Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правда ли, что с 1 апреля можно не включать фары днём?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дневными ходовыми огнями оснащены далеко не все автомобили, несмотря на то, что данная конструкция отличается удобством и функциональностью. Водителю стоит воздержаться от попыток самостоятельного монтажа этих элементов, так как своевольное изменение параметров авто неизменно приведет к штрафу.
Может ли быть выписан штраф
На самом деле существует несколько нарушений, связанных с использованием на автомобиле фар. Первое из них – это отсутствие огней как таковых. На многих машинах, особенно старых, не предусмотрено включение фар автоматически при запуске мотора.
Поэтому многие автолюбители, выезжая из гаража или двигаясь в сумерках, просто забывают включить огни. Это, прежде всего, касается ближнего света.
Кроме того, часто водители вместо ближнего света неоправданно переходят на дальний (особенно это касается хорошо освещенных участков дороги). Такие действия также будут считаться нарушением, чреватым штрафом.
Когда наступает темнота, некоторые водители вместо ближнего света используют только ходовые огни. Это также недопустимо и чревато общением с инспектором ГИБДД.
Наконец, нарушением является наличие на транспорте передних фар, излучающих красный или другой недопустимый свет. За это уже могут отобрать права на срок до 1 года с изъятием соответствующих приборов.
Езда без ходовых огней: что сказано в ПДД и какое может быть наказание?
- Установка в бесцветные указатели поворота светодиодных ламп, которые ярко горят белым светом, во время движения, пока не включен указатель поворота. Тогда они начинают мигать оранжевым светом. Ввиду использования светодиодов затея может провалиться при встрече с дотошным инспектором.
- Использование электронного блока, который при пуске двигателя включает лампы дальнего света (или спирали дальнего света в комбинированных лампах) с пониженной (40–70 % от номинала) яркостью. Фары располагаются выше противотуманок, а потому видны лучше. Сотрудники ДПС вряд ли отличат их от просто горящих фар ближнего света, особенно, если применены двухнитевые лампы типа Н4. А ослеплять встречных водителей они не должны из-за пониженной яркости. И, естественно, как только вы включаете ближний свет фар, все вышеописанные функции должны отключаться.
- Установка вместо «габариток» (слабеньких лампочек накаливания) мощных светодиодных ламп. Тогда достаточно включить «габариты», и все проблемы решены? Не совсем так! Во-первых, могут быть проблемы с ГИБДД, а во-вторых, при таком режиме использования в машине будет гореть достаточно много ламп на панели приборов и на задней части автомобиля. И, напоминаю, сзади будут гореть и перегорать габаритные огни, за которые инспектор может устроить вам ночлег в чистом поле, если лампа не горит, а вы не умеете ее менять.
Можно ли ездить без габаритов
В правилах не прописано запрещение на передвижение в дневной период без габаритов. А ночью действует запрет согласно п.2.3.1 ПДД. Так как ближний свет не включится без предварительного включения габаритных огней. Если габариты находятся в поврежденном пребывании, то в ночной период будет выписано взыскание.
В большей части случаев налагается штраф за езду без ближнего света, но бывает предупреждение. Если чек выписан, то рекомендовано оплатить ее сразу. Что поможет сэкономить 50 процентов от суммы. Такое снижение стоимости возможно при уплате штрафа в первые 20 дней после выписки.
Часто водители пытаются экономить ресурс автомобиля, не включают свет, ссылаясь на то, что ситуация трудно доказываемая и сумеют выкрутиться. Такие водители, при остановке сотрудниками ГИБДД, сразу включают фонари и утверждают, что они были все время включены. Инспектор в такой ситуации может доказать противное при наличии видеозаписи.
Но не стоит прибегать к таким крайним мерам, ведь это безопасность не только ваша, но и окружающих.
Так как большинство вышеперечисленных норм отсылают нас к Перечню неисправностей, то ответственность необходимо смотреть именно за это. И она предусмотрена единственным наказанием в КоаП за нарушение любого из условий и неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС.
Часть 1 статьи 12.5 КоАП предусматривает штраф 500 рублей или вынесение предупреждения за это. Назначается наказание за следующие нарушения по использованию света:
- отсутствует фара как ночью, так и днём,
- перегорела или отсутствует лампочка в фаре.
Ст. 12.20 Кодекса также предписывает штраф 500 рублей или предупреждение за нарушение пользования световыми приборами. Она назначается при следующих нарушениях:
- вы не включили ДХО днём,
- вы едете без света ночью.
Это наказание налагается при исправных световых приборах.
