приобретающие (получающие) на территории России государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (п. 3 ст. 161 НК РФ), ставят прочерки.
Если у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, приобретаются товары, то в строке «Грузоотправитель и его адрес» нужно указать наименование и почтовый адрес грузоотправителя, а в строке «Грузополучатель и его адрес» – наименование и почтовый адрес грузополучателя.
Налоговые агенты по НДС на практическом примере в 1С: Бухгалтерии
Опубликовано 07.08.2019 11:45 Автор: Administrator Кто такие налоговые агенты? Это организации, которые рассчитывают и перечисляют налоги за налогоплательщиков. С понятием «налоговый агент» мы чаще всего встречаемся при учёте подоходного налога, когда удерживаем из доходов физических лиц НДФЛ. Но налоговым агентом можно быть и при учёте НДС. Что самое интересное, ваша система налогообложения не имеет никакого значения. Даже если вы применяете УСН или ЕНВД, то при соблюдении определённых условий всё равно должны будете учитывать «чужой» НДС. Такая обязанность закреплена в ст. 161 НК РФ. Рассмотрим ситуации, в которых организация становится налоговым агентом по НДС:
— при аренде федерального и муниципального имущества;
— при приобретении или реализации услуг иностранных лиц;
— при продаже конфискованного имущества, кладов и прочих ценностей;
— при перевозке железнодорожным транспортом грузов в интересах другого лица на основе договоров комиссии, поручения или агентских договоров;
— при отсутствии перехода права собственности на судно в течение сорока пяти календарных дней с момента регистрация судна в Российском международном реестре судов;
— при продаже на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, сырых шкур животных, а также макулатуры (данный пункт касается только общей системы налогообложения).
Самый распространённый пример – это аренда или покупка государственного имущества у самих органов власти, управления или органов местного самоуправления. Его и рассмотрим подробнее.
Начнём с настройки функциональности программы. Переходим на раздел «Администрирование» — «Функциональность» и ставим галочку на вкладке «Расчёты» — «Организация – налоговый агент по НДС».
Затем отразим получение арендованного муниципального имущества у арендодателя. Для этого сформируем проводку по дебету забалансового счёта 001. Вводим документ «Операция, введённая вручную» в разделе «Операции».
Наступил конец месяца, и арендодатель передал нам акты оказанных услуг. А значит, нужно ввести «Поступление (акты, накладные)» (раздел «Покупки»). Важными реквизитами при заполнении документа «Поступление услуг: Акт» являются договор с муниципалитетом и статья затрат. В договоре помимо номера, даты и наименования необходимо установить галочку «Организация выступает в качестве налогового агента по уплате НДС», выбрать вид агентского договора и ввести обобщённое наименование для счёта-фактуры.
Для предоставления сведений о суммах исчисленного и уплаченного налога на добавленную стоимость следует использовать унифицированную форму отчетности. Бланк фискальной декларации по налогу на добавленную стоимость утвержден Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ в редакции от 20.12.2016. Данный нормативно-правовой акт содержит и порядок заполнения.
Актуальный бланк можно скачать в конце статьи.
Для налогового агента порядок заполнения декларации по НДС значительно упрощен. Так, обязательным к заполнению для данной категории организаций является:
- Титульный лист.
- Первый и второй разделы.
- Раздел 9, при наличии информации о счетах-фактурах, зарегистрированных в книге продаж.
Продажа иностранных товаров и услуг
Предприниматели закупают сырье, товары и услуги у иностранных компаний. Если в у иностранного продавца есть зарегистрированный филиал или представительство в России, его сотрудники выдадут вам счет-фактуру и самостоятельно рассчитают и уплатят НДС в бюджет.
Узнать о регистрации филиала несложно. Запросите у контрагента свидетельство о постановке на учет в России с присвоенным ИНН. Обращайте внимание на то, с кем именно заключаете контракт. У иностранной компании может быть официальный филиал в России, но если договор заключен с «головой», вы станете ее налоговым агентом по НДС.
Но есть операции, которые освобождены от налогообложения, они перечислены в ст. 149 НК РФ. Если товар или услуга, которые вы покупаете, перечислены в третьем пункте этой статьи, они не облагаются НДС. А значит вы не будете налоговым агентом иностранного лица, даже если оно не стоит на учете в РФ.
Например, ООО «Эпсилон» закупило у иностранного партнера партию керамической плитки. Контрагент не стоит на учете в РФ. Стоимость контракта 500 000 рублей. Значит «Эпсилон» поступает следующим образом:
- 500 000 *20/120 = 83 333,33 рубля — удержать и перечислить в государственный бюджет НДС по ставке 20%;
- 500 000 * 100/120 = 416 666,67 руб. — перечислить поставщику.
Иностранные партнеры часто идут на хитрость и устанавливают в договоре условие, что цена фиксированная, и особенности местного законодательства ее менять не могут. А значит если цена контракта 500 000 рублей, то и получить контрагент должен 500 000 рублей. Нормам закона это не противоречит, а вот для покупателя — это серьезный удар по бюджету. В такой ситуации:
- 500 000 рублей — перечисляем поставщику;
- 500 000 *20/100 = 100 000 рублей — НДС за иностранную компанию.