Но выносят ли штраф ГИБДД за не включенный свет сейчас?
Нет. Несмотря на то, что в сети вы найдёте самую противоречивую информацию об этих последних новостях, камеры автофиксации нарушений ПДД по состоянию на 07 Декабря 2021 года не высылают «письма счастья» конкретно за не включенные фары ни днём, ни ночью.
Тем не менее, в интернете многие издания распространяют информацию о том, что в ближайшее время такая система уже заработает. Однако, данную информацию официально опровергли в МВД России.
Таким образом, на сегодняшний день комплексы автофиксации не выносят штрафы ГИБДД за выключенный ближний свет фар.
Причём, это работает для обоих времён суток:
- камеры не выносят штрафы за невключенные фары (или ДХО) как в дневное время,
- равно как нет наказания в автоматическом режиме за более грубое нарушение – выключенный свет в тёмное время суток.
Обновление от 10.08.2021. Между тем, ряд изданий сообщает о том, что на практике уже с июля ведётся активное вынесение постановлений средствами автофиксации такого нарушения, как невключенный ближний свет фар. Причём, пока такие камеры работают только в Нижнем Новгороде.
Прогресс не стоит на месте, и вслед за ксеноновыми лампочками появились еще более современные светодиоды. Такие фары устанавливаются на люксовых машинах заводом-производителем, однако некоторые водители решили установить светодиоды на свое авто самостоятельно. Речь идет о ситуации, когда фары предназначены для галогеновых ламп, а автомобилист меняет их на светодиодные с таким же цоколем.
Первое время такое нарушение трактовали по ст. 12.5 КоАП, часть 3, за которое водителям грозило лишение прав от 6 до 12 месяцев. Однако в 2019 году вышло Постановление Верховного суда, в котором было разъяснено, что наказание в виде лишения прав можно наложить только в том случае, если изменен цвет и режим работы световых приборов. При установке светодиодов цвет огней остается прежним, в значит, такое нарушения должно квалифицироваться по ст. 12.5 КоАП, часть 1, по которой водителю грозит только автоштраф на сумму 500 рублей.
Поскольку вид лампы не соответствует типу отражателя, узаконить изменение конструкции невозможно, а потому штраф будут накладывать до тех пор, пока автомобилист не установит обычные галогенные лампы на место.
Если фара перестала работать во время движения
Согласно действующим правилам дорожного движения автомобилисты имеют полное право транспортировать автомобиль к месту ремонта в случае непредвиденной поломки. Ремонт может понадобиться в том числе и при повреждении осветительных приборов автомобиля. Однако следует помнить и о правиле, напоминающем о необходимости проверки оборудования авто перед началом движения.
Таким образом, сотрудник дорожной службы не имеет права составлять постановление по делу, если водитель отметил нарушение трудоспособности системы в ходе эксплуатации авто. Важно акцентировать внимание инспектора на том, что в момент задержания автомобилист направлялся к станции ремонта.
Избежать наказания не удастся только в случае поломки фары в ночное время. Темный период суток отличается повышенной опасностью. По этой причине водитель не может правомерно продолжать движение при отключенных осветительных приборах. По состоянию на 2020 год при обнаружении неисправностей, проявившихся во время движения в темное время суток автомобилист обязан вызвать эвакуатор или воспользоваться буксировкой.
Важно учитывать, что продолжение движения при неисправности осветительного прибора невозможно не только ночью, но и при недостаточной видимости. Под эту категорию погодных условий входит снег, туман, сильный дождь и прочие неблагоприятные погодные условия. Недостаточной видимостью считается невозможность разглядеть объекты на расстоянии от 300 метров.
Как правильно использовать штатные дневные ходовые огни
Дневными ходовыми огнями оснащены далеко не все автомобили, несмотря на то, что данная конструкция отличается удобством и функциональностью. Водителю стоит воздержаться от попыток самостоятельного монтажа этих элементов, так как своевольное изменение параметров авто неизменно приведет к штрафу.
Скрыть подобного рода нововведения в конструкцию практически невозможно. Даже если уполномоченные сотрудники дорожных служб не смогут выявить нарушение, правда будет раскрыта при следующем прохождении технического осмотра. Избежать ответственности возможно только при своевременном получении разрешения на осуществление преобразований.
Более современные ТС оборудованы системой дневных ходовых огней. Это обстоятельство предотвращает возможность получения штрафной квитанции за езду без осветительных приборов, так как огни включаются одновременно с запуском силового агрегата. Также габариты при включении фар ближнего света моментально становятся менее яркими.
Это позволяет использовать приборы в качестве дополнительных габаритов. Инспектор не может привлечь водителя к ответственности за езду без света фар, но при наличии работающих штатных дневных ходовых огней.
Кто фиксирует правонарушение?
Зафиксировать нарушение может как сотрудник ГИБДД, так и комплексы автоматической фотофиксации. По статистике, в 2021 году подавляющее большинство штрафов за невключенные фары были выписаны автоинспекторами, а камерами – лишь каждый 10й штраф.
В 2021 году появились новые технологии, которые позволили распознавать выключенные фары автоматически, без участия инспекторов. Такая функция есть у камер производства «Астралаб». Это компания обслуживает порядка 1500 камер на территории 12 регионов России. Не исключено, что комплексы с такой функцией появятся по всей территории страны.
Штрафы по ст.12.30 выносят на основании 6 снимков с камеры:
- 2 фото, на которых запечатлен перед машины с разных ракурсов;
- 3 фото сзади в разных ракурсах;
- Фото гос. номеров.
В настоящее время камеры с такой функцией работают на территории Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Тольятти, Симферополя и др. российских городов.
Верны ли слухи, что водителям не нужно включать днем ближний свет фар или ДХО с 1 апреля 2021 года?
Итак, о чем нам говорят слухи в интернете по поводу изменений в ПДД. Согласно многочисленным статьям, в летний сезон — с апреля по сентябрь, в России разрешено не пользоваться дневными ходовыми огнями или ближним светом фар в светлое время суток.
Как обосновывают это авторы таких статей, в указанный период года световой день довольно продолжительный, самый длинный в году. Днем автомобиль и так прекрасно заметно, поэтому нет смысла дополнительно его выделять, включая фары. На безопасность это, дескать, не влияет.
Сразу же возникает очевидный вопрос — а что, с октября по март в России не бывает светлого времени суток, а автомобиль днем в зимний период видно хуже, чем летом?
Очевидно, что это не так, и мы имеем дело с очередным вымыслом или первоапрельской шуткой. И действительно, если мы обратимся к актуальному тексту правил дорожного движения (а именно к пункту ПДД 19.5), то увидим, что пункт правил относительно использования дневных ходовых огней или ближнего света фар как их замены не менялся с 10 мая 2010 года.
Правила однозначно предписывают водителям включать в дневное время фары или ДХО, никаких исключений в зависимости от сезона в законе нет.
Некоторые интернет-издания, которые также занимались проблемой этого слуха, обнаружили его возможный источник. Нечто подобное пару лет назад было введено в непризнанном государстве Приднестровье. Там действительно в летний сезон не нужно использовать фары при движении днем, хотя выглядит такое правило как минимум странно даже для этой непризнанной мировым сообществом страны. К России приднестровские правила, понятное дело, никакого отношения не имеют.
Что нужно делать, если фара резко перестала работать
Рекомендуемые действия:
- вызов эвакуатора;
- буксировка другим транспортом;
- ожидание светлого времени суток.
Днем Правила разрешают добраться с негорящей светотехникой до станции техобслуживания или автостоянки.
Если ни один из предложенных вариантов не подходит, автомобилист действует в следующей последовательности:
- Включает аварийную сигнализацию и останавливает транспортное средство на обочине дороги.
- Проверяет работоспособность ДХО, ПФ и габаритных огней.
- В случае исправности световых приборов зажигает все имеющиеся в наличии и начинает движение на низкой скорости в правом ряду. При неработающих габаритах автомобиль требуется убрать с проезжей части (п. 19.4), а при отсутствии такой возможности — обозначить его при помощи знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря (п. 9.11).
Если все бортовое освещение оказалось нерабочим, принимают следующие меры:
- прикрепляют к бамперу подручными средствами либо удерживают в руках фонарь;
- устанавливают на полку у заднего стекла знак аварийной остановки со светоотражателями.
При не включенном ближнем свете во время езды (и даже включенном частично) штраф всегда будет – 500 рублей. Поскольку сумма не такая уж большая, немало водителей совершенно не опасаются получить штраф и невнимательно относятся к включению световых приборов.
Все же стоит обратиться к моральной стороне вопроса – при езде с выключенными фарами транспорт менее заметен для прочих участников дорожного движения, нежели машина с горящими световыми приборами. Это увеличивает риск аварийных ситуаций. Поэтому следует непременно зажечь при отъезде со стоянки или выезде из гаража положенные световые приборы – с большой вероятностью этим простым действием вы сможете не допустить происшествий при движении своего авто. Помните, езда без горящих фар будет стоить денег из вашего кошелька и, очень вероятно, здоровья или жизни другого водителя.