Будете ли вы налоговым агентом, зависит также от места реализации товаров и услуг. Определить место реализации товаров просто. Если вы купили плитку в Китае, вам ее отгрузили, и вы продали ее в России, вы — налоговый агент по НДС.
С услугами сложнее: физического перемещения нет. Но есть ряд услуг, местом реализации которых точно будет Россия, так как вы работаете на ее территории:
- разработка ПО;
- консультационные услуги;
- юридические;
- бухгалтерские и аудиторские;
- рекламные и маркетинговые;
- инжиниринговые;
- аренда имущества, кроме недвижимости и авто;
- предоставление персонала.
Место оказания иных услуг определяется индивидуально.
Подытожим. Вы налоговый агент по сделке с иностранным партнером, если:
- купили у него товары или услуги;
- реализуете их в России;
- они не перечислены в п. 3 ст. 149 НК РФ;
- у иностранной компании нет официального филиала или представительства в РФ.
Отражение в учете услуг по аренде
Затраты на аренду нежилого офисного помещения в бухгалтерском учете относятся в состав расходов по обычным видам деятельности и учитываются на счете «Общехозяйственные расходы» (п. 5 п. 7 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94).
В налоговом учете такие затраты будут относиться к косвенным расходам и единовременно учитываться для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (ст. 318 НК РФ).
Оказание услуг по аренде регистрируется документом Поступление (акт, накладная) вид операции Услуги (акт) в разделе Покупки – Покупки — Поступление (акты, накладные) — кнопка Поступление — Услуги (акт).
Рассмотрим особенности заполнения документа Поступление (акт, накладная) по данному примеру.
Особенности перевыставления счетов-фактур
Счет-фактура – это и подтверждение приемки продукции, и основание для вычета по выплате НДС. Соответствующее положение оговорено статьей 169 НК РФ. Нужно учитывать особенности процедуры, в которой присутствует агентское соглашение. В этом случае между продавцом и потребителем образуется дополнительное звено – агент. Он работает в интересах потребителя (статья 1005 ГК РФ).
Начальные СФ выставляются в адрес агента. Для использования принципалом вычета нужно перевыставить ему СФ. То есть агенту нужно выставить принципалу СФ при передаче полномочий на продукцию.
СФ составляется по определенной форме. Все нюансы ее составления оговорены в Правительственном Постановлении №1137 от 26 декабря 2011 года. Перевыставление бумаги выполняется агентом, который действует от собственного имени.
Считается, что агент напрямую участвует в переоформлении при наличии этих условий:
- Исполнение поручения по соглашению.
- Работа от собственного имени.
Перевыставление должно осуществляться на базе закона.
Ресселлер выступил вместо принципала
Посреднической фирмой или посредником называется организация или лицо, представляющее промежуточное звено между потребителями и производителями услуг, работ, товаров. Эти компании содействуют товарообороту, выступая катализатором рыночных отношений посредством решения, выявления проблем.
Торгово-посредническими учреждениями называются такие фирмы, которые не зависят от потребителя или производителя товаров ни хозяйственно, ни юридически. Прибыль реселлера может начисляться в виде премиального вознаграждения за оказанные им услуги либо как выручка из разницы между закупочной стоимостью и ценой реализации.
Торгово-посреднические организации классифицируются:
- По выполняемой работе:
- универсальные;
- специализированные;
- По характеру операций и типу подчиненности:
- зависимые (от производства);
- формально независимые;
- независимые (с полным или узким циклом услуг).
Счет-фактура у принципала по агентскому договору
Для выставления и регистрации счетов-фактур важно, как агент действует: от вашего имени или от своего.
Если он действует от вашего имени, вы сами выставляете покупателям и получаете от продавцов счета-фактуры в общем порядке. Эти счета-фактуры вы регистрируете в книге продаж или книге покупок. Агент в документообороте не участвует.
Если агент действует от своего имени, то документооборот идет через него. При продаже он передает вам копии счетов-фактур, которые выставил покупателям. На основе этих копий вы выставляете счета-фактуры ему и регистрируете их в книге продаж.
При покупке он перевыставляет вам счета-фактуры от продавцов. Вы регистрируете их в книге покупок.
- Счет-фактура у принципала при продаже товаров (работ, услуг) через агента
- Счет-фактура у принципала при покупке товаров (работ, услуг) через агента
Порядок оформления, выставления и регистрации счетов-фактур зависит от того, как работает агент по договору: от вашего имени или от своего.
НДС при доверительном управлении имуществом
Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вам легко рассчитать все налоги. Получить бесплатный доступ на 14 дней
Договоры доверительного управления, простого товарищества, совместной деятельности возможны лишь для упрощенцев, которые вправе уменьшать свои доходы на расходы, т. к. для этого выбран соответствующий объект налогообложения. Перечисленные договорные отношения подлежат обложению НДС (ст. 174.1 НК РФ).
Кто же выставляет счет-фактуру? Ее должен выписать ответственный участник — продавец. Особенностью в данном случае будет то, что в строке «продавец» нужно написать «Д.У.» (п. 3 ст. 1012 ГК РФ).
Упрощенец может взять налог к вычету, если выполнит два простых условия:
- будет иметь на руках счет-фактуру;
- будет вести раздельный учет операций по договору доверительного управления и прочей деятельности.
НДС не облагается только вознаграждение доверительного управляющего на УСН.