Штраф за езду с одной фарой
Зачастую на пути разъезжают машины с введенной одной фарой. Вторая либо отсутствует, либо перегорела лампа. Такое движение также будет рассмотрено как правонарушение, на шофера наложится взыскание. Но ситуация будет описана как нарушение запрета применения автотранспортного средства при условиях наличия перечня поломок. Наказание будет предусмотрено согласно статье 12.5 КоАП наложением штрафа 500 рос. рублей согласно обстоятельству выключенного либо грязного светового устройства. Также возможно устное предупреждение.
Несоблюдение списка неисправностей, эксплуатация машины с одним фонарем может послужить причиной аварии, в которой будут виноваты два участника, при условии, что нарушителем выступает один. Такое решение будет выдвинуто, если обнаружится неисправность одной фары у стороны, которая, как бы не нарушила правила езды.
Габаритки — это не ходовые огни
На междугородних трассах нередко встречаются ситуации, когда грязные автомобили визуально сливаются с асфальтом и незаметны на дальности 200-300 метров. Для совершения обгонов необходимо расстояние вдвое больше. И в итоге грязные «невидимки» на встречке проявляются из небытия буквально перед носом начавших обгон водителей. Оправдываются эти грязнули опять же статьей 19.5 ПДД.
Вопрос-ответ
Когда водитель должен переключать дальний свет на ближний?
Однако путать современные ходовые огни с примитивными габаритками нельзя. Это разные вещи. Ходовые огни специально разрабатывались для движения днем, а габаритки используются лишь для подсветки машины на стоянке у обочины.
Путаница в понятиях возникла из-за того, что к 2010 году многие автопроизводители внедрили новую конструкцию фар с расширенным функционалом. В одном блоке совместились и габаритные огни, и классический ближний свет, а также дальний, противотуманные фонари, а еще адаптивный прожектор, парковочные и ходовые секции. Для обозначения автомобилей днем производители придумали дополнительные светодиодные секции со специальными лампами. Их яркость не уступала классическим галогеновым фонарям. И появление новых мудреных терминов запутало автомобилистов.
Многие водители просто перепутали технические понятия и принялись считать себя владельцами машин с «ходовыми» огнями. А если это так, то надобность в ближнем свете отпадает. Здесь важно помнить, что новые иностранные блоки с ходовыми огнями ставятся пока на дорогие премиальные модели. На старые ВАЗы, «Волги» и «Москвичи» они не подходят.
Таким образом, подавляющему большинству автомобилей в российском автопарке все еще запрещено ездить без ближнего света фар как в городе, так и за его пределами. И никакие габаритки его заменить не могут.
За нарушение требований пункта 19.5 ПДД полагается штраф в размере 500 рублей, предусмотренный статьей 12.20 КоАП РФ.
Штраф за не включенные фары днем
Ни один пункт действующего законодательства не предусматривает наложения штрафа за поездки днем с отключенными приборами ближнего света или ходовыми огнями. Если водитель едет на машине с выключенным внешним освещением, его ждут дополнительные минуты неприятного общения с сотрудниками правоохранительных органов.
Наложение административного штрафа грозит при выявлении правоохранителями передвигающегося по трассе транспорта с неисправными фарами или огнями.
Не стоит пренебрегать соблюдением правила, предусматривающего необходимость использования дополнительного освещения на авто. Это простое действие способно предотвратить аварию и спасти кому-то жизнь.
Почему днем лучше включать противотуманки вместо ближнего света?
В правилах дорожного движения, а именно в параграфе 19.5 говорится о том, что в дневное время суток, абсолютно каждый автомобиль обязан включать фонари ближнего света или ДХО (дневные ходовые огни).
Такое правило заставляет водителей задавать вопросы. Например, можно ли заменить фонари ближнего света на противотуманки. Считается ли эта замена нарушением ПДД, и можно ли получить штраф.
Вообще не понятно, зачем днем включать свёт, когда на улице и так всё видно. Тем более, свет от ближних фар очень слабый, да и что вблизи можно освещать? Как показывает статистика, когда автомобиль развивает большую скорость, то другие водители замечают его лучше, если горят ближние фары.
Это очень важный нюанс, так как он позволяет вовремя среагировать и увернуться от возможной аварии. Можно сделать вывод, что правило придумали для того, чтобы снизить риск столкновений между транспортными средствами в дневное время суток.